Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаева Эльза Бадмаевна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

01.02.2019г. Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Педагогическая
цель

Умение правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные
результаты

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; формирование умения адекватно оценивать свою работу;

воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

 Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

 Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу; 

Оборудование

Учебник «Русский язык» для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий, 2 часть, компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки, карточки с заданиями для групповой, парной  и индивидуальной работы.

Методы

Словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация

    К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга.

На уроке я сижу,

Не кричу и не стучу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Настраиваются на работу.

 

2. Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

 Открыли тетради, запишите число

Первое февраля

Классная работа.

 (Запись на доске).  Прочитайте слова  

 П . льто, в . р (а/о) бьи, к . ртоф . ль, к . ньки, мальч . к,

с . л (о/а) вьи, м . рко(в/ф)ь, м . двежьи, пом (а/о)щь.

Что общего вы видите во всех этих словах?

 У них есть Ь.

   Минутка чистописания. До конца строчки пропишем мягкий знак, увеличивая его количество в каждой последующей группе.

Ь ЬЬ ЬЬЬ ЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬЬ и т.д.

  По какому признаку можно разделить эти слова на группы?  

1 группа - разделительный  мягкий знак,   2 группа - мягкий знак-показатель мягкости согласных.

 Запишите слова в 2 столбика

 Проверка.

Дети читают.

Во всех словах пропущен мягкий знак.

Группируют слова, записывают их в тетрадь.

3.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Какая возникла у вас трудность?

 (Дети затрудняются сказать, в какую группу можно определить слово помощь)

Почему? Это не словарное слово, оно не подходит ни в одну из групп.

На какой звук оканчивается слово?

( На мягкий, шипящий). Какие ещё есть звуки шипящие? (ч, ж, ш)

Значит, ребята, он выполняет другую работу, о которой мы еще не знаем.

Давайте  закроем  мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?

Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

 Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?

Нет. Но почему тогда он там пишется?

У нас на уроке, проблема, узнать, почему у существительных после шипящих пишется ь.

Какая тема урока? "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Какую цель мы поставим на уроке?

Узнать когда пишется мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

 

4. Открытие детьми нового материала

А сейчас ребята, работа в группах. Выберите в каждой группе ответственного. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах.

Карточка №1

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод.

Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист.

 

5. Работа с учебником (правило).

 Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске

6.Составление алгоритма.

На доске появляется совместно выработанный алгоритм

1. Существительное

2. С шипящим на конце

3. Сущ. ж.р- пишем ь,

Сущ. м. р. - без ь

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

      Какова же роль мягкого знака в  слове: помощь?

Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода.

 Поиграем в игру, проведем физминутку:

Мягкий знак писать - руку поднимать, если не писать, руку не поднимаете.

Слова: мышь, кирпич, борщ, ландыш, ночь, багаж, врач, речь,  камыш, луч.

Озвучивают алгоритм

 

7.Работа с текстом

Работа в парах

Следующее задание,  работаем в парах на карточках.

Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

   Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

 

Старый грач уснул в гнезде.

Спит его грачиха…

Ты послушай, как везде

Хорошо и тихо. (Е. Серова)

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре

И постукал по коре.(А. Часовников)

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её, народ. (Н. Браун)

 Дети работают в парах.

8. Физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть.

Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь,  камыш, луч, карандаш.

9. Работа по учебнику

Откройте учебники на с.33, найдите упр. 56

10. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 Работа со словосочетаниями Запись на доске: красивая брош (?), золотая рож (?), серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.

Выполняют самостоятельную работу

 

11. Работа

на нетбуках

 Тест «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Выполняют самостоятельную работу

12. Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.Если не разобрались в теме – голубую.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя

13. Домашнее задание

Правило с. 31, упр.57 стр. 33

Желающие - отгадать кроссворд.

Записывают д/з в дневник

с.33, упр. 57 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....