Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Северобайкальска

Урок русского языка

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

                                   

                                   

                                    Автор разработки:

Елизарова Валентина Петровна,

учитель начальных классов

       

Домашний телефон 8 (30130) 47 - 430

    Мобильный 8 914 836 57 42

                                                               Рабочий 8 (30130) 2-07-22

                                                                     Электронный адрес:

                                                     ELIZAROWA1965@YANDEX.RU

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс

Раздел программы: Имя существительное

Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  2. Формировать умения  различать слова мужского и женского рода;
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Оборудование:  Учебник «Русский  язык», 3 класс, (автор Т.Г. Рамзаева. М., Изд. Дом «Дрофа», 2009), карточка с заданием  для работы в паре, индивидуальная карточка с алгоритмом работы,

Литература:

    Бакулина Г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

    Нефедова Е.А., Узорова О.В.Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва, 2007.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск, 2007

    Программно - методические  материалы. Русский язык.

Иванова И.В.Поурочные разработки по русскому языку. Москва. 2008

                                       

                                      Ход  урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

  Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

(А.С.Пушкин)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

II. Чистописание.

ь  ч ьь ш ььь щ ьььь ж

Полька, долька, пулька, калька,

Колья, перья, обезьянка,

Мягкий знак всегда с вопросом,

Кто не учил – остался с носом.

- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать о словах на первой и второй строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как вы понимаете выражение остался с носом? ( Не получил того, чего хотел, остаться ни с чем.) Спишите первые две строчки. Допишите по два своих слова к каждой строчке.

III.Актуализация знаний учащихся.

  1. Словарно – орфографическая работа.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….

-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

-Назовите глагол. (Вернуть)

-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).

-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова;  в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)

-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по два слова.

-Проверим правильность выполнения работы.

IY. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи  слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ  его нет?)

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

- Сформулируйте  учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих)

- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)

- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить  на этот вопрос самостоятельно.

- Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож)

-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

- В чём различие? (Разный род имён существительных)

- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).

-Запишите в первый столбик имена существительные  женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают:                                  ж.р.                            м.р.

                                          рожь                          нож                        

                                          глушь                         камыш

                                         ночь                            врач

                                         вещь                           плащ

-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

Y. Физминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

YI. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

1. Работа с учебником.

- Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных  после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

2. Составление памятки.

- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или  произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

    Если существительное женского рода, то Ь пишу.

6. Если слышу мягкий  звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

 (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Рисунок 2

(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.)

3. Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  • Футбольное соревнование (Матч)
  • Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  • Без него не откроешь замок (Ключ)
  • Его надевают в дождь  (Плащ)
  • Маленький ребёнок  (Малыш)
  • Добыча охотника. (Дичь)
  • Середина ночи. (Полночь)
  • Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
  • Тихая безветренная погода. (Тишь)              
  • Мелкие деньги. (Мелочь)

4.Закрепление полученных знаний.

  1. группа. Составление предложений.

- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске).  Второе предложение разберите по членам предложения.

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

2 группа. Подбор однокоренных слов. Разбор слов по составу.

Упражнение 455. Выполняется с комментированием.

5.Работа в  паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Вам надо  найти  четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте  мягкий знак.

Карточка.

Плащ
Луч
Мыш
Гараж

Помощ
Мяч
Ёрш
Стриж

Лещ
Грач
Ноч
Чиж

 Проверка   самостоятельной  работы.

  - Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

6.Самостоятельная работа на перфокартах (выполнение теста с последующей самооценкой).

1 уровень.

2  уровень.

Поработайте теперь над новой орфограммой на карточках, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).

(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

Самооценка.

- Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).

7. Закрепление  нового материала.

-  Поиграем в игру. (Рефлексия.)

 Игра: Девочки встают, если  услышат слова женского рода, а мальчики, если слова  мужского рода.
У. Называю слова: шалаш, калач, глушь,  морж, вещь, сторож, ложь, овощ.

YII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих).

- Молодцы! Спасибо за урок.

YIII.  Домашнее задание.

1 группа – упр. 453.

2 группа – упр. 454.

Выучить алгоритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...