Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хомушку Людмила Сергеевна

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku-3klass.docx221.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского языка.

 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных  после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные учебные действия

I.

Организационный  момент

Проверяет готовность учащихся к уроку . Создает эмоциональный настрой на урок.

Ребята, подарите друг  другу улыбку и пожелайте друг другу удачи в работе.

-Запишите в тетрадях  число , подчеркните орфограммы.

Проверяют  готовность к уроку. Настраиваются на работу.

РУУД. Саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности и желание приобретать новые знания.

2.

Обобщение знаний о мягком знаке

1. На карточках записаны слова: семья, банька,  вьюга, счастье, ладонь, уголь.

- Что объединяет эти слова?

-  Какое задание можно выполнить с этими словами? ( на какие?)

- Какую роль выполняет Ь?

     ( составление кластера)

(Делим слова на группы)

2. Работа с пословицей.( слайд 2)

« Умную речь приятно слушать».

- Как вы понимаете ее смысл?

- В какую группу мы запишем слово

« речь»  ( напечатать )

Почему?

  (Наблюдение над словом).

-На какой звук оканчивается слово? (Шипящий.мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).

-Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Какова же проблема перед нами встала? (сл.3)

 

 (Добавление в кластер ?)

Это имена существительные ед.ч,

Неодуш,, во всех словах есть Ь.

Разделить на группы.

Разделяет и смягчает.

Если человек говорит грамотно, то его интересно слушать.

ПУУД. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Построение логической цепи рассуждений.

III.

Мотивационное целевое полагание:

1)Определение темы урока

2)Целеполагание

- О чем будем говорить на уроке?

 ( напечатать стрелку в схему)

- Значит тема нашего урока…(сл.4)

- Какие же цели мы поставим на урок?

Узнаем…(когда ь пишется после шипящих)

Научимся.. писать( слайд 5)

Узнаем еще одну работу Ь.

Формулируют  тему урока

«Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных».

Формулируют цели  урока

 

РУУД. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

КУУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

ПУУД. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

IV.

Работа по теме урока( в паре)

1)Работа над формулировкой правила

2)Выведения алгоритма

- А сейчас я предлагаю . Перед вами карточки с алгоритмом действий.

Карточка:

1.Прочитай слова: мяч, дочь, лещ, ночь, вещь, уж, карандаш, молодежь.

2.Определи, какие это части речи._____________

3.Какие звуки слышатся на конце слов.

4.Определи род имён существительных.

5.Запиши слова в два столбика.

6.Понаблюдай, где пишется мягкий знак, а где не пишется.

7.Сформулируй правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных. (сл.6)

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( С. 31)

Работа в парах.

- Составьте алгоритм «Как определить правильность написания с шипящим звуком на конце? 

карточки напечатать)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/234/96558/3/img6.jpg

-Давайте проверим..Составление алгоритма.

Контролирует выполнение работы.

- Так запомни – род мужской

Гонит мягкий знак метлой.

Женский род наоборот,

Ь- знак в друзья берёт!

Открывают учебник с. 31  , читают и запоминают правило, проговаривая его друг другу вслух.

Составляют алгоритм из частей.

РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

ПУУД. Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие, выведение следствий

 КУУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условия коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ЛУУД. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению

РУУД.  Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона.

V.

Физкультминутка

Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.Если назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.-приседаете.

Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.

Выполняют упражнения :

VI

3)закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику
  1. фронтально

  1. .

Напомнить цель

У. с 32,

- Прочитайте слова Мудрой совы.

упр. 53 –

- Выписываем только имена сущ. используя алгоритм

(с комментированием)

Самостоятельная работа. ( слайд 7).

Проверка по эталону)

Взаимопроверка. Оценивание.( сл 8)

 (! –правильно, + - 1 ошибка)

- Запиши слова ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи, изменяя их по образцу : ключи – ключ. ( одно слово разобрать)

- Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов?

Тест: ( по времени)Проверка. ( сл. 9-10)

1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

2. На конце имён существительных м. р. после шипящих

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает

а) на род имени существительного;

б) на число имени существительного.

-Научиться применять правило на письме

 

ЛУУД. Осознание себя как индивидуальности; положительное отношение к учению;

РУУД.  Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона.

Χ.

Рефлексия

Акцентирует внимание детей на конечный результат учебной деятельности на уроке.

- О какой же  новой работе Ь мы узнали на уроке? Добавить в схему. ( сущ. Женского рода после шипящих)

Устно дополняют предложения:

-Я узнал…( слайд 11)

-Я научился…

РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

ЛУУД. Способность к самооценке своих действий

XI

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию (сл.8).

У. с. 31,32 правила, упр.55

Анализируют задание.

ЛУУД. Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

XII

Выставление отметок

Выставление и комментирование  отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих

План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/...

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е»  в окончаниях имён существительных  после шипящих и «Ц» 3  класс...

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....