Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Кочергина Ирина Павловна

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_3_klasse.docx21.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 3 классе

     по программе Т. Я. Шпикаловой   УМК «Перспектива»

    по теме:«Зима не лето, в шубу одета .

    Орнаменты народов мира: традиции мастерства»

    Педагогические цели: способствовать формированию познавательного интереса к народной культуре посредством изучения орнамент народов Севера на примере украшения зимней одежды; создать условия для расширения знаний об орнаменте, ознакомления с сетчатым орнаментом; содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности, интереса к национальной культуре, уважения к своему труду и труду своих сверстников.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности эмоциональное состояние и свое отношение к изображаемому объекту; проявляют устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; понимают и уважают культуру других народов; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – моделируют новые образы путем трансформации известных.

    Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

    Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-вариация и импровизация).

    Форма урока: урок-экскурсия.

    Вид занятия: рисование по образцу.

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

    Основные понятия и термины: орнамент растительный и геометрический («зигзаг», «уголок», «косой крест», «ромб», «полоса с отростками»), сетчатый орнамент, меховая мозаика, аппликация по меху и сукну, вышивка бисером, узор в зеркальном изображении, оберег; узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «лисий локоть», «с маленькой головкой соболь», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы», «ушки маленького зайца», «заячьи уши» и др.

    Оборудование урока: цветные карандаши, фломастеры.

    Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь.

    Мультимедийная презентация «Орнамент народов Севера».

    Зрительный ряд: фотографии, рисунки национальной одежды жителей Севера.

    Сценарий урока

    I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

    Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.

    – Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

    – Руки?

    – На месте!

    – Ноги?

    – На месте!

    – Локти?

    – У края!

    – Спина?

    – Прямая!

                    Нас сегодня ждет дорога,

                    И узнать нам надо много.

                    Так возьмемся, ребята,

                    Скорей за работу!

    II. Постановка учебной задачи.

    Эпиграф:

    Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден,

    То, знай, что он Севера не знает.

    Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север,

    Навряд ли можно найти в других местах.

    Н. Рерих

    Учитель зачитывает эпиграф и предлагает сформулировать тему и учебную задачу урока.

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Беседа по теме «“Зима не лето, в шубу одета”. Связь декора с формой (орнамент в украшении народной одежды, функция и красота)».

    – «Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши». Кто так говорит? (Мороз.)

    – Уже в конце ноября зима покрывает поля снегом. Мороз с каждым днем крепчает. Эта пора в народном календаре отмечена рядом особенных дней: 21 ноября – Михайловские морозы, 22 ноября – Матрена зимняя, 24 ноября – Федор Студит, а 28 ноября – Филипповские морозы. С этого времени зима окончательно вступает в свои права или, как говорят в народе, «встает на ноги». Прилетают зимние ветры, от которых студено на дворе и морозно на земле. Но есть край в нашей необъятной стране, где лютые морозы не страшны коренным жителям. Этот край мы называем Севером. Суров этот край сильными морозами, теменью полярной ночи, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой.

    И на этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры, испокон веков живут народы Крайнего Севера: ненцы, нганасаны, долганы и другие. Исторически сложившееся совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу – соединить в предмете воедино пользу и красоту. Вот что говорил о Севере художник Н. Рерих (читает эпиграф). Его слова служат эпиграфом к нашему уроку.

    – Как вы думаете, почему народы Севера не боятся лютых морозов? (У них теплая одежда.) Верно, а из чего шьют одежду?

    – Полюбуйтесь одеждой жителей Севера. (Презентация, слайды 2–4.)

    – Изделия из оленьих шкур, расшитые бисером и подшейным волосом, выглядят как национальные художественные ценности.

    Все свободное время были заняты женщины-северянки пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов, рукавиц. По сложности и красоте вышивок и других форм декора оценивалась способность девушки стать женой и матерью.

    – Что придает особую красоту вещам из меха? (Узор, орнамент.)

    – Верно, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь. Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представления о прекрасном.

    – Как вы понимаете слово «орнамент»? (Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначен для украшения различных изделий.)

    Орнамент (от лат.) ornamentum – украшение. Орнамент является одним из наиболее выразительных и сложных декоративных средств. Он придает вещам нарядность и красочность, эстетическую насыщенность.

    – Давайте рассмотрим слайд нашей презентации. (Презентация, слайды 5–6.) (Фотографии в учебнике на с. 52–53.)

    Орнамент используется при изготовлении изделий их меха, сукна, бисера. Им украшалась мужская и женская одежда, сумки различной конфигурации и размеров, служащие для хранения семейного и личного имущества (пороха, предметов женского рукоделия и др.).

    Орнамент из меха используется при изготовлении меховых изделий: национальной одежды, обуви, сумок, капоров, покрытий на нарты, бурок. Техника его изготовления – меховая мозаика. К орнаментальной отделке относится и аппликация по меху и сукну, вышивка бисером.

    Мозаика выполняется из кусочков разноцветного меха. Такой орнамент одновременно кроится из двух полос меха оленя – темного и светлого (коричневый и белый или черный и белый), которые сложены мехом внутрь. После того как орнамент выкроен, его сшивают с изнаночной стороны встык и выворачивают. Получается узор в зеркальном изображении.

    Орнамент из бисера (презентация, слайд 7; рисунок в творческой тетради, с. 33) является в последние десятилетия одним из часто используемых северянами декоративных средств. Основная техника его создания – нанизывание. Мотивы узорных лент из нанизанного бисера воспроизводят мозаичные бордюры, знакомые по меховой орнаментации.

    – Кроме того, каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. (Презентация, слайды 2–3.) Например:

    •  Нганасаны используют только три цвета: черный, красный и белый. (Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошел род нганасан.)

    •  Ненцы используют эффект контраста светлого и темного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зеленого и желтого цветов. Эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.

    •  Долганы используют сочетание шести основных цветов. Это черный, белый, синий, красный, желтый, зеленый. Превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.

    – С какими видами орнамента мы с вами уже знакомы? (Растительный, геометрический.)

     К какому виду вы отнесете орнамент северян? (Геометрическому.) Почему?

    – Верно, орнаментальные мотивы конструируются из квадратиков и ромбиков с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном, шахматном, чередовании темных и светлых частей узора. В основе многих, даже самых сложных по конфигурации, мотивов лежат простые геометрические элементы: зигзаг, уголок, косой крест, ромб, полоса с отростками. Характерная черта орнаментации у народов – расположение орнамента на предмете в виде полосы, часто отмечающей край изделия – бордюр (презентация, слайды 8–11), или сетки.

    Мотивы выстраиваются в бордюр, его секционное строение также отражает шахматный принцип компоновки узора. Мотиву или группе мотивов отведено здесь индивидуальное пространство, ограниченное вертикальными перегородками.

    – В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают и сегодня традиционные узоры:

    •  «ветка березы»,

    •  «узор-крест»,

    •  «крыло чайки»,

    •  «лисий локоть»,

    •  «с маленькой головкой соболь»,

    •  «след соболя»,

    •  «оленьи рога»,

    •  «щучьи зубы»,

    •  «ушки маленького зайца»,

    •  «заячьи уши» и др.

    Примеры некоторых узоров вы можете рассмотреть в учебнике на странице 52.

    – Некоторым орнаментам придавалось значение оберега.

    – Почему северяне так называли свои узоры? Что могло служить источником для вдохновения? (Тесная связь народов Севера с неутихающей жизнью моря и тундры.)

    Физкультминутка

    ЮРТА

    Юрта, юрта, круглый дом,         Шагают на месте.

    Побывайте в доме том!                 Развели руки в стороны.

    Гости явятся едва,                         Повороты туловища влево-вправо. 

    В печку прыгают дрова.                 Прыжки на месте.

    Печка жарко топится,                         Хлопают в ладоши.

    Угостить торопится.                         Присели.

    Ладушки, ладушки,                         Хлопают в ладоши.

    Круглые оладушки.                         Шагают на месте.

    2. Формирование практических умений. Чтение композиционных схем орнамента вязаных изделий. Создание своего эскиза украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким.

    – Что общего в традиционной одежде из меха у разных народов мира?

    – Рассмотрите узоры на вязаных рукавицах из Финляндии и Латвии (учебник, с. 54; тетрадь, с. 32). Чем похожи?

    – Фантазия мастериц в вязании варежек неистощима. Обратите внимание на особую композицию элементов. На что похоже? (На сетку.)

    – Верно, орнаментальные мотивы заполняют всю поверхность вязаных изделий. Такое ритмичное и равномерное повторение элементов возможно при опоре на вспомогательную сетку, поэтому орнаменты называются сетчатыми.

    – Рассмотрите композиционные схемы сетчатых орнаментов. Определите, с помощью каких видов орнаментальных сеток связаны варежки (творческая тетрадь, с. 32).

    – А теперь давайте еще раз рассмотрим бисерные украшения на странице 33. Это нагрудное украшение. Какие цвета использовали народные мастера? (Синий, белый, красный, черный.)

    – Как вы думаете, на что похожи элементы этого орнамента? Верно, на ветвистые оленьи рога. Этот орнамент так и называется – «оленьи рога». И сегодня, как и много лет назад, этот узор очень часто используется северными мастерицами как знак-символ уважения к родной природе.

    – А теперь приступаем к творческой работе. Используя цветные карандаши или фломастеры, создайте свой эскиз украшения из бисера, используя мотивы народных мастериц Севера.

    IV. Итог урока. Рефлексия.

    – А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прав ли был Н. Рерих?

    – Что нового вы узнали об орнаменте? С каким орнаментом познакомились?

    Учитель предлагает закончить предложения:

    – Теперь я могу…

    – Я почувствовал, что…

    – Я приобрел…

    – Я научился…

    – У меня получилось…

    Мини-выставка выполненных работ. Анализ работ, выявление ошибок, оценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского

    «Мамин платок» урок изобразительного искусства  (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...

    План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

    Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

    Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

    Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями  орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

    Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

    Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

    Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...