Мягкий знак (ь)на конце имен существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гарайшина Ляля Гайфулловна

Урок по русскому языку. 3 класс Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

посёлка городского типа Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

         

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

( Мягкий знак (ь) на конце имён существительных

после шипящих)

                                                                                                     

                                                                                                                                     Подготовила и провела

                                                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                                                                Гарайшина Л.Г.

Дата проведения: 26 января 2017 г.

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 Б классе

по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Типоткрытие  новых  знания  (ОНЗ)

Цель урока: 
формирование ценностного отношения к родному языку через анализ имен существительных с выделением существенных признаков и роли Ь после букв шипящих в конце существительных в ходе совместной и групповой деятельности под руководством учителя. 
Задачи:

Образовательные:

формировать умения определять, в каких словах на конце шипящих нужно писать ь, а в каких нет.

Развивающие:

развивать активную работу слухового, зрительного и речевого анализатора.

Воспитательные:

вызывать положительную мотивацию к учению.

Планируемые результаты

Предметные:

- объяснять написание мягкого знака (ь) после шипящих;

- различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце;

-записывать имена существительные с шипящим на конце

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- планировать действия для решения поставленной задачи;

- сотрудничать в соответствии с принятой ролью;

-делить слова на группы по общему признаку;

- осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над многозначностью слова, его лексическим значением»

Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Будем отвечать активно,

     Хорошо себя вести?

     Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти?

- Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг другу в глаза, посмотрите на гостей, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок. Пусть урок принесёт вам радость общения.

Урок я начну словами французского писателя

Ж. Ж. Руссо (1712-1778г)

 « Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные. Ставьте перед собой  новые цели и стремитесь  к их достижению…»

Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя.   Удачи!  

В добрый путь за знаниями!

Дети готовятся к уроку

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

Личностные результаты:  

самоопределение к деятельности

2.Актуализация познавательной деятельности

- повторение изученного материала,

- минутка чистописания.

- За горами и холмами, за дремучими лесами есть удивительная страна. Правит в этой стране волшебница, а зовут её - Существительное. Существительное? Что это такое? Я хочу о нем узнать. Кто из вас, ребята, расскажет  нам о существительном?

Ребята, к нам в сказочную страну пришел Буратино. Он пришел к нам не один, а со своими друзьями шипящими звуками.  Они нам помогут раскрыть одну из тайн. Давайте, назовем эти звуки

 На какие две группы можно разделить эти звуки?

Какие звуки всегда твердые? Какие всегда мягкие?

Давайте откроем тетради, запишем число и классная работа. Эти буквы  запишите в тетрадь красиво, аккуратно.

  Молодцы, аккуратно  написали и нисколько

не устали.

Рассказ детей об имени существительном.

- ч, ш, щ, ж

- Твердые и мягкие.

- ш, ж

- ч, щ

Запись букв  ч, щ, ш, ж

Предметные результаты:

понимать задание, как его надо выполнить.

Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания.

3. Объяснение нового материала.

- работа по учебнику 

Я хочу вам рассказать сказку.

- Вы любите сказки? Слушаете.

Попал как – то мягкий знак в страну шипящих звуков.

Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода.

- Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять!

Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят: «Не мужское это дело смягчаться. Мы мужчины, воины».

И прогнали они мягкий знак.

  Опечалился он и побрел к словам женского рода.

- Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощь?

 И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.

- Итак, как вы думаете, ребята, какую потайную дверцу может открыть золотой ключик? Назовите тему урока.

- Наша сказка похожа на правило?

- Открываем учебник на стр. 13 и давайте прочитаем "Узелки на память".

- Что является главным признаком в выборе написания?

- Давайте составим по этому признаку порядок рассуждений – алгоритм.

- Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

- Существительные  м. р. пишутся без мягкого знака, а существительные ж. р. с мягким знаком на конце.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом, затем прочитывают его вслух.

Род имени существительного.

1) Определи род имени существительного с шипящими (ж, ш, ч, щ) на конце.

2) Ж. р. – пиши мягкий знак  после шипящих на конце имени существительного.

3) М. р. – не пиши мягкий знак  после шипящих на конце имени существительного.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания

Познавательные:

понять, когда следует писать ь после шипящих; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

запомнить, когда следует писать мягкий знак на конце существительных после шипящих;

уметь работать по алгоритму

4. Первичное закрепление

  - Я буду читать слова, а вы запишите их в два столбика.

 Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу  (парная работа).

Карточка:

Нож… (  ),   молодёж…(  ), плащ…(  ),  стриж…(  ), доч…(  ),     ландыш…(  ), марш…(  ),  вещ…(  ), чиж…(  ),    грач…(  ).

2. А сейчас  найдем упражнения  № 19 на стр. 13. Давайте прочитаем задание. 1. Товарищ 2. Грач 3.Шалаш        

Дети пишут в тетрадях. Взаимопроверка.              Один ученик - у доски.

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.

Метапредметные результаты:

самоопределяются в УД

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах

5. Физкультминутка

   Потрудились - отдохнём,

   Нужно, без сомнения.

   Дружно быстренько   встаём,

    Выполним движения.

  • Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода, подпрыгиваете и хлопаете руками над головой.

Слова: ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, шалаш, калач, речь, дичь.

 Выполнение упражнений

6. Вторичное закрепление

1. (Картинный диктант).   Сейчас я вам покажу картинки, а ваша задача написать названия в единственном числе в тетради. Напишите  рядом со словом род этого существительного .

ёж, мяч, ландыш, рожь, брошь, карандаш, морж.  

2. Групповая работа

 1вариат.

 Составьте алгоритм исследования

(предложения записаны в разброс):

- Определите род существительного.

- Какой звук слышится на конце слова.

- Прочитайте слово.

- Запишите слово.

- Определите часть речи.

-  Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.

2 вариант.

Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим на конце, напишите его и определите род.

суп со свёклой и овощами - …..,

дикие птицы, на которых охотятся - …,

горький вкус - …,

мелкие предметы - … .

3 вариант.

Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

Гараж…, помощ…, молодёж…, обруч…, борщ…, доч…,

Ученики рассматривают картинки, записывают слова в единственном числе и указывают род существительных.

Лиза записывает слова на доске.  Дети сверяют работу.

Каждая группа выполняет своё задание. Проверка.

1вариат.

1) Прочитайте слово.

2)  Определите часть речи.

3)  Определите род существительного.

4)  Какой звук слышится на конце слова?

5) Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.

6) Запишите слово.

2 вариант.

Борщ (м.р.), дичь (ж.р.), горечь (ж.р.), мелочь (ж.р.).

3 вариант.

Крепкий гараж (м.р.),

скорая помощь (ж.р.), современная молодёжь (ж.р.), красный обруч (м.р.),

вкусный борщ (м.р.),  послушная дочь (ж.р.).

Метапредметные результаты:

самоопределяются в УД

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: оценить результаты учебной
деятельности.

Какое сейчас время года?                                                          На улице - сугробы из снега, а мы сейчас на уроке русского языка сделаем свои сугробы – из слов!                                                                                          Один сугроб вы сделаете из существительных м.р., а другой ж.р.

- Над какой темой мы работали на уроке?


Оцените свою работу с помощью сигнальных
карточек:

-Кому было легко? — зеленый кружок.

- Кто испытывал затруднения? — красный кружок.

Ученик у доски.

Дети показывают сигнальную карточку.

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Личностные результаты:

осознать смысл изучения правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; понимать значимость правильного написания

8. Домашнее задание

Упр.21(с.14) в учебнике

вещ..       помощ..      брош..

дрож..    ключ..     тиш..     богач..

луч..       этаж..      ткач..        лож..

циркач..      уж..        трубач..

 гореч..        реч..

Нож… (       ),            Нож… (       ),          Нож… (       ),         Нож… (       ),            Нож… (       ),

молодёж…(       ),     молодёж…(       ),   молодёж…(       ),    молодёж…(       ),     молодёж…(       ),  

плащ…(      ),            плащ…(      ),          плащ…(      ),          плащ…(      ),             плащ…(      ),  

стриж…(     ),           стриж…(     ),          стриж…(     ),          стриж…(     ),            стриж…(     ),  

доч…(      ),               доч…(      ),             доч…(      ),             доч…(      ),                доч…(      ),

ландыш…(      ),       ландыш…(      ),     ландыш…(      ),      ландыш…(      ),        ландыш…(     ),

вещ…(     ),               вещ…(     ),             вещ…(     ),              вещ…(     ),                вещ…(     ),

грач…(      ).              грач…(      ).           грач…(      ).             грач…(      ).             грач…(      ).

Нож… (       ),            Нож… (       ),          Нож… (       ),         Нож… (       ),            Нож… (       ),

молодёж…(       ),     молодёж…(       ),   молодёж…(       ),   молодёж…(       ),    молодёж…(       ),  

плащ…(      ),            плащ…(      ),          плащ…(      ),          плащ…(      ),              плащ…(      ),  

стриж…(     ),           стриж…(     ),          стриж…(     ),          стриж…(     ),             стриж…(     ),  

доч…(      ),               доч…(      ),             доч…(      ),             доч…(      ),                 доч…(      ),

ландыш…(      ),       ландыш…(      ),     ландыш…(      ),      ландыш…(      ),         ландыш…(     ),

вещ…(     ),               вещ…(     ),             вещ…(     ),              вещ…(     ),                 вещ…(     ),

грач…(      ).              грач…(      ).           грач…(      ).             грач…(      ).              грач…(      ).

Составьте алгоритм исследования

1.  Определите род существительного.

2.  Какой звук слышится на конце слова.

3.  Прочитайте слово.

4.  Запишите слово.

5.  Определите часть речи.

6.  Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.

Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим на конце, напишите его и определите род.

суп со свёклой и овощами - …..        (     ),

дикие птицы, на которых охотятся - …      (     ),

горький вкус - …           (     ),

мелкие предметы - …       (     )

Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

_________________________гараж …  (   ),                          

_________________________помощ…  (   ),                            

_________________________молодёж…(   ),                        

_________________________обруч…    (    ),                            

_________________________борщ…     (   ),                            

_________________________доч…        (   )          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....