Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
Москвина Елена Викторовна | ||
Место работы: ГБОУ СОШ №769 | ||
Должность:Учитель начальных классов | ||
Предмет: Русский язык | ||
Класс: 4 класс | ||
Тема и номер урока в теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных; 1 урок в теме | ||
Базовый учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык |
- Цель урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
- Задачи:
- обучающие:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
-развивающие
- Учить планировать и оценивать свою работу
- Развивать память, мышление, внимание.
-воспитательные:
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению
других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
- Воспитывать уважение к родному языку
- Тип урока: Урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Структура и ход урока
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Ну-ка, проверь, дружок, | Проверка готовности к уроку. Пальчиковая гимнастика | 1 | |
2 | Работа над каллиграфией | На свободной строке пропишите буквы: е ё ю я и ь Какая буква лишняя? Почему? мдь ьмд дьм Определите порядок написания букв в данной цепочке. Пропишите, продолжая по аналогии. | Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа Списывание образца с доски. Мягкий знак. Все остальные – гласные. Списывание образца с доски. | 3 | |
3 | Актуализация знаний. | Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания. Это нелёгкий труд. Помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Для начала проверим ваши силы. - Из чего состоит наша речь? - Предложения? - Слова? - Слоги? - Чем обозначаются звуки на письме? - На какие две группы делятся все звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? - Какие бывают гласные? - Какие могут быть согласные звуки? -Назовите шипящие звуки Какие буквы не обозначают звуков? -Молодцы! Вспомним правописание словарных слов. | (Из предложений) (Из слов) ( Из слогов.) ( Из звуков.) ( Буквами.)
( Гласные, согласные.) ( Гласные состоят из голоса, а согласные из голоса и шума, т.к. встречают при произнесении преграды: язык, зубы, губы ) (Ударные или безударные, обозначающие мягкость и твёрдость согласных.) ( Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.) ( ж, ш, ч, щ) (ъ и ь) | 3 | |
4 | Словарная работа. | в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. -Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? -Назовите глагол. -Назовите имена существительные. -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? -Что ещё знаете о существительном? -Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? -Запишите слова в три столбика.
-Проверим правильность выполнения работы. | (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.) (Вернуть) (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель) (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род) (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) Самостоятельная работа Самопроверка | 5 | |
5 | Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. | №1 | Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ -Что вы можете сказать об этих словах? -Что общего в звучании данных слов? -Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) - Так в чем же проблема?) - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте учебную задачу. - А где можно узнать необходимую информацию? -Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно. -Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. -Делаем сравнение, находим сходство - В чём различие? -Ваши предположения? -Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных? Ответьте на вопросы. (Демонстрация ЭОР) | (Все слова - имена существительные) (На конце слова слышится согласный шипящий звук) (?) (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих) (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (В учебнике) (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож) (сущ., нач. ф., ед. ч) (Разный род имён существительных) (Написание Ь может зависеть от рода). (Дети записывают: ж.р.- рожь, глушь, ночь,вещь м.р.-нож, камыш, врач, плащ (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) На каждый вопрос 1 ученик дает ответ у стола учителя | 10 |
6 | Физминутка. | Мы устали чуточку, Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись. | 1 | ||
7 | Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи. | Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? - Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? - Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. | (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно). (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода). (Обсуждение вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. 6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь. | 8 | |
8 | Тренировочные упражнения | №2 | Запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь в 2 столбика, определите род, подчеркните Ь. Демонстрация ЭОР Допишем еще слова в столбики. Замените одним словом: • Футбольное соревнование (Матч) -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. -Можно ли дописать в один столбик существительные - дверь, тетрадь, а в другой – лом, столб? Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске): по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал. | 1 ребенок работает у компьютера учителя Запись слов (1 ребенок за доской) Взаимопроверка ( Нет, потому что они оканчиваются не на шипящий.) Самопроверка (По берегу реки бегал малыш. В овраге шумит холодный ключ. На площадке веселилась молодежь. Плащ защитил меня от дождя. Отец сдал вещи в багаж.) | 10 |
9 | Закрепление | №3 | Какую роль может выполнять Ь? Приведите примеры (Демонстрация ЭОР) | (Ь-раздельтельный, Ь-показатель мягкости, Ь-показатель формы) | 2 |
9 | Итог урока. Рефлексия. | Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок? – Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Молодцы! Спасибо за урок | Ответы детей | 1 | |
10 | Домашнее задание | Выучить правило и алгоритм действий. Упр.180, стр. 103. | 1 |
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Практическое самостоятельное выполнение задания | Интерактивное задание | |||
2 | Распредели слова по столбикам | Практическое задание | Интерактивное задание | |
3 | Роль Ь | Интерактивная схема | Анимация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих
Методическая разработка по предмету "Русский язык" в 3 классе по теме:"Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"...

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
Урок «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Технологическая карта урока русского языка «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс. УМК Школа России...
Комментарии
Мягкий знак после шипящих
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме.