Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

     

    Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.

    Задачи:

    Расширять знания учащихся о функциях мягкого знака;

    Закреплять понятия: «разделительный мягкий знак», «показатель мягкости согласных»;

    Развивать орфографическую зоркость;

    Воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая  разработка урока русского языка в 3 классе

    по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

    Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.

    Задачи:

    1. Расширять знания учащихся о функциях мягкого знака;
    2. Закреплять понятия: «разделительный мягкий знак», «показатель мягкости согласных»;
    3. Развивать орфографическую зоркость;
    4. Воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность.

    Оборудование: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях, часть 2. – М. – 2007., карточки со слогами, карточки для упражнения 450, картинки для задания на внимательность.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, ведь с каким настроением мы начнем этот день, так он и пройдет.

    Запишите, пожалуйста, число, «Классная работа».

    1. Минутка чистописания.

    то                                 ть

    Кровать, пальто, крестьяне

    Ребята, какой слог мы будем сегодня прописывать? (Мы будем прописывать слог «то»). А сочетания каких букв будем прописывать? (Будем прописывать сочетание букв «т» и «ь»). Какой тип соединения между буквами в первом слоге? (В первом слоге нижнее соединение). Во втором? (Верхнее). Запишите по половине строки каждого слога.

    Посмотрите на слова, записанные на доске. Какие это слова? (Это словарные слова). Запишите.

    В чем сходство этих слов? (Во всех трех словах есть мягкий знак). Где находится «ь» в слове «кровать»? (В слове «кровать» мягкий знак находится на конце слова). Что обозначает мягкий знак в первом слове? (Мягкий знак в первом слове обозначает мягкость согласного звука). Где находится «ь» в слове «пальто»? (В середине слова). Что он обозначает в этом слове? (В этом слове «ь» обозначает мягкость согласного звука). Да, и в первом, и во втором слове мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, только в первом слове он находится на конце слова, а во втором – в середине. А какой мягкий знак в третьем слове? (В слове «крестьяне» мягкий знак – разделительный). Верно, в слове «крестьяне» мягкий знак разделительный, он разделяет согласный и гласный звуки.

    Как переносится слово с мягким знаком в середине? (Он остается на строке, а остальную часть слова переносим). Молодцы, верно ответили на все мои вопросы.

    1. Постановка темы и целей урока.

    Ребята, но мягкий знак не только обозначает мягкость согласного или разделяет согласный и гласный звуки, но он еще может быть и чисто грамматическим, то есть писаться по традиции. Давайте посмотрим, в каком случае это происходит. Тема нашего сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки».

    1. Изучение нового материала.

    А сейчас мы напишем небольшой словарный диктант. …пожалуйста, иди к доске. Мы будем писать слова в два столбика. В первый столбик слова мужского рода, во второй – женского.

    Луч, речь, сторож, ночь, ключ, плащ, мышь, помощь.

    М.р.               Ж.р.

    Луч                речь

    сторож          мышь

    ключ             помощь

    плащ             ночь

    Какие звуки есть во всех этих словах? (Во всех этих словах есть шипящие звуки на конце слова). Что вы заметили здесь, какую закономерность? (Ответы детей). Как пишутся слова женского рода с шипящей на конце? (Слова женского рода с шипящей на конце слова пишутся с мягким знаком). Как пишутся слова мужского рода с шипящей на конце? (Слова мужского рода с шипящей на конце слова пишутся без мягкого знака). Давайте узнаем, правильную ли мы вывели закономерность. Прочтите самостоятельно правило на странице 41. Кто озвучит это правило вслух? (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется «ь»: речь, вещь, молодежь).

    Правильно. На конце существительных ж.р. после шипящих мягкий знак пишется, а в м.р. не пишется. Но обратите внимание, что это касается существительных, стоящих в форме И.п. ед.ч., т.е. в начальной форме.

    Физкультминутка.

    На зеленой, на опушке

    Оглянись по сторонам.

    Видишь: прыгают лягушки

    Влево, вправо, ближе к нам.

    Мы с тобою, как лягушки,

    Тоже скачем по опушке;

    Вот – «стоим на голове» (шумим),

    А вот – прячемся в траве (садимся за парты).

    1. Закрепление изученного материала.

    Ребята, мы с вами изучили новое правило. Давайте теперь применим его на практике. Выполним упражнение №451 на странице 41. Будем работать у доски. …запиши, пожалуйста, первое предложение. Подчеркни существительные женского рода с мягким знаком на конце после букв, обозначающих шипящие звуки.

    Речь нужна людям для общения, для совместного труда. Верный товарищ всегда придет на помощь. На концерте выступал известный скрипач.

    Какие слова подчеркнули? (Речь, помощь). Как пишутся эти слова? (С «ь» на конце слова). Почему они так пишутся, объясни. (Потому что это существительные ед.ч. ж.р. И.п., оканчивающиеся на шипящий звук). Как пишутся слова «товарищ» и «скрипач»? (Эти слова пишутся без «ь» на конце слова, так как это существительные ед.ч. м.р. И.п. мужского рода). Молодец, садись. Ребята, 4 и 5 предложения запишите самостоятельно. Задание то же.

    Встретились ли вам существительные ед.ч. ж.р. И.п., оканчивающиеся на шипящий звук? (Нет). А какие существительные вам встретились? (Встретились существительные ед.ч. м.р. И.п.). Как писали эти существительные? (Без «ь»). Подчеркивали? (Нет, потому что в задании нужно было подчеркнуть только существительные женского рода).

    Придумайте устно свое предложение, чтобы в нем присутствовало слово на изученное правило. (Ответы детей). Запишите свое предложение в тетрадь.

    Обратите теперь внимание на упражнение 452. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Нужно списать существительные и определить их род). Выполните самостоятельно. Кто выполнит, поднимает руку.

    Что обозначает «ь» в словах «снегирь», «морковь»? (Обозначает мягкость согласного).

    На что указывает «ь» на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Он указывает на то, что это существительное ж.р.). Давайте посмотрим, правильно ли мы догадались. Откройте страницу 42 и прочтите правило. (Мы догадались правильно).

    Хорошо. А теперь задание на внимательность. На картинках, которые вы видите на доске, найдите предметы, названия которых – это существительные, имеющие на конце шипящий звук.

    Рожь, малыш, мяч, дочь, обруч.

    Как пишется слово…

    Молодцы. Справились с заданием.

    Посмотрите на упражнение под номером 453. Мы начнем делать его в классе, а доделаете вы его дома. Что нужно сделать? (Нужно поставить существительные в ед.ч. и определить их род). Начинаем выполнять у доски.

    1. Итоги урока.

    Ребята, что нового вы узнали на уроке?

    С какими правилами познакомились?

    Что обозначает «ь» после шипящих на конце существительных женского рода? (Мягкий знак здесь пишется традиционно, является чисто грамматическим).

    1. Домашнее задание.

    Доделать упражнение 453. Выполнить упражнение 454.

    1. Оценивание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

    Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

    Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

    Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "

    Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

    Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...