План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Украшение элементов костюма с использованием природного материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект ИНТЕГРИРОВАННОГО урока по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  И ТЕХНОЛОГИИ.

Тема «зима не лето, в шубу одета»

 орнамент в украшении народной одежды. связь декора с формой. украшениЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

 (3 клАсс)

Цели:

- ознакомить учащихся с русским народным костюмом, особенностями его украшения;

- формировать умение украшать элементы русского народного костюма по представлению, воображению;

- развить умение творчески отображать предметы окружающего мира,  пространственное воображение, наблюдательность и внимательность; способность чувствовать красоту окружающего мира; 

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся в области русской культуры;

 - воспитывать любовь к традициям родной страны, аккуратности;

- осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с историей, культурологией, музыкой.

Оборудование: ПК (вкл. Презентацию), комплект вырезанных пословиц / поговорок о зиме, загрунтованный гуашью альбомный лист, гуашь / акварельные краски, кисти, клей ПВА, шаблоны кокошника и шапки Мономаха,  миски с набором природного материала (горох, фасоль, рис, кукурузная крупа) и образец педагогического рисунка, аудиозапись  русских народных песен

 

Оформление доски: образец педагогического рисунка.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

 А) Приветствие детей с учителем.

 Б) Проверка готовности к уроку.

 

II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Постановка проблемы

- Ребята, вспомните, от кого на прошлом уроке изобразительного искусства мы получили письмо?  (От зимы)

- Правильно. А что мы с вами рисовали по заданию Зимы? (Зимний пейзаж)

- Верно. Сегодня мы продолжаем зимнюю тему. Но чем именно будем заниматься, предстоит угадать. Разбейтесь на пары и получите задание: перед вами вырезанные слова пословиц и поговорок про зиму. Но везде есть ключевые слова. Сложив, как пазлы, пословицу / поговорку, вам нужно ее прочитать и пояснить, чему нам эта пословица / поговорка учит?

Зима не лето, в шубу одета.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

В зиму шубы не занимают.

Шубка зимой не шутка.

Зимой тулуп всякому люб.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

(Дети собирают предложения, дают свои пояснения).

- Чему же учат все эти пословицы/поговорки? (Зимой надо тепло одеваться.)

- Верно. И сегодня мы поговорим о зимней одежде. Но не об обычной, а о древнерусской. Как вы думаете, зачем нам надо это знать? (Чтобы знать историю, чтобы быть культурными, образованными людьми, др.)

- У русской национальной одежды многовековая история. И она настолько обширна, что все мы за один урок никак не сможем охватить, а вот о древнерусской, да еще о зимней  - успеем, успеем даже изобразить некоторые элементы.

Почему зимняя одежда? Да потому что на моду Древней Руси оказывали, в первую очередь, климатические условия. Суровая зима, прохладное лето -  послужили причиной появления теплых закрытых одежд.

    Русский костюм.  Зимняя древнерусская одежда [1]

Кожух - кожух это шуба сшитая мехом внутрь. Крытый кожух - сверху обшивался плотной узорной тканью: (бархатом, сукном, парчой, атласом). Расшивали кожух  золотым шитьем. Кожухи могли украшать драгоценными камнями и жемчугом. Кожух был из меха куницы, горностая или соболя, в России благодаря большому количеству пушнины, кожух был и у богатого и у бедного,  только у богатых кожух был соболиный, с богатой отделкой и не один, а у простого мужика - кожух медвежий или овчинный.

Шапка: "горлатная" меховая шапка - боярская шапка. Шапка была высокой шилась из горлышек соболей. Популярны были полусферические шапки - меховые, отороченные мехом и обшитые тканью. (Шапка Мономаха).

Пояс: пояс назывался "юсало" "опоясок"  "кушак". В старые времена он был обязательной частью древнерусского костюма, пояс носили мужчины и женщины, и дети. Пояс - был оберегом от всякой нечести. Пояса были шелковые и плетенные украшались золотой вышивкой.

Сапоги: выходная обувь у знатных людей резко отличалась от народной (валенки) она шилась из дорогой, цветной, тонкой кожи или сафьяна. Сапоги имели высокие каблуки, кованные серебряными подковами, носки завернуты слегка вверх. Голенище сапог украшались тиснением,  жемчугом и драгоценными камнями.

Рукавицы: носили все жители древней Руси. Бояре и цари иногда носили перчатки. Маленькие рукавички назывались рукавками.

                     Женский костюм.  Зимняя древнерусская одежда.

"Летних" - напоминает шубку. Длинный, длинной до пят, к низу расширялся за счет боковых клиньев,  с широкими колокообразными  рукавами и небольшим круглым меховым воротничком. "Летних" шился из узорных тканей, часто вместо пуговиц использовали бубенцы или бусины.

Шугай - укороченная шубка с меховым воротником, шили из красивых узорных тканей, обшивали по краю декоративной полосой. Обычно шугай доходил до бедер. Он имел вид кофты с отрезной талией, нижняя часть - баска (от талии пышная сборка). Рукава длинные, собирающиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки.  

Кокошник - парадным головным убором считался кокошник, изготавливали кокошник из твердого материала, обтягивали дорогой, узорной тканью и богато расшивали жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. На кокошнике была расшитая "сотка из жемчуга", а над висками крепили "рясна" - подвески из жемчуга, ниспадающие до плеч. Косу украшали "накосником" - (бант обтянутый дорогой тканью или кожей). В косу вплетали жемчужные нити.

Рукавка - меховая  муфта, куда девушки и женщины прятали свои ручки.

Обратите внимание на разнообразие форм женского головного убора, на присутствующие расцветки в украшении.

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

Красный цвет - жизнь, огонь, кровь.

Синий, чёрный - тьма, горе.

Жёлтый - огонь (немного).

Зелёный - (очень мало).

Охра - земля.

Голубой, серый - надежда.

На уроке мы с вами устроим мастерскую художников Древней Руси. Представьте, что мы с вами не в классе, а перенеслись на много – много лет назад. Мы – мастера -художники, и работаем по заказу очень богатых и влиятельных особо. Задание мальчикам: украсить шапку Мономаха - главную регалию русских великих князей и царей. А задание девочкам – украсить женский кокошник.

- Вспомните, с помощью каких материалов украшали головные уборы? (бисер, жемчуг, драгоценные камни) .

- Верно, у нас с вами тоже есть драгоценные камни. Посмотрите, горох – это жемчуг, фасоль – крупные драгоценные камни, кукурузная крупа – бисер.  И посмотрите на образец, наши головные уборы засияют красотой не хуже украшенных драгоценностями.

- Итак, наша задача: нарисовать с помощь шаблона головной убор, раскрасить фон, с помощью клея ПВИ и кисти, да с помощью наших мастеровых ручек – разукрасить.

III. Работа над темой урока

3.1. Объяснение темы / алгоритма работы

- Как мы работаем?

- Во – первых, нужно взять уже заготовленный, загрунтованный, лист бумаги. И приложив к листу шаблон, легким нажатием карандаша, обвести. Не забывайте, что шаблон нудно расположить посередине листа.  

- Во-вторых, продумайте, какого цвета, будет основа головного убора? У шапки Мономаха, естественно, мех – коричневый, а центральная часть может быть золотой, или красной или др. цвета. Кокошник может быть любого цвета. Вспомните иллюстрации, преимущественно золотой, голубой, розовый, белый. Нарисуйте с помощью гуаши фон вашего головного убора. А пока он будет подсыхать мы проведем физминутку.

- После чего, продумайте сам эскиз: каким образом вы украсите головной убор, где буде располагаться горох / жемчуг, где фасоль/ крупные камни, как расположите крупу /бисер? И карандашом сделайте легкие пометки.

- Начинайте приклеивать с крупных элементов. Нужно взять клей ПВА и кисточку для клея, намазать колеем место, где расположится фасолина и просто положить ее туда, и так далее. Места, где скопление камней плотное,  смазывайте клеем сразу и коалите туда свои сокровища.

- Если вы будете «обшивать бисером», то смажьте это место и посыпьте, как солью, крупою. Чистой кисточкой можно слегка придавить крупу.

- Как только работа будет окончена, можно отложить ее в сторону, чтобы подсохла, а в это время убрать рабочее место.

3.2. Практическая часть (ребята выполняют инструкции)

- Давайте начнем с нанесения выбранного вами цвета гуаши на головной убор.

        -ххх-

Физминутка

Сосны до неба хотят дорасти, (дети тянутся на носочках, поднимая руки)

Небо ветвями хотят подмести. (плавные движения руками)

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

                                                    ***

Ели на опушке –

До небес макушки.

Слушают – молчат,

Смотрят на внучат.

                                     

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки,

Выстроились в ряд,

Раскрыли свой наряд.   (имитируют движения)

- ххх -

3.3. Объяснение темы (продолжение)

3.3. Практическая часть 

(Еще раз проговорить алгоритм. Самостоятельная работа детей. При необходимости учитель помогает)

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

- Как красиво! Ребята,  посмотрите, и вправду царские одежды. Какие замечательные мастера творят чудесные украшения! Какой убор вы выбрали бы, если бы оказались на ярмарке?

- Оценки

4.2. Рефлексия

- Что нового узнали? Как узнали? Что помогло?

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают изображения украшенных старинных головных уборов?

- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).

Источники:

http://www.ivanivanich.ru/help.php?id=48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству «Лепка барельефа «Золотая рыбка» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по  технологии и изобразительному искусству (2 урока)  «Лепка барельефа «Золотая рыбка» (3 класс)....

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Зима не лето, в шубу одета"

Тема занятия «Зима не лето, в шубу одета. (Орнамент народов мира)» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с орнаментами народо...