Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Конспект урока по русскому языку 3 класс.

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Цели:

 - Помочь учащимся выяснить, у каких имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, научиться правильно, писать и различать эти слова.

-Развивать навык грамотного письма, устную и письменную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

- Прививать любовь к природе, родному краю, доброжелательные отношения к товарищам.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                             1)познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                         – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                         – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.                                                                                         2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать  интеллектуальные  и  коммуникативные  способности  учащихся, мышление, внимание.                                                                                

 3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                          -создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других

- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.                                                                                                                                       УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.                                                          

Ход урока.

1.Орфографическая минутка.

 Прочитайте текст.

И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега. Грачи прилетели- весну принесли. (Н. Сладков).

-Определите тему текста. Докажите.

- Какие мысли и чувства возникли у вас, когда читали текст?

текст?

- Запишите, обозначив орфограммы.

- Найдите и назовите имена существительные, которые встречаются в тексте. Докажите.

2. Морфологический разбор.

-Выполните морфологический разбор слова  грачи.

Грачи (кто?)- сущ., н.ф.-грач, м.р., И.п., мн.ч..

3. Постановка проблемной ситуации.

- Запишите это слово, употребив его в единственном числе.

- Как запишите? Какой звук слышится на конце слова?

- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий, глухой).

- Как обозначается  мягкость согласного звука на конце?  ( при помощи ь и гласных е, ё, ю, я, и).

- Так как же будем писать слово грач?

4. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня я помогу вам выяснить, у каких имен существительных на конце слова после шипящего пишется мягкий знак, а у каких нет. Поэтому тема урока-  «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

- Какую цель перед собой поставим?

Для реализации своих целей начнем работать.

5. Новый материал.

- Прочитайте слова:

              Товарищ, врач, вещь, карандаш, печь, глушь.

- Какое задание вы можете предложить исходя из темы и целей урока?

- Верно, запишите, распределив слова в два столбика.

        товарищ        вещь

        врач                                          печь

        карандаш                                глушь

-Исследуйте слова первого столбика. Что можете о них сказать? (сущ., м.р., ед.ч.)

-какие существительные относятся к мужскому роду?

- Исследуйте слова второго столбика. Что можете о них сказать? (сущ., ж.р., ед.ч.)

- Какие существительные относятся к женскому роду?

- сравните ваши исследования. Что заметили?

- Сформулируйте правило написания мягкого знака на конце существительных после шипящего.

- Проверьте. Правильно ли вы сформулировали правило по учебнику- стр.31.

- Поработайте парами. Расскажите друг другу о том, что выяснили.

- У каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Что нужно знать для того, чтобы правильно написать такие существительные?

6. Первичное закрепление изученного материала.

а ) с комментированием: стр. 32 упр. 53

б ) игра «да», «нет»- устно (если «да»- хлопок в ладоши, если «нет»- молчание.

      Ключ, борщ, дичь, сторож, молодежь, мяч, глушь, луч.

7. Самостоятельная работа по вариантам.

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание по вариантам.

- Прочитайте текст, который записан на доске:

    У дедушки был замечательный каранда…Он мог лунную но…и солнечный лу…, золотую ро…и нежный белый ланды…

- Назовите слова с интересующей нас орфограммой.

- Выпишите существительные:

1-й вариант: мужского рода;

2-й вариант: женского рода, вставив орфограмму (по одному ученику работают у доски).

8. Взаимопроверка.

- Проверить правильность выполнения этого задания вы сможете обменявшись тетрадями и сверив записи в тетради и на доске.

- Что вы можете сказать о выполнении задания ребятами у доски?

- А кто из вас выполнил задание без ошибок?

9. Рефлексивно- оценочный этап.

Пришло время проанализировать свою деятельность на уроке.

- Достигли ли вы своей цели?

- Какое задание помогло в этом?

- Выполнение тестового задания поможет вам проверить, как хорошо вы усвоили новый материал.

Тест

на определение уровня обученности учащихся

1.Продолжи предложение:

На конце существительных _________________ рода после шипящих ______________мягкий знак. А на конце существительных  ________________ рода мягкий знак не пишется.

2. Докажи!

Вещь- _______        стриж- _________        глушь- ________

Шалаш- ______        дичь- __________        сторож- ________

3.Выполни по образцу:

Плащи- плащ (м.р.)

Ночи ____________

Силачи __________

Мыши ___________

Малыши _________

Дочери __________

4. Составь два предложения, в  состав которых входят существительные м.р. и ж.р. с шипящими на конце.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Домашнее задание.

В качестве домашнего предлагаю вам уровневые задания:

1-й уровень: стр. 32 упр.56 , спишите, вставляя пропушенные буквы.

2-1 уровень: стр.32 упр.54, спишите, заменяя обозначения звуков в словах буквами.

3-й уровень: стр. 32 упр.55, подберите к каждому имени существительному антоним, запишите слова парами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....