План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»
план-конспект урока (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект ИНТЕГРИРОВАННОГО урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  и ТЕХНОЛОГИИ.

Тема «русская зима. передача образа заиндевелых растениЙ»

 (3 клАсс)

Цели:

- научить совмещать  различные техники работы: рисование по загрунтованному полю, рисование линий, «метод тычка», оформление с помощью клея и соли / риса;   акцентировать внимание на расположение композиции на листе;

- развить умение творчески отображать предметы окружающего мира,  пространственное воображение, наблюдательность и внимательность;

 - воспитывать любовь к окружающей природе, способность чувствовать красоту окружающего мира, аккуратности;

- осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с литературным чтением, окружающим миром, технологией, музыкой.

Оборудование: Иллюстрации – репродукции на тему «Русская зима»,  2 альбомных листа (заранее загрунтованных голубой и синей краской) с неокрашенной рамочкой, гуашь / акварельные краски, кисти, клей ПВА, крупная соль, рис,  образец педагогического рисунка, аудиозапись «У леса на опушке…», классическая музыка.

 

Оформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации - репродукции на тему «Русская зима»,  образец педагогического рисунка, образец – последовательность выполнения работы.

Урок 1

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

 А) Приветствие детей с учителем.

 Б) Проверка готовности к уроку.

 

II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Постановка проблемы

- Ребята, посмотрите, к нам в класс залетели снежинки (показывает на доску), вероятно, окно было открыто. А это что такое? (Рассматривает письмо) Интересно, кто это нам его принес? Давайте прочитаем! (открывает конверт под аудиозапись песни «У леса на опушке…»)

Письмо: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. Моя подруга «Золотая Осень» мне рассказала, что часто наблюдала за вами, стоя за окном, и любовалась картинками, которые вы рисовали про неё. Мне тоже очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про меня. Я очень люблю  украшать природу в свой зимний наряд. Я приготовила для вас подсказки, чтобы вы догадались, какую картину я хочу увидеть в ваших рисунках. Мои сестренки-снежинки помогут мне в этом. Посмотрите на них и догадайтесь, а я выберу время и загляну к вам, полюбоваться на ваши рисунки.

                                               До встречи,

ваша Зимушка-Зима» [1]

- Так вон оно что! Это, оказывается, «Зима» прислала к нам своих сестренок-снежинок с подсказками, она хочет, чтобы мы нарисовали картинки про неё. Ну что, порадуем «Зимушку»?

Тогда нам нужно разгадать, что же она желает увидеть в наших рисунках. (На доске снежинки, на которых отрывки стихов)

Что же написано на снежинках? Да это же строки из стихотворений о зиме. Я, кажется, поняла, как вам помочь разгадать эти загадки-подсказки. На уроках риторики мы учились находить в тексте важные слова. Как они называются? (Ключевые или опорные) Я буду стараться голосом выделять слова, нужные в данный момент, а вы будьте внимательны, слушайте и называйте мне их.

Текст на снежинках [1]:

Первая снежинка -      Поет зима – аукает,

                                         Мохнатый лес баюкает

                                         Стозвоном сосняка.

                                         Кругом с тоской глубокою

                                         Плывут в страну далекую

                                         Седые облака.

                                         (Выбрать слова)

Вторая снежинка -       Белый снег пушистый

                                         В воздухе кружится

                                         И на землю тихо

                                         Падает, ложится.

                                         (Выбрать слова)

Третья снежинка -       Заколдован невидимкой,

                                         Дремлет лес под сказку сна.

                                         Словно белою косынкой

                                         Подвязалася сосна.

                                         (Выбрать слова)

Четвертая снежинка – Вырастала елка в лесу на горе,

                                          У неё иголки зимой в серебре.

                                          У неё на шишках ледышки стучат,

                                          Снежное пальтишко лежит на плечах.  

 

                                             (Выбрать слова)

Пятая снежинка -         И стоит береза в сонной тишине,

                                         И горят снежинки в золотом огне.

                                         А заря, лениво обходя кругом,

                                         Посыпает ветви новым серебром.

                                         

                                         (Выбрать слова)

          - [1] Молодцы, ребята, а теперь давайте нарисуем словесную картину. (Читают подчеркнутые слова)

            Словесная картина: Зима. Мохнатый лес. Плывут седые облака. Снег падает, кружится. Сосна в белой косынке. У ёлки снежное пальтишко. Береза в серебре. (Вывесить данный текст на доску)

      Ребята, вы догадались, что мы должны нарисовать (дети отвечают – «Зимний лес»)

Верно – зимний лес.

- А мохнатый – это какой?

- Облака седые – это какого цвета?

- Какие деревья мы должны нарисовать? (сосны, ели, березы)

- Сосны и ели – это какие деревья? (хвойные)

- А береза? (лиственное)

- Чем они отличаются?

- Что мы должны помнить, когда будем рисовать березу? (она без листьев)

- Что это за белая косынка у сосны? (снег)

- Снежное пальтишко у елки? (снег)

- У березы серебро? (снег)

        -Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев.

- Как одним словом можно назвать то, что мы сейчас описали? (природа)

- А как называется в живописи картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

- А если это зима? (зимний пейзаж)

- Какого цвета нам понадобятся краски? (зеленая, коричневая,  белая, голубая.\ синяя)

         

       - Отлично. Сегодня мы будем рисовать веточки деревьев, березы и ели, покрытые инеем.

III. Работа над темой урока

3.1. Объяснение темы

- Давайте рассмотрим последовательность работы. Дома вы уже подготовили загрунтованные синей и голубой краской с наличием рамочек, листы бумаги. Приготовьте их.

- Почему такие цвета вы использовали для фона? (лес можно нарисовать в разное время суток – день, утро или вечер)

- Первое, что нужно сделать – нарисовать веточку. Скажите, какого цвета будет веточка березы? (Коричневая) А какого цвета будет веточка ели? (Коричневая с зелеными иголками)

- Верно. Сначала рисуем веточку березы: посмотрите она должна располагаться так, чтобы быть в центре. Сначала веточка должна быть шире, а к концу – тоньше. Используем кисточку средней ширины. Веточку ели рисуем по тому же принципу, но с помощью тонкой кисти следует добавить зеленые иголочки. Для следующего этапа необходимо время: краска должна подсохнуть, потому давайте сначала выполним эту часть работы, а потом немного отдохнем (рис.1)

Рисунок 1

3.2. Практическая часть (ребята выполняют инструкции)

        -ххх-

Физминутка

Сосны до неба хотят дорасти, (дети тянутся на носочках, поднимая руки)

Небо ветвями хотят подмести. (плавные движения руками)

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

                                                    ***

Ели на опушке –

До небес макушки.

Слушают – молчат,

Смотрят на внучат.

                                     

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки,

Выстроились в ряд,

Раскрыли свой наряд.   (имитируют движения)

- ххх -

3.3. Объяснение темы (продолжение)

- Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьях, чтобы он был пушистым?

- Для этого используется «метод тычка». Посмотрите, как это делается (демонстрация и показ рисунка (рис.2)

- Что нужно помнить при этом? (краска должна высохнуть, перед тем, как положить белую)

Рисунок 2

- И в заключении, чтобы придать нашей картине законченный вид мы с вами сделаем рамочку с использованием соли и риса. На солнце кристаллы соли будут сверкать, как снег, а рис переливаться белизной. Для этого нужно будет намазать клеем ПВА неокрашенные места и посыпать солью (или рисом), придавить крупинки пальчиком, потом слегка встряхнуть рисунок, чтобы лишние крупинки упали, а оставшиеся искрились и сияли как снег (рис.3)

Рисунок 3

 - Ребята, а теперь можно приступать  к самостоятельной работе. А чтобы создать приятное настроение будем работать под музыку, которая поможет лучше представить красоту зимнего леса.

3.3. Практическая часть 

Самостоятельная работа детей. При необходимости учитель помогает

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

- Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало. Так и хочется воскликнуть:

                                      Здравствуй, русская молодка,

                                      Раскрасавица – душа,

                                      Белоснежная лебедка,

                                      Здравствуй, матушка-зима!

- Зима, посмотрев на эти работы явно порадуется. Но у нас еще впереди уроки, посвященные зимней тематике. Потому к Новогодней елке мы выполним целую выставку – коллекцию работ и отчитаемся перед Зимой.

4.2. Рефлексия

- Что нового узнали? Как узнали? Что помогло?

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают изображения зимних заиндевелых веточек?

- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).

Источники:

1 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/otkrytyy-urok-po-izo-3-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по  технологии и изобразительному искусству (2 урока)  «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....