Главные вкладки

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

    Воронкова Елена Анатольевна

    Тип урока:  урок открытия нового знания.

    Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.

    Планируемые результаты:

    личностные:

    - развитие художественного вкуса детей;       

    - понимание значения рассмотренных понятий в искусстве;

                - овладение навыками самостоятельной работы.

    предметные:

    -развитие эстетического и колористического вкуса, художественного мышления обучающихся; воспитание интереса к произведениям  художников;

                - развитие способности анализировать произведения художников, колористическое решение картин;

                - применение практических приемов.

    метапредметные:

                - учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире;

                - выбирают средства для реализации художественного замысла.

    Оборудование урока: 
    - для   учителя: учебник, презентация, образец изделия, шаблоны;
    - для учащихся: учебник, цветной картон, белая бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya.pptx1.85 МБ
    Файл simmetriya.docx22.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Изобразительное искусство

    Слайд 2

    Вам понадобится: Клей 4 Цветная бумага 1 Картон 2 Ножницы 3 Простой карандаш, ластик 5

    Слайд 3

    Симметрия – одинаковое расположение двух частей фигуры относительно общей точки или прямой.

    Слайд 8

    Ритм - повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними

    Слайд 11

    Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения.



    Предварительный просмотр:

    Этап урока. Методы и приемы.

    Время

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1.

    Организационный момент

    Словесный метод (слово учителя)

    1 мин

    Проверьте свою готовность к уроку.

     Сегодня вам предстоит работать очень эффективно и быстро. Постарайтесь сконцентрировать свое внимание на уроке.

    Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие

    Самоопределение

    2.

    Мотивационный этап.

    Постановка учебной задачи.

    Словесно-наглядный (рассматривание презентации).

    Практический (чтение учащихся)

    2 мин

    Для начала, давайте вспомним, в каком разделе мы сейчас работаем (Общие средства художественной выразительности).

    Что вы изучали на последних уроках?

    Перед вами различные изображения и предметы. Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь?

    Тема урока: «Симметрия. Ритм. Орнамент». Сегодня мы познакомимся с этими понятиями, посетим три студии и выполним творческую работу.

    Чтение про себя, вслух.

    Участвуют в беседе.

    Целеполагание.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    3.

    Открытие новых знаний.

    Словесный (беседа, высказывания учеников)

    Практический (рассматривание картин)

    Словесно-наглядный (работа с иллюстрациями)

    10 мин

    Перед вами первая экспозиция. Рассмотрите работы и предположите, какое понятие мы будем изучать первым.

    Посмотрите, как расположены объекты.

    Симметрия – это свойство, присущее многим объектам и живым существам на Земле.

    Рассматривание наглядности. 

    Приведите свои примеры симметрии. А как же проверить, симметричен ли предмет? Сначала нужно провести посередине прямую линию, а затем сравнить правую и левую половины. Если они одинаковы, то предмет симметричен. Как вы думаете, человек симметричен? Знаете ли вы, что если наше лицо разделить пополам, а каждую сторону отразить, то получится два разных человека?

    Симметричный предмет выглядит устойчиво. А несимметричные выражают готовность к движению.

    Перед вами картины художника Каземира Малевича. Фигуры симметричны, устойчивы, но одинаковые ли эмоции они вызывают? Чем это объясняется?

    Анализировать и понимать новый материал.

    Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

    Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

    Рассмотрите материалы следующей студии. О чем пойдет речь дальше?  Что вы заметили в каждой из работ? Вы наверняка слышали слово «ритм», где?

    В искусстве ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Посмотрите внимательно на изображение, повторяются элементы и отступы. Ритм имеет значение не только в живописи, но и в музыке и литературе. Вспомните сказку о золотой рыбке. Сколько раз закидывал старик невод в море? Скольких зверей повстречал на своем пути Колобок? И каждый раз их разговор был похож.

    Равномерный ритм создает ощущение покоя. Что вы видите перед собой? (косяк птиц, рыб)

    Неравномерный ритм создает ощущения беспокойства, напряженности.

    Рассмотрим картину Эшера «День и ночь». Посмотрите сначала на белых птиц, затем на черных. Что меняется? Какие чувства и ощущения вызывает картина?

    Анализировать и понимать новый материал.

    Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

    Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

    Перед вами последняя студия. Догадались, как она называется?

    Что же такое орнамент? Попробуйте сформулировать определение, глядя на примеры.

    Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения.

    Где вы могли встретить орнамент? (мебель, посуда, одежда и т.д.) В глубокой древности люди верили, что предметы, украшенные орнаментами из простых знаков, будут оберегать их жизнь, помогут добывать пищу. Эти знаки так и называли – обереги. До сих пор в украшении предметов декоративно-прикладного искусства используются знаки, ставшие древними символами добра, плодородия, дождя, солнца.

    Важными элементами орнамента с древних пор считаются круг, квадрат, зигзаг.

    Круг с разными линиями внутри означает солнце, небо, свет, покой, добро и красоту.

    Квадрат устойчив и надежен. Он означает землю. Квадрат с пересекающимися линиями говорит, что земля засеяна.

    Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду.

    Давайте попробуем расшифровать орнаменты. Какие знаки вы видите?

    Заметили, что орнамент очень тесно связан с ритмом? Чем?

    Посмотрите внимательно на следующее изображение. Что можете сказать о нем? (Если затрудняются, провести вертикальную линию, намекая на симметрию)

    Анализировать и понимать новый материал.

    Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

    Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

    4.

    Пед. показ, объяснение технологии выполнения работы

    5 мин

    Ребята, посмотрите на примеры таких открыток.

    Скажите, ребята, а с чего мы начинаем? С разметки, правильно. А раз уж это симметричное вырезание, то и разметка будет только половина свечи. Посмотрите, как это выполню я.

    Беру лист белой бумаги и складываю его пополам. К линии сгиба прикладываю шаблон и обвожу его на листе.

    Следующий этап – заготовка. Вырезаю ненужное, чтобы получилось, как на шаблоне.

    А теперь, самое интересное – это украшение дерева и горшка.

    А затем – самое интересное. Вам необходимо развернуть ваше дерево и приклеить к картону. Ребята, на  дереве видны следы от карандаша, что нужно сделать, чтобы их не было видно?

    Нужно перевернуть свечу и наклеить другой стороной. Ее вид от этого не измениться и карандаша мы тоже не увидим.

    Посмотрите на доску. Здесь вы видите этапы работы.

    Кто желает повторить все этапы работы?

    Хорошо. Прежде чем приступить, назовите мне правила работы с ножницами.

    1) Передавать кольцами вперёд.

    2) Не размахивать ножницами, резать сидя.

    3) Класть в специальную баночку.

    Слушать объяснение учителя, запоминать порядок действий. Выполнять творческую работу самостоятельно.

    Умение работать самостоятельно, умение сохранять учебную задачу

    5.

    Самостоятельная работа

    25 мин

    Включайте свое воображение и творите! Если у вас будут вопросы, поднимайте руку. Я подойду.

    6.

    Оформление выставки.

    Наглядный (рассматривание рисунков)

    3 мин

    -Что вы нового узнали на уроке? (Опрос по каждой студии)

    Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно?

    - Какие мы ставили цели?

    - Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

    - Сложно ли вам было? В чем были сложности?

    - Свои работы вы можете поместить на доску.

    Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

    Оценивают свои достижения на уроке.

    Самооценка, умение оценивать свою работу и работу других детей, умение подводить итог занятия

    7.

    Рефлексия.

    Заключительный этап


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

    Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

    Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

    Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

    Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"

    Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"...