Конспект урока по русскому языку в 3 классе (дети с ЗПР) "Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Борисова Ада Владимировна

КОНСПЕКТ УРОКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.61 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  3-б  класс.                                                                                  Программа «Школа России»

Учитель: Борисова Ада Владимировна   Школа№439

Тема:  Мягкий знак  на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

 Тип урокаизучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

  1. познавательные
  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
  • Продолжать формировать умение работать с ПК.
  • Дать информацию об этиологии слова ТУШЬ - ТУШ.
  • Познакомить с китайским письмом картин  техники – гохуа.

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: Окружающий мир «Страны мира», Музыка, Изобразительное искусство.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Организация пространств  и ресурсы:

Компьютер, экран, презентация(требования СанПиН - 15 мин.), тушь, Т.Г. Рамзаева «Русский язык» учебник 3 класс 2 часть , разрезные карточки .

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Правила работы в малых группах.

Готовность к коммуникации с учителем и учениками.

приветствие учителя, психологический настрой.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Психологический настрой на достижение цели.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Определение места урока в общей теме.

Составление предложения из слов .

Запись предложения.

Объяснение х-ки сущ. по выделенным словам.

Разбор имени сущ. как части речи.

(Работа в группе)

Вывешивание предложения на доску. Чтение получившегося текста.

Составьте предложение  используя  слова на карточках.

 Запишите.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Докажи.

Вспомните, какую общую тему мы изучаем на рус. яз.?
Подумай, на какой признак имени сущ. указывают выделенные слова.

( ед.мн.ч., ж.м.р., ь – разд. и для смяг.)

Устно (письменно) дай х-ку сущ.

Чем еще может рисовать художник?

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для повторения.

2. Зафиксировать актуальные способы действия  при работе с деформированным предложением.

3. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать у учебному действию.

5. Организовать выполнение уч-ся учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивид.)

- составление предложения, вывешивание на доску.

-определение и сообщение места урока в общей теме.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Изучение нового материала

А) мотивация

презентация

Б) актуализация

Прослушивание муз. фрагмента.

В)выявление места причины затруднения

Г) целепологание и построение проекта выхода из затуднения

Д)Работа с ПК

Е) первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Рисование иероглифа – удача.

Высказывают свое мнение – что такое иероглиф. Почему мы его написали?

Работа в паре, группе.

Выдвигают предположение.

Списывают предложение с экрана.

Запись предложения.

Запись проблемы в тетрадь.

Учебник

Словарь толковый

Интернет

Чтение правила.

Ответы на поставленные вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

  Тема:  Мягкий знак на конце имен сущ-ных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Цель урока:   Формировать умение в написании слов с мягким знаком на конце после шипящих в существительных.

  Запись алгоритма в тетрадь.

Распредели слова по родам.

Работа по учебнику.

Сейчас вы, как художники, нарисуете  еще одно сущ. – при помощи одного знака. !

Как это возможно?

Как вы думаете, что это такое?

Обозначает этот иероглиф слово удача! И она вам сегодня пригодится!

Мы можем многому учиться у других народов.  

Рисуя китайские иероглифы можно научиться каллиграфии.

Каллиграфия – это искусство красивого письма.

Иероглифы пишутся тушью.

Что такое тушь?

Запишите.

Линия является основой китайского изобразительного искусства.

 Это роднит китайскую живопись и каллиграфию. Китайские картины пишутся тушью.
Именно в технике гохуа изображают растения, животных, птиц и насекомых.

Туш – муз. произведение

Почему в одном случае мы написали тушЬ, а в другом туш?

От чего это может зависеть?

От каких х-к сущ. это может зависеть?

Обратите внимание, какая буква стоит в конце слова? Какой звук она обозначает? (шипящий).

Назовите буквы, обозначающие шипящий звук.

ЖШЧЩ

С какой проблемой мы столкнулись?

Какие способы выхода из этой проблемы можете предложить? Где получить информацию?

Какая тема этого  урока?

Какой алгоритм можем составить, чтобы?

 

Повтор по алгоритму правила написания Ь после шипящих на конце сущ.

Учебник стр.40-41

Тема.

     Правило.

Упр.  453

Вовлечь  учащихся в учебную деятельность.

Извлечь  необходимую информацию из текста.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Составление алгоритма.

Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Работа с определением вводных понятий

Использование бытовых аналогий

Объяснение слова каллиграфия.

Увидеть разницу в написании слов, искать способы выхода из проблемной ситуации.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов источников информации .

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 Подведение под понятие –правила написания Ь.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруд нения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- планирование.

- прогнозирование.

 - структурирование знаний.

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Закрепление нового материала

ж) включение в систему знаний и повторения

Работа в группе с карточками

Обратимся к построенному нами алгоритму.

Удалось ли ответить на все вопросы?

 Повторим еще раз …

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи

( в парах или  фронтально)

Составление карты мысли деятельности

Вопросно-ответное общение

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Контроль

Домашнее задание

 Упр.  451 правило с.41

Вы мне сдаете тетради с выполненной работой.

Упр.454,   с.41

с     комментариями.

1. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- разноуровневые работы

- задания на выделение существенных признаков

3 уровня дом.  задания:

идеальное д.з.

сообщение учителя о работе класса

подведение итогов самими уч-ся

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия учебной деятельности

Какая была тема урока?

Удалось ли нам ответить на вопросы по теме?

 Что вызвало сложность?

С чем справились легко и быстро?

 Организовать рефлексию    уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния,

Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Приложение.

1.Конверты со словами для работы в парах. Художник берет кисть и акварель. Художник рисует кистью и акварелью.

2.Карточки с заданием

Она бывает устной и письменной___________ Он бывает тупой и острый ( на кухне)_______________

Верный преданный друг ____________ Правда лучше, чем________________

Вкусный, свекольный, наваристый________________ Чёрная птица, вестник наступающей весны___________________

Предмет, на котором ездил Емеля______________  Маленький ребёнок____________________

3.Физминутка Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки. Русский язык 3 класс. Программа «Школа России»

Слайд 2

Китайский иероглиф – удача

Слайд 3

Каллиграфия – искусство красивого письма. Иероглифы пишутся тушью при помощи кисти.

Слайд 4

Тушь — чёрная краска, сделанная из сажи. Впервые тушь появилась в Китае

Слайд 7

Туш - короткое музыкальное произведение, исполняемое, как правило, духовым оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п.

Слайд 8

туш тушь ? ш ж ч щ ж.р. м.р .

Слайд 10

дочь Женский род Мужской род дочь врач врач помощь циркач тишь тишь циркач помощь ключ ключ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных» Цель:  - Познакомить  учащихся с правописанием ...

Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц

Цель: Освоение  правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]Задачи:   образовательная: познакомить учащихся с правопис...

Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

·         Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...

Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.

Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием  мягкого знака на конце существительных после шипящих....