Учебно-методическое пособие образовательная программа по изобразительному искусству "Юный художник"
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Николаева Ирина Евгеньевна

Программа занятий кружка "Юный художник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 285

Красносельского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Юный художник»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

Объем программы: 144 пед.ч.-1год, 144 пед.ч.-2 год.

Автор- составитель: педагог  Николаева Ирина Евгеньевна

Санкт - Петербург

2012                        


Пояснительная записка

     Программа является модифицированной художественно-эстетической, декоративно-прикладной, разработана на основе программы Е.А.Тяговой.

    В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей. Целью образования становится воспитание человека богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

   Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому.

    Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.

    Основная идея, пронизывающая всю программу «Юный художник», - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации.

     В современных условиях развития общества очень важно помогать ребёнку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях, реализовывать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира детей.

   Особое внимание в программе уделено формированию духовности детей, их культурных потребностей, высокой коммуникативной культуры, созданию условий для обретения чувства комфортности в коллективе, защищённости.

   Раскрытию у учащихся творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм работы (экскурсии, посещение театров, музеев, конкурсы, игры и.д.)

    Неотъемлемая часть программы - выставка, включающая новую форму работы, условно называемую презентацией. Непосредственное участие в организации и проведении выставки принимают и сами дети (читают стихи, готовят сценки)

Деятельность детей в подготовке выставки способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.

     Таким образом, приоритетным в программе становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Благодаря этому повышается мотивация личности к познанию и творчеству.

    Основа изобразительной творческой деятельности школьников -программный материал, формирующий целостное представление о мире.

Цель программы – развитие творческой индивидуальности ребенка посредством рисования.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

- Формировать  специальные знания по предмету (основы жанровой композиции, основные законы предметов на плоскости, основные законы перспективы, элементарные основы дизайна, основы цветоведения, художественные термины).

- Способствовать получению  технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов в изобразительной деятельности.

Развивающие задачи:

- Развивать творческий потенциал ребёнка через формирование ассоциативных возможностей мышления.

- Стимулировать  умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

Воспитательные задачи:

- Приобщать  детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры.

- Прививать  способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, и эстетически оценивать её.

- Воспитывать  коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению.


     Отличительные особенности данной программы: организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом  интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Программа предполагает включение воспитанников в различные виды творческой деятельности: словесную, поисковую, театральную.

    Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

   Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, познавательную, практическую и др.

  Программа рассчитана на 2 года обучения. Возрастная группа 7-12 лет. В группе 1 года обучения занимаются 15 человек, в группе 2 года 12 человек. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

   Каждый год обучения по программе «Юный художник» -своеобразный этап не только освоения воспитанниками теоретических и практических основ разнообразной изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.


Прогнозируемые результаты освоения               учащимися программы.

В конце первого года занятий учащиеся получат

знания о:

  1. художественных материалах и техниках работы с ними
  2. основных законах перспективы
  3. основах цветоведения
  4. смысловой связи элементов
  5. терминах: гармония, колорит, контраст, ритм, линейная и воздушная перспектива, светотень, символ, стилизация
  6. правилах компоновки на плоскости

умения:

  1. рисовать карандашные линии с различным нажимом
  2. использовать различные приёмы работы с акварелью
  3. использовать различные способы наложения цветового пятна гуашью
  4. использовать цветовой и тоновый контраст
  5. анализировать и давать оценку своей работе

навыки:

  1. рисования с натуры
  2. передачи характерной особенности локального цвета предмета, его изменения на свету
  3. создания декоративного образа, стилизации природных форм


В конце второго года занятий учащиеся получат

знания о:

  1. комбинированных техниках рисования
  2. работе с разными материалами
  3.  декоративном рисовании
  4. стилизации природных форм
  5. понятиях: колорит, гармоничное сочетание, взаимосвязь, выразительность образа, творческая активность

умения:

  1. использовать цвет как свойство передачи настроения
  2. составлять композицию на заданную тему
  3. выделять сюжетно-композиционный центр
  4. определять правила компоновки
  5. использовать различные линии для передачи выразительности образа
  6. умение создавать декоративный образ
  7. анализировать и давать оценку своей работе

навыки:

  1. рисования на тему
  2. дизайна объекта
  3. участия и организации выставок


Учебно-тематический план

1год обучения

Тема

Общее количество

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Природа

  1. Флора
  2. Фауна

34

16

18

В мире животных

  1. Домашние животные
  2. Лесные обитатели
  3. Царство рыб
  4. Мир птиц

20

8

12

Санкт – Петербург

  1. Символы города
  2. Архитектура

8

2

6

Портретная тематика

8

3

5

Декоративное рисование

  1. Орнамент
  2. Народные мотивы

10

5

5

Красота вещей

  1. Композиции из цветов
  2. Композиции из фруктов

4

2

2

Русская культура

  1. Истоки русской народной культуры и быта
  2. Сказочные герои

14

4

10

В мире фантазий

  1. В стране «Динозаврии»
  2. Монограммы

32

13

19

Презентация работ

12

2

10

Всего часов:

144

57

87


 Содержание изучаемого курса

1 год обучения

1. Вводное занятие  Ознакомление с содержанием программы «Юный художник». Режим работы. Основные темы программы. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности, правила поведения в кабинете.

2. Природа 

Наметка тонкими линиям композиции, уточнение и прорисовка деталей простым карандашом, техника работы акварелью, нанесение основного цвета и проработка деталей акварелью.

Многообразие мира природы. Флора и фауна. Бабочки и жуки. Различные состояния природы. Небо и земля. Небо и море. Осень - волшебная пора. Осенний лес. Осенние деревья и листья, их неповторимость и красота. Экскурсия в осенний парк.

Самостоятельная работа: составление композиции из листьев карандашом, обведение контура мелками. Раскраска.

Задание-упражнение: палитра осени. Учимся составлять цвета (акварель), отработка навыка работы кистью и красками.

Зимний пейзаж. Зимний вечер в лесу. Красавица ель. Зимняя палитра. Тёплые и холодные тона цветовой гаммы.

Знакомство с произведениями художников-пейзажистов И. Шишкин, И. Левитан, Ф. Васильев, И. Айвазовский, К. Юон и др. Раскрыть понятия: «пленер», «линия горизонта», «пейзаж», «перспектива».

Первенец весны. Веточки деревьев с почками.

На цветочной поляне. Игра «Цветок, придуманный мною». В игре задание: придумать рассказ о цветке или нарисовать цветок.

Небесные цветы.

Радуга над волшебным городом. Закат солнца. Тёплые и холодные тона. Выставка «Красота вокруг нас».

        3.В мире животных 

Размещение рисунка на листе, композиция, учёт анатомических особенностей, обобщение деталей.

 Многообразие животного мира. Домашние животные, их неповторимость, красота, повадки. Лесные обитатели. Обобщение знаний о подготовке лесных обитателей к зиме. Игра «Перед зимовкой» или «Угадай животное по силуэту».

Знакомство с анималистическим жанром искусства.

Удивительный мир птиц.

Упражнение: как нарисовать птицу, соблюдение пропорций.

Тематическое рисование: птицы нашего края.

Упражнение как передать в рисунке характерную форму, движение, характер животного. Тематическое рисование: мой любимый зверь.

Морское дно. Царство рыб.

Весёлые коты. Выставка «В мире животных».

4. Санкт – Петербург

Копирование карандашом, композиционные эскизы, знакомство с линейной и воздушной перспективой.

    Знакомство с образом города в литературе

изобразительном искусстве и музыке. Санкт-Петербург в стихах и прозе. Роль художника в создании образов города.

Задание: иллюстрация к стихотворению о Санкт-Петербурге (по выбору учащегося), отражающая его настроение и образный строй произведения.

5. Портретная тематика  

Композиционное размещение на листе, построение лица, деление лица на равные части для лба, носа, губ с подбородком. Уточнение деталей простым карандашом, работа с гуашью.

Понятие о портрете. Портрет в живописи и литературе. Внешняя и внутренняя красота человека. Виды портретов.

Портрет друга. Словесный портрет. Игра-упражнение «Узнай по описанию» Роль детали в портрете. Игра «Опиши друга».

Портрет сказочного героя. Игра «Узнай героя сказки».

Портрет мамы. Самостоятельная работа: составить словесный портрет мамы.

Выставка «Портретная галерея».

6. Декоративное рисование

Составление орнамента на цветовых контрастах, работа гуашью  тонкой кистью.

  Виды декоративно-прикладного искусства.

Орнамент. Его виды. Условность декоративного образа. Особенности растительного орнамента.

Декоративный натюрморт. Его особенности. Симметрия и асимметрия. Правила компоновки на плоскости.

Сказочная птица-любимый мотив народного творчества. Аппликация. Птица-символ радости, счастья.

Сказочная рыбка.

Конь. Конь - излюбленный мотив декоративно-прикладного искусства.

7. Красота вещей

Упражнения в составлении композиций, компоновка на плоскости, карандашные наброски.

Красота окружающих человека вещей, их назначение, гармония формы и содержания.

Цветы. Упражнения: составление композиции из сухих цветов на бумаге, разрабатываем эскиз цветов. Работа в технике акварели. Анализ выполненных работ.

Дары осени. Упражнения: составление композиции из фруктов и овощей. Соразмерность форм, общее строение и цвет предметов. Игра «Составь натюрморт».

8. Русская культура

        Отработка техники работы гуашью.

Истоки русской народной культуры и искусства. Сказочный мир и его герои. Прослушивание музыкальных произведений, созданных на основе сказок. Иллюстрации к сказкам. Путешествие в историю русского быта по русским народным сказкам.

Викторина «Вспомним предметы домашнего обихода, утвари и крестьянской избы»

Задание: выполняем аппликации на темы русских народных сказок.

Выставка аппликаций и рисунков «В гостях у сказки»

9. В мире фантазии

Карандашные рисунки по представлению. Отработка техники работы акварелью.

Игра «Фантастическое животное».

В стране «Динозаврии» - рисунок динозавра.

Мои инициалы. Конкурс монограмм.

Игра «Клякса, закорючка и все, все, все».

Конкурс «Дом, который построил я».

«Мы на другой планете», «Фантастический пейзаж».

Закрепление следующих понятий: «Композиция», «эскиз», «рисунок», «живопись», «жанр», «декорация», «инициалы», «иллюстрация».

10. Презентация работ Отбор работ на выставку. Коллективное обсуждение представленных работ. Разработка композиции. Подготовка к проведению экскурсии силами участников выставки.

 

                                               


Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Общее количество

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Природа

  1. Флора
  2. Фауна

18

6

12

В мире животных

  1. Домашние животные
  2. Лесные обитатели
  3. Подводный мир

12

3

9

Санкт – Петербург

Изображение людей в костюмах конкретной эпохи

11

4

7

Портретная тематика

8

2

6

Декоративное рисование

  1. Орнамент
  2. Народные мотивы

9

3

6

Красота вещей

Натюрморт как жанр живописи

15

4

11

Русская культура

Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина

20

4

16

Дизайн

  1. Профессия дизайнера
  2. Виды дизайна

17

5

12

В мире фантазий

История театрального костюма

20

4

16

Презентация работ

12

2

10

Всего часов:

144

39

105


Содержание изучаемого курса

2 год обучения

1. Введение в программу  Ознакомление с основными темами программы. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.

Виды и формы занятий. Особенности практической работы. Правила техники безопасности, правила поведения в кабинете.

2. Природа

Техника работы акварелью, нанесение основного цвета, проработка деталей.

Анализ произведений живописи, прослушивание музыкальных и литературных произведений, посвящённых природе. Подбор стихотворений об осени.

Экскурсия в осенний лес. Упражнение: палитра осени использование приёма «переход цвета в цвет», использование цвета для передачи настроения, гармония цветовых оттенков, рисование на тему осени.

Осенние листья. Образ осени. Осенний пейзаж.

Задание: сделать оттиск «Осенние листья».

Красота пейзажа, его виды: вечерний, зимний, морской.

Задание: подобрать музыкальное или литературное произведение, созвучное картине художника-пейзажиста (на выбор)

Весеннее настроение в природе. Средства и способы проявления.

Самостоятельная работа: сочиняем сказку на тему «Заколдованный лес».

Раскрыть такие понятия, как «пейзаж», «колорит», «этюд».

Выставка «Красота вокруг нас».

3. В мире животных

Композиция, пропорция, анатомическое строение, обобщение деталей.

Удивительный подводный мир. Его красота и неповторимость. Конь - один из самых любимых животных. Знакомство с творчеством художников - анималистов.

Выставка «В мире животных».

4. Санкт - Петербург.

Копирование простым карандашом фигуры человека, разные виды штриховок.

Обобщение знаний по истории города.

Задание: Изображение важнейших исторических событий, людей в костюмах конкретной эпохи на фоне городского пейзажа.

Петербург в изобразительном искусстве. Знакомство  с городским пейзажем на основе восприятия и анализа репродукций картин художников.

Задание: копирование.

Зарисовка отдельных зданий или их фрагментов, фонарей, оград и.т.д. в различных техниках: карандаш, акварель, тушь.

 

5. Портретная тематика

Пропорция лица человека, карандашные построения, техника работы акварелью.

Парадный портрет. Его особенности. Портрет с фоном. Семейный портрет.

Самостоятельная работа: рисование с натуры фигуры человека. Наброски. Изучение пропорций лица человека.

Игра- упражнение «Узнай по описанию, кого изобразил юный художник» (с натуры, по памяти, по представлению, по важной детали портрета).

Выставка «Портретная галерея».

6. Декоративное рисование

Составление растительного орнамента из сухих цветов. Карандашные наброски. Смешанная техника работы гуашью и акварелью.

Разнообразие видов декоративно- прикладного творчества. Любимые темы народного художественного творчества». Конь», «Птица», «Дерево жизни».

Сказочное дерево. Условность образа, его красочность. Почему дерево жизни часто изображают в виде куста: Корни - символ жизни наших предков, ствол - сегодняшняя жизнь, а ветки наше будущее.

Стилизованный натюрморт из предметов быта. Задание: составление тематической композиции. Разработка эскизов.

Подбор цветовой гаммы.

Сказочная рыбка, её декоративность.

Мини-конкурс: опишите сказочную рыбку.


7 . Красота вещей

Поиск композиции натюрморта на листе. Линейно-констуктивные построения формы предметов, свето-теневая проработка формы, обобщение рисунка. Смешанные техники.

Натюрморт как жанр живописи. Виды натюрмортов.

Экскурсия в лес, в парк. Составление натюрморта «Дары леса».

Игра - упражнение: отбери предметы для натюрморта, составь композицию. Составление эскиза и выполнение рисунка.

Рождественский натюрморт, его особенность, праздничность.

Масленица. Натюрморт.

Итоговая игра - кроссворд «Рождественская ёлка».

8. Русская культура 

Карандашные рисунки по представлению, работа гуашью.

Знакомство с интерьерами дома крестьянина. «Без троицы дом не строится».  Составление аппликации.

Задание: иллюстрирование сказки по выбору (внутреннее убранство избы).

Праздники и обряды. «Пошла коляда  - отворяй ворота».

Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Иллюстрация к сказке - бытовые детали в ней: прялка, веретено, печь и т.д.

Игра-кроссворд «Русская культура» (отгадай предметы домашнего обихода, быта). Выставка рисунков «Мы - славяне».

9. Дизайн

Наброски простым карандашом силуэта бытовых предметов, заливка цветом.

Профессия дизайнера, её роль и назначение. История возникновения и эволюция предметов быта и интерьера.

Виды дизайна: промышленный дизайн одежды, дизайн среды.

Выразительные средства дизайна (линия, силуэт, контур, пропорции, форма, ритм, цвет, колорит).

Уютный уголок. Мебель, её функция. Дизайн среды. Лампы, люстры, светильники. Их история и эволюция. Современные светильники. Фантазия-сочинение на заданную тему «Светильники будущего»

Телефон. Эволюция формы. Что может дизайнер в работе по созданию телефона?

Дискуссия на тему «Что за дизайнеры работают вокруг нас?» Особенности промышленного дизайна.

Композиция из цветов. Задание: создание оригинальных форм предметов быта (посуда, элементы интерьера и др.) Материал по выбору.

10. В мире фантазий 

Отработка техники работы с гуашью, акварелью.

Театральный костюм, его отличие от других костюмов, назначение, красочность. Задание: разработать эскиз театрального костюма.

История костюма.

В театре. Рисунок театрального занавеса.

11. Презентация работ.  Составление сценария праздника. Отбор лучших работ на выставку, их коллективное обсуждение. Театрализованное открытие выставки: чтение стихов, разыгрывание сценок как способ презентации выставленных работ.

Подготовка и проведение экскурсий по выставке силами её участников.


 Методическое обеспечение образовательной

программы.

Тема

Форма

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Вводное занятие. Техника безопасности

Беседа

Иллюстрации

опрос

Природа

Экскурсия, беседа, лекция, видеоурок, упражнения

Иллюстрации, стихи, Репродукции картин русских художников.

выставка

опрос

В мире животных

Тренировки, упражнения, беседы, лекция.

Репродукции картин, иллюстрации, фильм о повадках животных

выставка,

опрос

Санкт-Петербург

Беседа, тренировочные занятия, зарисовки

Иллюстрации, стихи, музыкальные произведения

выставка

Портретная тематика

Лекция, беседа, упражнения, тренировки.

Репродукции картин, иллюстрации.

выставка

Декоративное рисование

Лекция, беседа, упражнения.

Фильм о декоративно-прикладном творчестве. Произведения нек. прик. творчества

мини конкурс: опиши сказочную рыбку

Красота вещей

Экскурсия, лекция, беседа.

Предметы для натюрмортов, репродукции картин

выставка, игра -кроссворд

Русская культура

Беседа, лекция, тренировки

Иллюстрации, музык. произведения, фотографии

выставка, опрос

Дизайн

Лекция, беседа, упражнения.

Краткая энциклопедия дизайна

создание оригинальных форм бытовых предметов

В мире фантазий

Игра, беседа, упражнения

Эскизы монограмм

Фотографии театральных костюмов

оформление эскиза занавеса

в театре

Презентация работ

Беседа, тренировки.

Сценарии конкурсов и выставок

проведение экскурсии участниками выставки

Список используемой литературы

1. О.Л. Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С.Пб, 1999г

2. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М, 1999г

3. В.Н.Авсеенко. История Санкт-Петербурга в лицах и картинках» С.Пб, 1993

4. Е.Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург»

5. А.Л.Пунин «Архитектура Петербурга середины 19в» - Л, 1990

6. И.А. Букринская, Л.Н.Голубева. «Язык русской деревни» М. 1994

7. О.Л.Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – С.П.б, 1999г.

8. Панкеев. «Русские праздники» - М. 1998г

9. Украшения крестьянских домов и одежды. Историко-этнографический атлас. М, 1970

10. Л.В Компанейцева «Поэтический образ природы в детском рисунке» М. 1985г

11. О.И.Нестеренко «Краткая энциклопедия дизайна» М.1994г

12. Ю.Я Герчук «Что такое орнамент?»

13. «Основы декоративного искусства в школе. Под редакцией Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина - М.1981г

14. А.С.Хворостов «Декоративно-прикладное искусство в школе» М.1988г

15. Б.М.Неменский «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М, 1987г

16. А.П.Павлов «Храмы Санкт-Петербурга»

Список рекомендуемой литературы для детей

1. О.Н. Нестеренко «Краткая энциклопедия дизайна» - М, 1994г

2. «Энциклопедический словарь юного художника» М.1983г

3. Н.А.Яковлева «Наш город Санкт-Петербург» - СПб.1999г

4. М.В.Короткова. «Путешествие в историю русского быта»

5. Н.Ф. Шанина «Сказка в творчестве русских художников»-М.1969г

6. М.В.Лучич «Детям о природе» - М.1989г

7. С.Я.Маршак «Зоопарк»

8. «Рассказы» Г.Сладкова

9. И.С.Устенко «Зимний букет»- Л.1970г.

10. Г.Бояджиев «Душа театра»-М,1974г

11. В.Волина «Зимние забавы»-СПб,1997г

12. А.В.Крашенников «Придумай свой дом»-М.1993г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа "Математика для дошколят"

Образовательная программа по математике для обучения групп детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...

Перечень учебно-методического обеспечения по образовательной системе "Школа 2100"

Данная статья поможет учителю в полной мере ознакомиться с пособиями " Школа 2100"...

Образовательная программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа 21 века"

Рабочая образовательная программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на Интегрированную программу  1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, ...

Общая образовательная программа по изобразительному искусству 1-4 класс

Рабочая программа курса «Изобразительного искусства» составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, а также авторской программы Л.А. Неменской.   Курс из...