Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Воронкова Елена Анатольевна

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.

Планируемые результаты:

личностные:

- развитие художественного вкуса детей;       

- понимание значения рассмотренных понятий в искусстве;

            - овладение навыками самостоятельной работы.

предметные:

-развитие эстетического и колористического вкуса, художественного мышления обучающихся; воспитание интереса к произведениям  художников;

            - развитие способности анализировать произведения художников, колористическое решение картин;

            - применение практических приемов.

метапредметные:

            - учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире;

            - выбирают средства для реализации художественного замысла.

Оборудование урока: 
- для   учителя: учебник, презентация, образец изделия, шаблоны;
- для учащихся: учебник, цветной картон, белая бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.85 МБ
Файл simmetriya.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство

Слайд 2

Вам понадобится: Клей 4 Цветная бумага 1 Картон 2 Ножницы 3 Простой карандаш, ластик 5

Слайд 3

Симметрия – одинаковое расположение двух частей фигуры относительно общей точки или прямой.

Слайд 8

Ритм - повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними

Слайд 11

Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения.



Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент

Словесный метод (слово учителя)

1 мин

Проверьте свою готовность к уроку.

 Сегодня вам предстоит работать очень эффективно и быстро. Постарайтесь сконцентрировать свое внимание на уроке.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие

Самоопределение

2.

Мотивационный этап.

Постановка учебной задачи.

Словесно-наглядный (рассматривание презентации).

Практический (чтение учащихся)

2 мин

Для начала, давайте вспомним, в каком разделе мы сейчас работаем (Общие средства художественной выразительности).

Что вы изучали на последних уроках?

Перед вами различные изображения и предметы. Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь?

Тема урока: «Симметрия. Ритм. Орнамент». Сегодня мы познакомимся с этими понятиями, посетим три студии и выполним творческую работу.

Чтение про себя, вслух.

Участвуют в беседе.

Целеполагание.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3.

Открытие новых знаний.

Словесный (беседа, высказывания учеников)

Практический (рассматривание картин)

Словесно-наглядный (работа с иллюстрациями)

10 мин

Перед вами первая экспозиция. Рассмотрите работы и предположите, какое понятие мы будем изучать первым.

Посмотрите, как расположены объекты.

Симметрия – это свойство, присущее многим объектам и живым существам на Земле.

Рассматривание наглядности. 

Приведите свои примеры симметрии. А как же проверить, симметричен ли предмет? Сначала нужно провести посередине прямую линию, а затем сравнить правую и левую половины. Если они одинаковы, то предмет симметричен. Как вы думаете, человек симметричен? Знаете ли вы, что если наше лицо разделить пополам, а каждую сторону отразить, то получится два разных человека?

Симметричный предмет выглядит устойчиво. А несимметричные выражают готовность к движению.

Перед вами картины художника Каземира Малевича. Фигуры симметричны, устойчивы, но одинаковые ли эмоции они вызывают? Чем это объясняется?

Анализировать и понимать новый материал.

Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

Рассмотрите материалы следующей студии. О чем пойдет речь дальше?  Что вы заметили в каждой из работ? Вы наверняка слышали слово «ритм», где?

В искусстве ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Посмотрите внимательно на изображение, повторяются элементы и отступы. Ритм имеет значение не только в живописи, но и в музыке и литературе. Вспомните сказку о золотой рыбке. Сколько раз закидывал старик невод в море? Скольких зверей повстречал на своем пути Колобок? И каждый раз их разговор был похож.

Равномерный ритм создает ощущение покоя. Что вы видите перед собой? (косяк птиц, рыб)

Неравномерный ритм создает ощущения беспокойства, напряженности.

Рассмотрим картину Эшера «День и ночь». Посмотрите сначала на белых птиц, затем на черных. Что меняется? Какие чувства и ощущения вызывает картина?

Анализировать и понимать новый материал.

Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

Перед вами последняя студия. Догадались, как она называется?

Что же такое орнамент? Попробуйте сформулировать определение, глядя на примеры.

Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения.

Где вы могли встретить орнамент? (мебель, посуда, одежда и т.д.) В глубокой древности люди верили, что предметы, украшенные орнаментами из простых знаков, будут оберегать их жизнь, помогут добывать пищу. Эти знаки так и называли – обереги. До сих пор в украшении предметов декоративно-прикладного искусства используются знаки, ставшие древними символами добра, плодородия, дождя, солнца.

Важными элементами орнамента с древних пор считаются круг, квадрат, зигзаг.

Круг с разными линиями внутри означает солнце, небо, свет, покой, добро и красоту.

Квадрат устойчив и надежен. Он означает землю. Квадрат с пересекающимися линиями говорит, что земля засеяна.

Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду.

Давайте попробуем расшифровать орнаменты. Какие знаки вы видите?

Заметили, что орнамент очень тесно связан с ритмом? Чем?

Посмотрите внимательно на следующее изображение. Что можете сказать о нем? (Если затрудняются, провести вертикальную линию, намекая на симметрию)

Анализировать и понимать новый материал.

Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт.

Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

4.

Пед. показ, объяснение технологии выполнения работы

5 мин

Ребята, посмотрите на примеры таких открыток.

Скажите, ребята, а с чего мы начинаем? С разметки, правильно. А раз уж это симметричное вырезание, то и разметка будет только половина свечи. Посмотрите, как это выполню я.

Беру лист белой бумаги и складываю его пополам. К линии сгиба прикладываю шаблон и обвожу его на листе.

Следующий этап – заготовка. Вырезаю ненужное, чтобы получилось, как на шаблоне.

А теперь, самое интересное – это украшение дерева и горшка.

А затем – самое интересное. Вам необходимо развернуть ваше дерево и приклеить к картону. Ребята, на  дереве видны следы от карандаша, что нужно сделать, чтобы их не было видно?

Нужно перевернуть свечу и наклеить другой стороной. Ее вид от этого не измениться и карандаша мы тоже не увидим.

Посмотрите на доску. Здесь вы видите этапы работы.

Кто желает повторить все этапы работы?

Хорошо. Прежде чем приступить, назовите мне правила работы с ножницами.

1) Передавать кольцами вперёд.

2) Не размахивать ножницами, резать сидя.

3) Класть в специальную баночку.

Слушать объяснение учителя, запоминать порядок действий. Выполнять творческую работу самостоятельно.

Умение работать самостоятельно, умение сохранять учебную задачу

5.

Самостоятельная работа

25 мин

Включайте свое воображение и творите! Если у вас будут вопросы, поднимайте руку. Я подойду.

6.

Оформление выставки.

Наглядный (рассматривание рисунков)

3 мин

-Что вы нового узнали на уроке? (Опрос по каждой студии)

Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно?

- Какие мы ставили цели?

- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?

- Сложно ли вам было? В чем были сложности?

- Свои работы вы можете поместить на доску.

Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

Оценивают свои достижения на уроке.

Самооценка, умение оценивать свою работу и работу других детей, умение подводить итог занятия

7.

Рефлексия.

Заключительный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"

Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"...