Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шульская  Елена Владимировна

 

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих»

 (урок «открытия» нового знания)

Цели:

1. Предметные:  формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных

2.Метапредметные: формирование универсальных учебных действий

регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;

личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения, воспитывать  уважения к родному языку;

познавательные: через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;

коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической   и диалогической формами речи, развитие  культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного  отношения  друг к другу, желания помочь товарищу.

Оборудование:  учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.автор: Рамзаева Т.Г., карточки с заданием, инструкция, тетрадь, таблица «Дерево решений», таблица для составления кластера, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3класс», мобильный класс, интерактивная доска, презентация.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Время мин.

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

3

мин.

Эмоциональный настрой на урок.

-Какое у вас настроение?

-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

-Улыбнитесь, поздоровайтесь глазами, передайте друг другу хорошее настроение.

 (Приложение 1)

(Слайд1)

- Мы хороший, дружный класс?

Все получится у нас!

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

Словесный.

Активизация внимания.

Прием «Поздоровайся глазами».

Фронтальная

Приветствует

обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют свою готовность к уроку.

II.

Актуализация знаний.

5 мин.

Познавательные УУД: Актуализировать и обобщить имеющиеся  знания.

 Коммуникативные УУД: Развивать умение работать самостоятельно. 
Регулятивные УУД: Развивать умения оценивать действия. 

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.

а) (Слайд2)

На доске запись букв

Ш Щ Ч Ж

- Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают шипящие звуки, их можно разделить на две группы: обозначающие твёрдые согласные Ш, Ж и мягкие Щ, Ч).

 -Запишите их в две группы. Эти буквы нам понадобятся на уроке.

б) (Слайд3-5)

На доске слова: пал.то, вороб.и, тетрад., в.юга, друз.я, роял..

-  Прочитайте слова.

- Что вы можете сказать о них?

(все слова – имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? или что? обозначают предмет, явления природы и сообщество людей)

- По какому признаку можно разделить слова на две группы?

(в словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй - разделительный мягкий знак)

- Запишите их в два столбика (один ученик работает у интерактивной доски).

-Выделите орфограммы.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске.

(Приложение 2)

Словесный, инструктивно- репродуктивный, активизация через использование ИКТ.

Фронтальная.

Фронтальная.

 

Самостоятельная.

Организует диалог с обучающимися, дает инструкцию к выполнению задания.

Записывают буквы, слова, проверяют с образцом, отвечают на вопросы учителя.

III.

 Постановка учебной задачи (проблемный вопрос).

4 мин.

Познавательные УУД: Подведение детей к формулированию темы и постановке  учебной задаче урока.

Личностные УУД: 

Осознавать значимость изучения темы. 
Регулятивные УУД: Развивать умения ставить цель. 

А) (Слайд6-7)

Предлагаю слово «НОЧЬ». 

- К какой бы группе вы отнесли данное слово? Исследуйте это слово.

(в этом слове на конце согласный, шипящий, мягкий, после него пишется мягкий знак, значит можно отнести

к первой группе)

- А теперь в слове «НОЧЬ» я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце слова.

- Куда отнесём данное слово?

(звук произносится так, как и с мягким знаком на конце. Мягкий знак как бы и не нужен, но он есть, значит, слово нельзя отнести ни к одной группе. Отнесём его в третью группу)

Б) (Слайд8-9)

 (Приложение3)

Аналогичная работа со словом  «МЫШЬ».

(звук Ш–шипящий, твёрдый, а мягкий знак здесь также пишется, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе)

(Слайд10)

- Какую задачу нам надо сегодня решить?

На доске запись:

НОЧЬ МЫШЬ

(мы должны узнать, почему у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак)

- Сформулируйте цель урока и тему, что нам надо узнать (Приложение 4)

(Цель: узнать в каких случаях  пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных. Тема: Мягкий знак на конце  имён  существительных после шипящих.)

(Слайд11)

Словесный.

Практический, поисковый.

Фронтальная

работа.

Зачитывает слова, подводит к теме урока. Ставит проблемный вопрос.

Записывают слова, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока.

IV.

Открытие детьми

нового знания.

1.Физминутка.

2.Исследование слов.

3.Обсуждение выводов.

4.Введение орфограммы и её обозначение.

5.Составление алгоритма.

8 мин.

Познавательные УУД: Включить учащихся в мыслительную деятельность.
Коммуникативные УУД: определять способы взаимодействия в группе. 
Регулятивные УУД: развивать умения оценивать действия.Развивать речь.



- Вы сейчас выступите в роли исследователей. Какими качествами

должен обладать исследователь?

(быть внимательным, сообразительным, сильным, здоровым)

-Чтобы быть внимательными и

здоровыми проведём

физминутку.

(Приложение 5)

Если я буду произносить существительные женского рода – наклониться, присесть, хлопнуть, а если мужского – поднять руки вверх, подпрыгнуть.

- Называю слова: ключ, дочь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш, ночь, ёрш, полночь, вещь, ёж.

- А сейчас занимайте свои места, возьмите карточку

внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте. (Приложение 6)

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Прочитайте слова.

2.Определи, к какой части речи они относятся.

3.Какие звуки слышатся на конце слов?

4.Определи род данных слов.

5.Раздели слова по родовому признаку (ж.р., м.р.).

6.Запиши слова в два столбика.

7.Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется.

8. Сделай вывод.

Защита предложений и выводов у доски представителями каждой пары.

(Приложение 7)

(в ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода)

После ответа детей вопросительный знак около слов НОЧЬ, МЫШЬ убирается

- Какую роль играет мягкий знак   (указывает на женский род имён существительных с шипящими на конце)

- С какой новой орфограммой познакомились? (Мягкий знак на конце существительных после шипящих)

- Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящего подчеркнём одной

чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.)

- Сверьте с учебником, к такому

ли мы пришли выводу?

(чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике)

- Давайте составим алгоритм для нахождение орфограммы.

Алгоритм

1.Существительное…

2. Заканчивается на шипящий.

3. Женского рода.

4. Пишу Ь знак.

 (Слайд12)

(Приложение 8)

Словесный.

Игровой, аналитико-синтетический.

Практический, проблемно-поисковый.

Словесный.

Словесный.

Создание схемы-опоры. «Написание существительного с шипящей на конце слова».

Фронтальная.

Фронтальная.

Работа в группах.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Организует диалог.

Читает слова.

Дает инструкцию выполнения задания.

Слушает,  корректирует ответы детей.

Организует подводящий диалог, в ходе которого задает вопросы, дает  новые понятия.

Направляет, корректирует.

Беседуют с учителем.

Выполняют движения.

Читают инструкцию, выполняют практическое задание.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Составляют алгоритм.

V.

  Первичное закрепление. 

1. Индивидуальная работа

2.Групповая работа

3. Проверка.

5 мин.

Познавательные УУД: Решение детьми типовых заданий на новый способ действий с проговариванием в громкой  устной речи установленного алгоритма.

 

Регулятивные УУД: Развивать умения планировать, контролировать, действия. 

Коммуникативные УУД: Определять способы взаимодействия в группе.

Развитие устной речи обучающихся.  

- У вас у каждого есть лист  на котором нарисован предмет. Нужно обозначить этот предмет словом и поставить слово в нужный столбик (деление слов на 2 группы, используя алгоритм)

 (Приложение 9)

 (Слайд13)

Словосочетания на экране:

скорая помощ…, умная молодеж…, виртуозный скрипач…,

лесной ландыш…, дорогая вещ…, быстрый стриж…

- Сейчас первая группа выписывает слова с мягким знаком, вторая группа – без мягкого знака

(Приложение 10)

(Слайд14-15)

- Давайте проверим работу каждой группы. Выступает один ученик от группы.

Репродуктивный.

Закрепление изученной информации.

Прием «Работа в группах», «Дерево решений».

Прием «Выступление лидера».

Самостоятельная.

 

Групповая.

Учитель дает инструкцию выполнения работы.

Учитель дает инструкцию выполнения работы.

Предоставляет слово капитанам, задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся.

Учащиеся работают у доски, проговаривая по алгоритму.

Учащиеся работают в группах, проговаривая по алгоритму.

Капитаны групп зачитывают свои выводы из таблицы «Дерево решений».

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

5

мин

Познавательные УУД:  
Применять приобретённые способы действия. 

-Проведём «Блицтурнир».

- Каждый самостоятельно работает в программе и получает отметку.

(Для проведения блицтурнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 3 класс»)

(Приложение 11)

Инструктивно-репродуктивный. Практический.

Самостоятельная.

Дает инструкцию к выполнению задания.

Выполняют задание самостоятельно с выявлением причин ошибок и их исправлением.

VII.

Включение в систему знаний и повторение. 

5

мин

Познавательные УУД: 
Применять приобретённые способы действия. 
Закрепить написание ь знака  в словах с согласным шипящим на конце.

Регулятивные УУД: Развивать умения контролировать действия. 

(Слайд16)

- А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете  его выполнить. Разноуровневые задания.

Дети выбирают  задание самостоятельно.

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же.

(Слайд17)

Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач.

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

Метод «Творческая мастерская». 

Самостоятельная.

Дает инструкцию к выполнению задания.

Учащиеся изменяют слова по инструкции, записывают в тетрадь.

VIII.

 Итог урока.

2 мин.

Познавательные УУД: Соотнесение

поставленных задач с достигнутым результатом

Регулятивные УУД: 
Моделировать и применять приобретённые способы действия. 

-Подведём итог урока.

- Какую цель ставили? Достигнута ли цель?

- На основе правила и составленного алгоритма составьте кластер.

(Приложение12)

Сущ.( Ч Щ Ш Ж)

             род 

Ж.р.                М.р

 есть Ь              нет

                          

Приём «Кластер».

Фронтальная.

Задает вопросы, организует составление и прочтение кластеров.

Отвечают на вопросы, по очереди зачитывают выводы, записанные в кластере.

IX.

Рефлексия. Домашнее задание

3

мин.

Регулятивные УУД: Развивать умения рефлексировать действия. 

-Чему учились?

- С какими трудностями столкнулись? (трудно определять род у незнакомых слов)

- Какие вопросы по уроку вам хотелось бы задать? (можно ли  правило применять к другим частям речи?)

- Нет,  но об этом мы будем говорить на следующем уроке.

- Наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке я отметки не ставлю. У нас ещё два урока по этой теме, где будет проведена тестовая работа, самостоятельная работа по этой теме. (Слайд18)

 - Дома повторить алгоритм. Упр.

452, 453, 454. Посмотрите и выберите то, которое вам нравится.

-  Что обычно говорят на прощание?

(до свидания, до скорой встречи, спасибо, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями)

(Слайд19)

На экране показываю карточки со словарными словами «до свидания», «спасибо», «ладонь».

- На парте у вас лежат листочки с изображением ваших ладошек.

Запишите эти слова на них.

Проверьте записанные слова.

Пусть тепло ваших сердец передаётся через ладошки, и пожелайте друг другу всего хорошего.

-Урок закончен. Спасибо.

(Приложение 13)

Прием «Ладошки».

Фронтальная.

Задает вопросы, отвечает, дает домашнее задание, проводит рефлексию.

Задают вопросы, обмениваются рукопожатиями, прикасаясь, друг к другу ладонями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....