Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon myagkiy_znak_posle_shipyashchih.zip18.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих

Москвина Елена Викторовна

Место работы: ГБОУ СОШ №769

Должность:Учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тема и номер урока в теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных; 1 урок в теме

Базовый учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык

  1. Цель  урока:  Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.  
  2. Задачи:

         - обучающие:

  • Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

-развивающие

  • Учить планировать и оценивать свою работу 
  • Развивать память, мышление, внимание.

-воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению

других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
  • Воспитывать уважение к родному языку
  1. Тип урока: Урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  4. Структура и ход  урока

                                                                                                                        Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят

Проверка готовности к уроку.

Пальчиковая гимнастика

1

2

Работа над

каллиграфией

На свободной строке пропишите буквы:

е  ё  ю  я  и  ь Какая буква лишняя? Почему?

мдь   ьмд  дьм

Определите порядок написания букв в данной цепочке. Пропишите, продолжая по аналогии.

Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа

Списывание образца с доски.

Мягкий знак. Все остальные – гласные.

Списывание образца с доски.

3

3

Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня на уроке  нам предстоит открыть новые знания. Это нелёгкий труд. Помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 Для начала проверим ваши силы.

- Из чего состоит наша речь?

- Предложения?

- Слова?

- Слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Какие бывают гласные?

- Какие  могут быть согласные звуки?

-Назовите шипящие звуки

Какие буквы не обозначают звуков?

-Молодцы! Вспомним правописание словарных слов.

(Из предложений)

(Из слов)

( Из слогов.)

( Из звуков.)

( Буквами.)

 

( Гласные, согласные.)

( Гласные состоят из голоса, а согласные из голоса и шума, т.к. встречают при произнесении преграды: язык, зубы, губы )

(Ударные или безударные, обозначающие мягкость и твёрдость согласных.)

( Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)

( ж, ш, ч, щ)

(ъ  и  ь)

3

4

Словарная работа.

в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….

-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах?

-Назовите глагол.

-Назовите имена существительные.

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?

-Что ещё знаете о существительном?

-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили?

-Запишите слова в три столбика.

 

-Проверим правильность выполнения работы.

(Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

(Вернуть)

(Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)

(В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова;  в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)

Самостоятельная работа

Самопроверка

5

5

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

№1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.html

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

-Что вы можете сказать об этих словах?

-Что общего в звучании данных слов?

-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи  слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ)

- Так в чем же проблема?)

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте  учебную задачу.

- А где можно узнать необходимую информацию?

-Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить  на этот вопрос самостоятельно.

-Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов.

-Делаем сравнение, находим сходство

- В чём различие?

-Ваши предположения?

-Запишите в первый столбик имена существительные  женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.

               

                         

-Что вы заметили в записи имён существительных?

Ответьте на вопросы.

(Демонстрация ЭОР)

(Все слова - имена существительные)

(На конце слова слышится согласный шипящий звук)

(?)

(Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ  его нет?

(Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

(Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих)

(В учебнике)

(Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож)

(сущ., нач. ф., ед. ч)

(Разный род имён существительных)

(Написание Ь может зависеть от рода).

(Дети записывают: ж.р.- рожь, глушь,

ночь,вещь

 м.р.-нож, камыш, врач, плащ                                

(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

На каждый вопрос 1 ученик дает ответ у стола учителя

10

6

Физминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон,                         прыжок!
Улыбнись, давай,  дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх

 и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

1

7

Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения?

- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке?

- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце.

(Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

(Мягкий знак в именах существительных  после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

(Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или  произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного

5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

6. Если слышу мягкий  звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

8

8

Тренировочные упражнения

№2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html

Запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь в 2 столбика, определите род, подчеркните Ь.

Демонстрация ЭОР

Допишем еще слова в столбики. Замените одним словом:

• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

-Можно ли дописать в один столбик существительные - дверь, тетрадь, а в другой – лом, столб?

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

1 ребенок работает у компьютера учителя

Запись слов (1 ребенок за доской)

Взаимопроверка

( Нет, потому что они оканчиваются не на шипящий.)

Самопроверка

(По берегу реки бегал малыш.

В овраге шумит холодный ключ.

На площадке веселилась молодежь.

Плащ защитил меня от дождя.

Отец сдал вещи в багаж.)

10

9

Закрепление

№3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf

Какую роль может выполнять Ь?

Приведите примеры

(Демонстрация ЭОР)

(Ь-раздельтельный, Ь-показатель мягкости, Ь-показатель формы)

2

9

Итог урока. Рефлексия.

Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Молодцы! Спасибо за урок

Ответы детей

1

10

Домашнее задание

Выучить правило и алгоритм действий. Упр.180, стр. 103.

1

                                                                                                                        Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Нужен ли Ь?

Практическое

самостоятельное выполнение задания

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.html

2

Распредели слова по столбикам

Практическое задание

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html

3

Роль Ь

Интерактивная схема

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Методическая разработка по предмету "Русский язык" в 3 классе по теме:"Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...


 

Комментарии

План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме.