Урок «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс. УМК Школа России
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка. УМК «Школа России»
Ф.И.О.____Цалко Ольга Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс 3б
Тема | Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих |
Педагогическая цель | Познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах. |
Тип, вид урока | Урок «открытия» нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | - Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; - Совершенствовать умение распознавать существительные по родам; |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Метапредметные: формирование универсальных учебных действий -регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; -личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважения к родному языку; -познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов; -коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, поисковый, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятие и термины | «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||
I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Словесный. Активизация внимания. | Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, учебник и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку 5!!! (Слайд №2) 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. В стране родного языка | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам. | Проверка готовности. | ||
II. Актуализация знаний. | Словесный, инструктивно- репродуктивный, активизация через использование ИКТ. | - Запишите в тетрадях число, классная работа. - Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. На доске запись букв (Слайд №3) Ш Щ Ч Ж - Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают шипящие звуки, их можно разделить на две группы: обозначающие твёрдые согласные Ш, Ж и мягкие Щ, Ч). -Запишите их в две группы. Эти буквы нам понадобятся на уроке. На доске слова: коньки, ручьи, морковь, обезьяна, вьюга, тюль. - Прочитайте слова (Слайд №4) (Эти все слова – имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что?) - По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй – разделительный мягкий знак) - Запишите их в два столбика (один ученик работает у доски). -Выделите орфограммы. - Проверьте по презентации (Слайд №5) | Читают слова, делят на группы. Вспоминают предыдущие темы с использованием мягкого знака в словах. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания. Коммуникативные УУД: Развивать умение работать самостоятельно. | С помощью специального задания создаёт атмосферу заинтересованности. Дети вспоминают в каких случаях употребляется мягкий знак. Наблюдение, контроль | ||
III. Постановка учебной задачи (проблемный вопрос). Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности) | Словесный. Практический, поисковый. | А) Ребята, а как Вы думаете в какую группу можно отнести слово «ДОЧЬ»? Исследуйте, пожалуйста, это слово. (В этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него пишется мягкий знак, значит, это слово можно отнести к первой группе) - А теперь в слове «ДОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова. - Куда отнесём данное слово? (Звук произносится так как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, но он есть и значит слово нельзя отнести ни к одной группе. Отнесём его в третью группу) Б)Аналогичная работа со словом «РОЖЬ». (Звук Ж – шипящий, твёрдый и мягкий знак здесь тоже пишется, значит слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его у третьей группе) - Какую задачу нам надо сегодня решить? На доске запись: ДОЧЬ РОЖЬ (Мы должны узнать, почему у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак) - Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать Цель: « Узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных» Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» | Ищут группу, в которую можно отнести эти слова. | Познавательные УУД: Подведение детей к формулированию темы и постановке учебной задаче урока. Личностные УУД: Осознавать значимость изучения темы. | Предоставляет возможность выбрать группу. Наблюдение, контроль | ||
IV. Открытие детьми нового знания. . . . | Словесный. Физминутка Игровой, аналитико-синтетический Исследование слов. Практический, проблемно-поисковый Обсуждение выводов Словесный Введение орфограммы и её обозначение. Создание схемы-опоры. «Написание существительного с шипящей на конце слова». Составление алгоритма. | - Вы сейчас выступите в роли исследователей. Какими качествами должен обладать исследователь? (быть внимательным, сообразительным, сильным, здоровым) -Чтобы быть внимательными и здоровыми проведём физминутку. ФИЗМИНУТКА Я буду называть имена существительные. Если это будут существительные женского рода, Вы должны сделать приседание. А если мужского рода – то сделать наклон вперёд. - Называю слова: вещь, ёж, ключ, ночь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш,дочь, ёрш, полночь, - А сейчас занимайте свои места, возьмите карточку внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте. ИНСТРУКЦИЯ: 1.Прочитайте слова. 2.Определи, к какой части речи они относятся. 3.Какие звуки слышатся на конце слов? 4.Определи род данных слов. 5.Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.). 6.Запиши слова в два столбика. 7.Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется. 8. Сделай вывод. Защита предложений и выводов у доски представителями каждой пары. (в ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода) - С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих) - Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящего подчеркнём одной чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.) - Сверьте с учебником, к такому ли мы пришли выводу? (Чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике) - Давайте составим алгоритм для нахождение орфограммы. Алгоритм 1.Существительное… 2. Заканчивается на шипящий. 3. Женского рода. 4. Пишу Ь знак. 5. Мужского рода. 6. Не пишу ь знак. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют движения Определяют в каких существительных пишется мягкий знак, а в каких нет. Приходят к единому выводу. Составляют алгоритм написания мягкого знака после шипящих. | Познавательные УУД: Включить учащихся в мыслительную деятельность. | Наблюдение, контроль | ||
V. Первичное закрепление. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | 1)Индивидуальная работа Репродуктивный. Закрепление изученной информации. 2) Групповая работа Прием «Работа в группах», «Дерево решений». 3) Проверка Прием «Выступление лидера». | - Обратите внимание на презентацию, на которой изображены предметы. Нужно обозначить их словом и записать в тетрадь слово в нужный столбик. В первый столбик слова с ь (мягким знаком) на конце слова, во второй без. (Деление слов на 2 группы, используя алгоритм)(Слайды №6-13) Взаимопроверка. А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написание слов. (Слайд №14) поднимите руку, кто нашёл ошибку. Словосочетания на экране (Слайд №15): Скорая помощ…, умная молодеж…, виртуозный скрипач…, лесной ландыш…, дорогая вещ…, быстрый стриж… - Сейчас первая группа выписывает слова с мягким знаком, вторая группа – без мягкого знака - Давайте проверим работу каждой группы. Выступает один ученик от группы. | Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетради, проговаривая по алгоритму. Учащиеся работают в группах, проговаривая по алгоритму Капитаны групп зачитывают свои выводы из таблицы «Дерево решений». | Познавательные УУД: Решение детьми типовых заданий на новый способ действий с проговариванием в громкой устной речи установленного алгоритма.
Регулятивные УУД: Развивать умения планировать, контролировать, действия. Коммуникативные УУД: Определять способы взаимодействия в группе. Развитие устной речи обучающихся. | Учитель дает инструкцию выполнения работы. Учитель предоставляет возможность выразить своё мнение. Предоставляет слово капитанам, задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся. Наблюдение, контроль. | ||
VI. Включение в систему знаний и повторение. | Метод «Творческая мастерская». | - А сейчас, ребята, выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Задания разных уровней. Дети выбирают задание самостоятельно. Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. (Выполнение и проверка работ). - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. - Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач.(Слайд № 16) - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!!! | Дети выбирают карточку и выполняют задание. | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Развивать умения контролировать действия. | Предоставление права выбирать нужный уровень. Контроль. | ||
VII. Итог урока. | Приём «Правило». | -Подведём итог урока. - Какую цель ставили? Достигнута ли цель? - На основе правила и составленного алгоритма составьте правило. (Слайд №17) | Отвечают на вопросы, по очереди зачитывают выводы, записанные в правиле. | Познавательные УУД: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Регулятивные УУД: | Наблюдение, контроль | ||
VIII. Рефлексия. Домашнее задание | Приём «Паутинка» | «Паутинка» (Слайд №18) Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось: - узнать… - понять… - научиться… - применять… - использовать… - я чувствую… - я хочу для себя… - могу помочь сделать другим…. Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. - Дома повторить алгоритм. Упражнение 452. - Я очень довольна вашей работой. | Дети делятся, рассказывают, что получилось, что поняли, а что–то нет. | Регулятивные УУД: Развивать умения рефлексировать действия. | Наблюдение, контроль. | ||
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Часть 2. Автор: Рамзаева Т.Г., карточки с заданием, инструкция, тетрадь, таблица «Дерево решений», интерактивная доска, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/...

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....
