План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_plan_konspekt_derevyannoe_zodchestvo.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Деревянное зодчество РОССИИ. Повтор узоров резного узорочья. знаки солнца, воды, земли»

(3 клАсс)  

Цели:

- Продолжить знакомство учащихся с  традиционными народными художественными промыслами.

- Познакомить с деревянным зодчеством России – резьбой по дереву, узорочьем, некоторыми знаками-узорами орнамента украшения деревянных резных изделий.

- Научить применению техники раскрашивания карандашами, фломастерами к уже готовым узорам, доработке готовых узоров, выполнению собственных узоров.

- Развивать  умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с историей, окружающим миром, музыкой.

Оборудование: иллюстрации из серии «Декоративно-прикладное искусство»,  карточки с изображением образцов узоров, аудиозапись «Русская  народная музыка», бумага, карандаши, фломастеры.

 

Оформление доски: иллюстрации из серии «Декоративно-прикладное искусство»,  

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

В) Повторение пройденного:

- Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы уже говорили на уроках технологии?

- Чем работы жостовских и гжельских мастеров отличаются от других?

 

        II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Постановка проблемы

- Сегодня мы познакомимся еще с одним промыслом – деревянное зодчество.

- Что такое зодчество? Кто знает?

- Деревянное зодчество – это искусство строить из дерева. Этот вид искусства известен в России  с незапамятных времён и  развивается на протяжении многих веков: это строительство домов, домовых построек, домовой утвари, украшения для дома. И все это из разных пород дерева. Как думаете, почему деревянное зодчество широко распространено на Руси? (Обилие деревьев)

- На протяжении двух уроков мы будем рассматривать эту тему. А тема сегодняшнего урока – «Резьба по дереву». Мы рассмотрим разные вариации деревянных украшений и нарисуем свои примеры. Дети (заранее подготовленные) читают стихи:

Что ни терем, ни изба –

Позолота, да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

В терему резные двери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной

Возле печки сохнут травки,

Собирали их весной

Да настой варили, чтобы

Пить зимою от хворобы.

Рядом с горницей передней

Спальня в горнице соседней,

И постель в ней высока

Высока - до потолка!

Там перины, одеяла

И подушек там немало,

И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром.

Душно в тереме высоком

От натопленной печи:

Не откроют в холод окна

Наши предки русичи.

III. Работа над темой урока

3.1. Вводная информация (рассказ учителя)

3.1.1. Историческая справка

- На Руси всегда знали и ценили великолепные свойства древесины: ее дешевизну; легкость обработки; прочность способность сохранять тепло; сравнительную долговечность. В деревянной избе всегда сухо, летом - прохладно, зимой – тепло.  А утварь для дома была не просто вырезана из дерева, а еще и разукрашена узорами: резьбою, красками.

Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения».

Вот какой любопытный разговор, передал нам автор одной из книг по деревянному зодчеству. «Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:  «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце».

- Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали... Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть, что «узорочье» - это целый рассказ о мире, созданный еще в глубокой древности (демонстрация иллюстраций из серии «Декоративно - прикладное искусство». Особенности этого стиля – затейливые формы, обилие декора, сложность композиций и живописность силуэта.

- Узоры несли в себе тайные знаки, с помощью которых люди пытались воздействовать на окружающий мир: призывали хороший урожай, здоровье, семейное счастье. Для этого знаки вышивали на ткани, вырезали на дереве, украшали им посуду.

3.1.2. Солярные знаки

- Посмотрите на карточку № 1 (приложение № 1). Здесь изображены солярные знаки. Солярный знак – это знак солнца. Этот знак - преграда и отвращение зла.

- Посмотрите на карточку № 2 (приложение 2): какое разнообразие этого знака мы видим в вырезанных мастерами розетках.

3.1.3. Знаки воды

- Знак Воды ­ волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные» - горизонтальными. 

Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений (приложение 3)

        3.1.4. Знаки Земли и плодородия.

-  Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля. (приложение 3).

Мини иттог

- Как вы думаете, почему в волшебных знаках заложены  такие объекты неживой природы, как солнце, вода, земля?

- Действительно, эти стихии играют важную роль в жизни человека: как от изобилия, так и от недостатка может наступить беда: засуха, пожары, потопы и пр. Не зря, до принятия христианства, язычники, поклонялись стихиям. Давайте и мы поиграем в солнышко.

ххх

Физминутка

Солнце.

Солнце вышло из-за тучки, 
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) 
Руки в стороны потом 
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) 
Мы закончили разминку. 
Отдохнули ножки, спинки.

ххх

3.4. Практическая работа (легким фоном звучит русская народная музыка)

- А сейчас представьте себе, что мы с вами древнерусские  мастера. Собрались в избе нашего друга- мастерового, чтобы выполнить заказ – разукрасить соляные знаки так красиво, чтобы потом народ вывесил их на избу и любовался нашей работой. А инструмент наш -  это не карандаши, а волшебные краски, цвета которых позволят людям в исполнении их добрых желаний.

А вторая задача: рассмотреть розетки, раскрасить покраше, и поучиться самим рисовать по предложенному заданию.

А для тех, кто скор, будет и дополнительное задание: раскрасить сундуки (карточка  - приложение 4). А чтобы работа спорилась, к нам придет Ванюша – балалаечник, сыграет, повеселит наши молодецкие души. (Аудиозапись музыки).

Приятной работы!

/Ребята выполняют работу в соответствии с инструкцией. При необходимости учитель помогает/

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

4.2. Рефлексия

- Что нового узнали? Чему научились? Что помогло?

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?

- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).

Источники:

  1. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь. 3 класс. Из-во Астрель. Москва, 2012
  2. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/urok-istokov-v-8-klasse-mir-uzorochya

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ЗнакИ воды в русском узорье

ЗнакИ воды и земли в русском узорье

ЗнакИ воды, земли И РАСТЕНИЙ в русском узорье

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "В Жостовском подносе все цветы России"

Презентация содержит сопроводительный иллюстративный материал к уроку по изобразительному искусству по теме "В Жостовском подносе все цветы России": особенности жостовской росписи, историческая с...

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика"

Презентация к учебному занятию по изобразительному искусству. Тема "Гжельская майолика" содержит иллюстративный материал, демонстрацию техники выполнения гжельской росписи....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству для 1-2 классов (ФГОС)

План-конспект внеклассного занятия по изобразительному искусству   для 1-2 классов (ФГОС)...

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Ритм пятен. Птицы"

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Ритм пятен. Птицы"...

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....