Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Сердюкова Оксана Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaja_karta_s_prezentaciej.rar234.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя Сердюкова Оксана Николаевна

Класс 3

      УМК  под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение» 2016 год

Предмет Русский язык

      Тема «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок

Цель: формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

 Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. 

Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.

Ход урока

Название

этапа урока

                                                     

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу

Фронтальная.

Приветствует учащихся.

Всем-всем – добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

– Проверим готовность
к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные

- формирование  умения слушать и слышать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Готовность

к уроку. Наблюдение

2

Актуализация

 знаний.

Закрепить полученные знания

Коллективная Словесный.

Практический

I. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите слово-отгадку.

1. На ИЗО с тобой пойдем

    И с собой его возьмем.

    В чем мы будем рисовать?

    Как назвать мне ту тетрадь? Альбом                                   

2. Проживает в теплых странах, Обожает есть бананы, Хвост, не хуже, чем рука, Смотрит гордо свысока. Джунгли ей, как дом родной.  В них живет со всей семьей.  Хороша и без изъяна, А зовется- Обезьяна                                                                 

3. И в ясный день, и даже в полночь Всегда спешит к больным на помощь  Дорогу все ей уступают  И с уваженьем пропускают.                              Скорая помощь

- Чем похожи эти слова?

- Одинаковую ли работу выполняет Ь в этих словах?

- Какую роль выполняет Ь на конце слов с шипящей согласной. Зачем писать мягкий знак в слове «помощь»?

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Записывают в тетрадях отгадки - словарные слова.

Проверяют, оценивают

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

- Во всех словах есть мягкий знак.

- Нет. Смягчает, разделяет.

Словарный диктант. Самооценка

3

Постановка учебной задачи

Постановка проблемы

Парная. Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Работа в парах

Слова записаны на доске:

нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ

- Прочитайте слова. --Разделите эти слова на две группы

- Что заметили?

- На какие согласные звуки они заканчиваются?

Сделайте выводы

- Запишите слова в две группы

- Проверка

Какая тема урока?

Цели нашего урока?

Работа с правилом.

- Попробуйте сформулировать правило.

- Прочитайте правило в учебнике на стр.31

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Читают

- С мягким знаком на конце и без Ь/ - Женского рода и мужского.

- На шипящие.

- Записывают в два столбика.

Проверка, самооценка

Фиксируют, где возникло затруднение.

Читают, предлагают
формулировки учебной задачи урока
 Формулируют правило.

2-3 человека читают правило. Затем чтение правила хором.

Проблемные вопросы.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Употребление ь 
на конце имен существительных
Работа по карточкам

Овладение навыками смыслового чтения; осуществление классификации, работа с правилом и таблицей

Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический.

Работа с предложением и словосочетанием. Цветные поля.

Карточки. Вставь, где необходимо Ь, над словами указывай род

Веселая молодеж…, колючий еж…, скорая помощ…, теплый плащ…, хорошая реч…, серая мыш…, солнечный луч…, русская печ…, второй этаж…, морской пляж…

Организует работу
с упражнением,

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Выполняют задание, изучают правило, работают со схемой

- Индивидуальная работа по карточкам.

Индивидуальные карточки. Правило.

5.

2. Пословицы
(упр. 52 стр.31)

Объяснение и понимание смысла
пословиц.

Коллективная, групповая.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение,беседа

Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение

Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать.

Личностные: проявлять уверенность.

Выполняют письмо по памяти
и задания упражнения

Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; осуществляют анализ, самопроверку. Выполняют звуко-буквенный разбор слова

Упражнение-беседа по вопросам

6.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

7.

Закрепление знаний и способов действий.

 Построение  логических рассуждений, установление причинно-следственных связей; обоснование выбора написания ь; комментирование  орфограммы

Групповая. Словесный

Предлагает в группах выполнить задание

Слова в скобках напишите  в  форме единственного числа

1.Вкусный(калачи)                     4.Дорогая(вещи)

   Круглый (обручи)                       Верный(товарищи)

2.Яркий(лучи)                              5.Большой(гаражи)

   Летучая(мыши)                            Красивый(плащи)

3.Острый(мечи)                            6. Высокий(камыши)

    Зимняя(ночи)                                Тёмная(ночи)

организует коллективную проверку

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, договариваться, выслушивать мнение собеседника, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Записывают слова, раскрывая скобки..

Упражнение Взаимопроверка. Самооценка по шкале достижений.

2. Звуки – буквы. Лишнее слово
(упр. 54)

Анализ, сравнение, определение критериев объединения слов

Парная.

Практический. Упражнение

Организует работу
с упражнением

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Личностные:

- воспитывать прилежание, ответственность.

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют взаимопроверку

Взаимопроверка.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Уточнение о написании существительных с шипящими на конце

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

слайд-

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

Познавательные: уметь применять полученные знания.

Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.

Заканчивают предложения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Контроль о-оценивающая деятельность

9.

Домашнее задание: упр. 55 

Домашнее задание (дифференцированное)

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Дает комментарий
к домашнему заданию
 

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Мягкий знак в конце имени существительного на шипящий. Роли мягкого знака».

Цели:-Обобщить знания учащихся о роли мягкого знака.Предметные задачи:Создать условия для развития у учащихся умения:- сделать вывод о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных ж...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...