План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Вавшко Галина Михайловна

Учитель: Вавшко Галина Михайловна
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Работа с картиной»
Цели урока:
Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить детей «читать» картину; осмысливать и понимать  её содержание.

Деятельностная: находить на картине указанные детали; самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения; уметь отвечать на вопросы;
выделять на картине фрагменты, имеющую самостоятельную ценность и целостность.

Развивающая: устанавливать причинно – следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; открывать подробности, характеризующие предмет изображения; воспитывать культуру поведения: развивать устную речь.
На данном  уроке дети должны: научиться определять тему картины и главное переживание, выраженное в картине.
Содержание учебного материала: развитие речи через разбор картины художника А. Рылова «Полевая рябинка»
              Единица содержания  образования: рассматривание картины с помощью лупы, рамочки; составление устных и письменных ответов на вопросы.
1 этап
Организационно – мотивационный, обеспечивший психологическую подготовку, эмоциональный настрой учащихся, вызвал интерес к теме. Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества
2 этап
Этап формирования понятий, способов действий. Задачей данного этапа являлось усвоение материала, с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного. Подводила детей к самостоятельным выводам.
3 этап
Актуализация знаний Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии (получила отдачу через просмотр мультфильма, работу по карточкам)
4 этап
Рефлексия – подведение итогов с обобщением.
Классификация по типу урока: развитие речи,  ознакомление с главным переживанием картины
Вид: урок – практикум с использованием ИКТ технологий.
В ходе урока мною были представлены следующие формы организации учебной деятельности:
-фронтальная
-индивидуальная (карточки)
Для реализации целей использовались следующие методы обучения:
•    словесные (беседа, ), что способствовало развитию речевых навыков и внимания;
•    наглядные (использование презентации, );
•    практические
Факторами, положительно повлиявшими на подготовку и проведение урока считаю:
Техническую оснащённость кабинета; эмоциональный настрой учащихся и создание благоприятных условий хозяевами ОУ.
   
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polevaya_ryabinka.docx23.86 КБ
Файл prezntaciya_2_k__uroku_po_teme_polevaya_ryabinka.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект учебного занятия

(в рамках городского конкурса «Учитель года 2011»)

Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Задачи урока: учить  работать с живописным произведением, чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник; показать второклассникам, что название картины тоже может быть содержательным.

Цели урока:

Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить детей «читать» картину; осмысливать и понимать  её содержание.

Деятельностная: находить на картине указанные детали; самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения; уметь отвечать на вопросы;

выделять на картине фрагменты, имеющую самостоятельную ценность и целостность.

Развивающая: устанавливать причинно – следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; открывать подробности, характеризующие предмет изображения; воспитывать культуру поведения: развивать устную речь.

На данном  уроке дети должны: научиться определять тему картины и главное переживание, выраженное в картине.

Содержание учебного материала: развитие речи через разбор картины художника А. Рылова «Полевая рябинка»

Единица содержания  образования: рассматривание картины с помощью лупы, рамочки; составление устных и письменных ответов на вопросы.

Оборудование:

1.Учебник  Русский язык 2 ч. Развитие речи 2 класс Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. М. Академкнига/учебник 2010г.

2. Учебник Литературное чтение 1ч. Н.А. Чуракова М. Академкнига/учебник 2010г.

3.Учебник Хрестоматия Наш мир О.Н. Федотова,Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов Академкнига/учебник 2010г.

4. Лупа

5. Рамка

6.Презентация

Ход урока

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Галина Михайловна.

2.  Мотивирование, актуализация опорных знаний.  

Ребята, я хочу вас пригласить в музей.

  1. Кто знает, что такое музей?    1 слайд -музей
  2.  (учреждение, где хранятся, изучаются  памятники истории и духовной культуры)
  1. Как нужно вести себя в музее?2 слайд- Правила поведения в музее
  2. Как называется человек, который проводит экскурсии по музею? 3слайд-экскурсия, экскурсовод  - тот, кто руководит экскурсией (1), показывает экскурсантам выставленные для обозрения экспонаты или ведет их по достопримечательным местам, сопровождая показ необходимыми пояснениями.
  3. Сегодня вашим экскурсоводом буду я.
  4.  Приглашаю вас в наш  маленький и необычный музей. 4слайд- Музейный дом.
  5. Подумайте, чем он необычный? Он у нас в классе и в учебниках (в учебниках-показать) Перед вами лежат раскрытые учебники. Что в них написано? Заглянем  в мой музей?

Звучит запись песни и по ходу открываются на доске натюрморты, пейзажи, портреты.5 слайд

У. Что вы увидели в нашем музее? (картины) С чем мы сегодня будем работать на уроке? (с картинами) Это не совсем картины -это  репродукции картин

 Это копия оригинальной картины художника 6 слайд

3. Рефлексия изменившихся условий,  актуализация опорных знаний

В нашей беседе мы будем использовать слово  фрагмент. Стр 128 Закройте учебники

  1. Чтобы узнать смысл непонятного слова, можно обратиться к
    толковому словарю, (зачитываем значение слов) Стр 128
  2. В своей работе будем использовать рамку и лупу.

4.Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?(мы будем учиться рассматривать картины.

  И работать мы сегодня будем только с одной. В нашем языке есть старое присловье “Картину нужно не только смотреть, но и видеть,  чувствовать и переживать вместе с художником” Обратите внимание еще на два слова: смотреть и видеть.  (Видеть - более глубоко проникнуть и увидеть   детали).

Откройте учебник русского языка по закладке и прочитайте тему нашего урока. (работа с картиной) . Что художник может отразить в своей картине? Какие главные слова принесла нам сегодня летучая мышь. Они выделены на страничке.  Тему и главное переживание. Читаем по учебнику с 42 Закройте учебник.

  Мы сегодня с вами постараемся увидеть это  по репродукции картины Аркадия Рылова. (Портрет художника) «Я посвятил свое искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю ее природу» (А. Рылов)

Найдите пейзаж этого художника в “Музейном Доме” Как он называется? ( “Полевая рябинка”).

А как вы так быстро нашли репродукцию этой картины? Что помогло вам отыскать  репродукцию этой картину? по автору, по содержанию- пейзаж  

5. Открытие новых знаний.

 а) Рассматривание картины.

А вы когда-нибудь видели гроздья рябины? (показ картинки рябины) Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?

б) Работа с лупой

Возьмите лупу и рассмотрите внимательно жёлтые цветы и сравните их с гроздьями рябины. Почему художник дал такое название своей картине? (жёлтые цветы на картине напоминают гроздья рябины)

  Как вы думаете, художник писал цветы издали или вблизи? Цветы обступали его со всех сторон? А если цветы со всех сторон его окружали, то, что он чувствовал? Он чувствовал их аромат?

6. Физминутка.

Потрудились – отдохнём
Встанем – глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

 Чем замечателен тот кусочек природы, который изобразил художник? Что, кроме цветов, привлекло его внимание? Густая трава, тонкие берёзы, ярко-синяя вода реки, пушистые облака.

в) Работа с рамкой.

Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Тонкие берёзки», « Река».

 А теперь переместите рамочку горизонтально в левый верхний уголок. Как бы вы назвали получившийся фрагмент? Облака.

Уберите рамочку.

 Закройте ладошками цветы на картине. Можно ли назвать летний день на картине солнечным и ясным?  (день довольно пасмурный) Есть ли на небе солнышко? (солнышко скрылось за облаками). Уберите ладошки. Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня?(это впечатление создаётся благодаря ярко-жёлтым цветам, которые наполняют картину)

г ) Работа с иллюстрированным словариком растений и животных

Выясним, как же по-научному называются жёлтые цветы, которые изобразил художник. Для этого воспользуемся иллюстрированным словариком в хрестоматии «Наш мир»

Так кто дал пижме такое название и почему?

Почему художник вместо того, чтобы указать точное название цветов, назвал свою картину “Полевая рябинка”? Ласковое

Название картины соответствует её теме или выражает её главное переживание то, что чувствует художник? Объясните.к этим жёлтеньким полевым цветам, иих

Название картины выражает то, что чувствует художник:он с нежностью относиться к этим желтеньким полевым цветам и их  ласковое народное название кажется ему точным

Оценивание по жетонам

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

б) Работа с текстом.

  1. Перед нами картина художника __________________________.

           В этом______________художник изобразил полдень.

  1.  Загорелась __________________________ полевая рябинка.

      __________________ цветы ________________ на переднем плане картины.

  1. Над бескрайними просторами полей раскинулось_______________ небо

      По нему мчатся ______________________________________________.

  1. _____________________________ склонились к реке.

       В почётном карауле выстроились___________________.

Аркадия Рылова “Полевая рябинка”
пейзаже
ярким огнём
Ярко – жёлтые
красуются
огромное
пышные облака
Грустные ивы
берёзки

7. Итог урока.

Какую цель вы ставили перед собой? (Научиться рассматривать картину) А что ещё научились делать? (выделять фрагменты, работать с рамкой, лупой) Как вы думаете, мы с ней справились?

 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  А чтобы вы добавили в эту картину? (солнышко) У вас на столах лежат солнышки, оцените свою работу на уроке (ярко-красный – всё сделали правильно, жёлтый – справились, но были затруднения, бледно-жёлтый – было очень трудно).

8. Домашнее задание.

У. Как вы думаете, Аркадий Рылов написал только одну картину? Я буду рада, если вы  узнаете, какие ещё картины он написал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская

Слайд 2

репродукция картины фрагменты других картин

Слайд 3

Р епродукция картины- э то копия оригинальной картины художника Фрагмент картины –часть живописной картины лупа прямоугольная рамка

Слайд 4

Тема картины обозначает то, что на ней изображено. Главное переживание- это выраженное в картине отношение художника к тому, что он изобразил .

Слайд 5

«Я посвятил свое искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю ее природу» (А. Рылов )

Слайд 9

ПОДУМАЙ ! Аркадия Рылова “Полевая рябинка” пейзаже ярким огнём Ярко – жёлтые красуются огромное пышные облака Грустные ивы берёзки

Слайд 10

Проверь себя! 1. Перед нами картина художника . В этом художник изобразил полдень. 2. Загорелась полевая рябинка. цветы на переднем плане картины. 3. Над бескрайними просторами полей раскинулось небо. По нему мчатся . 4. склонились к реке. В почётном карауле выстроились . Аркадия Рылова пейзаже я рким огнём Ярко-жёлтые красуются огромное пышные облака Грустные ивы берёзки

Слайд 11

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! всё сделали правильно справились, но были затруднения было очень трудно

Слайд 12

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по  технологии и изобразительному искусству (2 урока)  «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....