Конспект урока по русскому языку в 3 классе (дети с ЗПР) "Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык 3-б класс. Программа «Школа России»
Учитель: Борисова Ада Владимировна Школа№439
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
- Продолжать формировать умение работать с ПК.
- Дать информацию об этиологии слова ТУШЬ - ТУШ.
- Познакомить с китайским письмом картин техники – гохуа.
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: Окружающий мир «Страны мира», Музыка, Изобразительное искусство.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.
Организация пространств и ресурсы:
Компьютер, экран, презентация(требования СанПиН - 15 мин.), тушь, Т.Г. Рамзаева «Русский язык» учебник 3 класс 2 часть , разрезные карточки .
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Правила работы в малых группах. Готовность к коммуникации с учителем и учениками. | приветствие учителя, психологический настрой. | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Психологический настрой на достижение цели. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Определение места урока в общей теме. | Составление предложения из слов . Запись предложения. Объяснение х-ки сущ. по выделенным словам. Разбор имени сущ. как части речи. (Работа в группе) Вывешивание предложения на доску. Чтение получившегося текста. | Составьте предложение используя слова на карточках. Запишите. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажи. Вспомните, какую общую тему мы изучаем на рус. яз.? ( ед.мн.ч., ж.м.р., ь – разд. и для смяг.) Устно (письменно) дай х-ку сущ. Чем еще может рисовать художник? | 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для повторения. 2. Зафиксировать актуальные способы действия при работе с деформированным предложением. 3. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил). 4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать у учебному действию. 5. Организовать выполнение уч-ся учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивид.) | - составление предложения, вывешивание на доску. -определение и сообщение места урока в общей теме. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Изучение нового материала А) мотивация презентация Б) актуализация Прослушивание муз. фрагмента. В)выявление места причины затруднения Г) целепологание и построение проекта выхода из затуднения Д)Работа с ПК Е) первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Высказывают свое мнение – что такое иероглиф. Почему мы его написали? Работа в паре, группе. Выдвигают предположение. Списывают предложение с экрана. Запись предложения. Запись проблемы в тетрадь. Учебник Словарь толковый Интернет Чтение правила. Ответы на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока. Тема: Мягкий знак на конце имен сущ-ных после букв, обозначающих шипящие звуки. Цель урока: Формировать умение в написании слов с мягким знаком на конце после шипящих в существительных. Запись алгоритма в тетрадь. Распредели слова по родам. Работа по учебнику. | Сейчас вы, как художники, нарисуете еще одно сущ. – при помощи одного знака. ! Как это возможно? Как вы думаете, что это такое? Обозначает этот иероглиф слово удача! И она вам сегодня пригодится! Мы можем многому учиться у других народов. Рисуя китайские иероглифы можно научиться каллиграфии. Каллиграфия – это искусство красивого письма. Иероглифы пишутся тушью. Что такое тушь? Запишите. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию. Китайские картины пишутся тушью. Туш – муз. произведение Почему в одном случае мы написали тушЬ, а в другом туш? От чего это может зависеть? От каких х-к сущ. это может зависеть? Обратите внимание, какая буква стоит в конце слова? Какой звук она обозначает? (шипящий). Назовите буквы, обозначающие шипящий звук. ЖШЧЩ С какой проблемой мы столкнулись? Какие способы выхода из этой проблемы можете предложить? Где получить информацию? Какая тема этого урока? Какой алгоритм можем составить, чтобы?
Повтор по алгоритму правила написания Ь после шипящих на конце сущ. Учебник стр.40-41 Тема. Правило. Упр. 453 | Вовлечь учащихся в учебную деятельность. Извлечь необходимую информацию из текста. Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Составление алгоритма. Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. | Работа с определением вводных понятий Использование бытовых аналогий Объяснение слова каллиграфия. Увидеть разницу в написании слов, искать способы выхода из проблемной ситуации. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов источников информации . Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие –правила написания Ь. Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации затруд нения. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - планирование. - прогнозирование. - структурирование знаний. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Закрепление нового материала ж) включение в систему знаний и повторения | Работа в группе с карточками | Обратимся к построенному нами алгоритму. Удалось ли ответить на все вопросы? Повторим еще раз … | 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи ( в парах или фронтально) | Составление карты мысли деятельности Вопросно-ответное общение | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Контроль | Домашнее задание Упр. 451 правило с.41 | Вы мне сдаете тетради с выполненной работой. Упр.454, с.41 с комментариями. | 1. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | - разноуровневые работы - задания на выделение существенных признаков 3 уровня дом. задания: идеальное д.з. сообщение учителя о работе класса подведение итогов самими уч-ся | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Рефлексия учебной деятельности | Какая была тема урока? Удалось ли нам ответить на вопросы по теме? Что вызвало сложность? С чем справились легко и быстро? | Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Приложение.
1.Конверты со словами для работы в парах. Художник берет кисть и акварель. Художник рисует кистью и акварелью.
2.Карточки с заданием
Она бывает устной и письменной___________ Он бывает тупой и острый ( на кухне)_______________
Верный преданный друг ____________ Правда лучше, чем________________
Вкусный, свекольный, наваристый________________ Чёрная птица, вестник наступающей весны___________________
Предмет, на котором ездил Емеля______________ Маленький ребёнок____________________
3.Физминутка Имя существительное –
Очень удивительное:
Мягкий знак когда писать
Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.
Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайский иероглиф – удача
Каллиграфия – искусство красивого письма. Иероглифы пишутся тушью при помощи кисти.
Тушь — чёрная краска, сделанная из сажи. Впервые тушь появилась в Китае
Туш - короткое музыкальное произведение, исполняемое, как правило, духовым оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п.
туш тушь ? ш ж ч щ ж.р. м.р .
дочь Женский род Мужской род дочь врач врач помощь циркач тишь тишь циркач помощь ключ ключ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]
Место урока в системе обучения. Тема включена в раздел предмета «Русский язык» «Правописание падежных окончаний имен существительных» Цель: - Познакомить учащихся с правописанием ...
Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц
Цель: Освоение правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]Задачи: образовательная: познакомить учащихся с правопис...
Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема: Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».
· Комментарий методиста: Учебное занятие построено в логике развёртывания учебной деятельности. Организация учебной деятельности начинается с постановки...
Урок русского языка в 3-м классе. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
Тема. Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.Цель: знакомство с правописанием мягкого знака на конце существительных после шипящих....
Анализ урока по русскому языку 3 класс по теме: «Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц»
Данный урок содержит в себе анализ урока коллеги Быковой О.Л. русский язык 3 класс...