Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ" 2 класс + мультимедийная презентация)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Конспект урока

Тема урока: Изображение характера человека: мужской образ.

 

Кистевой мазок                                                Класс: 2, урок  № 20 (2-й из 2-х по теме изображение характера человека) (3-я четверть – 104 - 105)                                                                                                              

Тип урока: урок – открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с понятием портрет; научить создавать противоположные по характеру сказочные мужские образы и графические средства.

Планируемые результаты:

личностные:

·       способность к художественному познанию мира;

·       развивать потребность учащихся в творчестве;

·       прививать аккуратность при работе с красками.

            метапредметные:

·       формировать мотивацию и умений организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. 

·       предметные:

·       познакомить с техникой рисования портрета в творческой деятельности и научить ее применять; уметь рисовать по предложенному алгоритму и образцу; 

·       соблюдать симметричность в изображении, проявлять навыки рисования гуашью, соблюдать пропорции, располагать изображение в соответствии с размером листа.

·       продолжать формировать навыки и умения рисовать кистью.

Оборудование урока: 

для   учителя: презентация с портретами сказочных женских образов противоположных по характеру, этапы выполнения портретов на доске, гуашь, кисти, палитра, чертежная белая бумага А4, баночка с водой;

для учащихся: гуашь, кисти, палитра, чертежная белая бумага А4, тряпочка, баночка с водой.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Изображение характера человека: мужской образ.

Кистевой мазок                                                Класс: 2, урок  № 20 (2-й из 2-х по теме изображение характера человека) (3-я четверть – 104 - 105)                                                                                                              

Тип урока: урок – открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с понятием портрет; научить создавать противоположные по характеру сказочные мужские образы и графические средства.

Планируемые результаты:

личностные:

  • способность к художественному познанию мира;
  • развивать потребность учащихся в творчестве;
  • прививать аккуратность при работе с красками.

            метапредметные:

  • формировать мотивацию и умений организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.  
  • предметные:
  • познакомить с техникой рисования портрета в творческой деятельности и научить ее применять; уметь рисовать по предложенному алгоритму и образцу;  
  • соблюдать симметричность в изображении, проявлять навыки рисования гуашью, соблюдать пропорции, располагать изображение в соответствии с размером листа.
  • продолжать формировать навыки и умения рисовать кистью.

Оборудование урока:  

для   учителя: презентация с портретами сказочных женских образов противоположных по характеру, этапы выполнения портретов на доске, гуашь, кисти, палитра, чертежная белая бумага А4, баночка с водой;

для учащихся: гуашь, кисти, палитра, чертежная белая бумага А4, тряпочка, баночка с водой.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства. Давайте вспомним стихотворение про изобразительное искусство.

-Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят так дружно!

Из пяти одну взять нужно.

Эта кисточка толста.

Эта, как кусок хвоста,

Эта вовсе как мочалка,

Эту новенькую жалко!

А вот эта хороша,

Для любого удальца.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Повто-рение ранее изученного

Фронтальный опрос

-Вспомните, над какой темой мы работаем в 3 четверти?

(О чем говорит искусство?)

-Вспомните ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке? Кто немного забыл посмотрите на слайд.  (Изображение характера: женский образ) (Слайд 1)

- Сегодня мы продолжим знакомство с изображением характера, но не женщин, а кого-то другого.

-При изображении человека, что старается раскрыть художник? (Художник старается раскрыть характер того человека, которого рисует) 

- В чем проявляется настоящая красота человека? (В его поступках и душе)

- На дом вы получили задание прочитать материал в учебнике на стр. 104-105.

- (Слайд ) Какие оттенки в работе вашего сверстника нарисовавшего Доброго молодца вы увидели? Какой фон у этого портрета? (Синий голубой, желтый, коричневый)

- По вашему мнению этот сказочный персонаж положительный или отрицательный? Объясните почему. Какие черты характера старался передать нам ваш сверстник? (Положительный, потому что используемые цвета светлые, радостные, показывают чистоту и красоту, доброту этого сказочного персонажа; добрый, отзывчивый, радостный)

- (Слайд) А в следующей работе какие оттенки вы увидели? Кто это? Из какой сказки? Какой цвет лица у этого сказочного персонажа? (Это отрицательный сказочный персонаж – Карабас-Барабас из произведения «Буратино. Тайна золотого ключика» А. Толстой;  лицо коричневое, щеки серые)

- Какой мы можем сделать вывод? Этот персонаж положительный? (Ответы детей)

- Какие художественные приемы ваш сверстник использовал, чтобы передать этот образ? Какими черты характера передал нам художник? (Художник использовал жесткие линии и резкие цвета; черты характера: корыстный, безжалостный, злой)

-Художник использовал черную и коричневую краски. Темныеи цвета говорят о жестоком характере Карабаса-Барабаса. Изломанные линии больше подчеркивают характер.

- Обратите внимание на черты лица: насупленные брови, большие ноздри, на губах, то ли некрасивая улыбка, толи насмешка.

активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. сообщение темы урока

 Эвристический вопрос

схема-опора

Посмотрите на слайд, что изображено на картинках? Предположите, с чем мы познакомимся на этом уроке? (Слайд)

- Тема сегодняшнего урока «Изображение характера человека: мужской образ»

 Какую работу будем сегодня выполнять?

 (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем рисовать два мужских портрета сказочных персонажей положительного и отрицательного, передающих их характер и настроение, как настоящие художники!

-Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, которые вам приготовили сказочные персонажи

-Ребята, давайте вспомним, что такое портрет?

Портрет – это изображение лица человека.

-Как вы думаете, что главное в портрете? Когда мы изображаем человека, что мы можем передать? (Настроение, характер, черты лица)

(Слайд) В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники

раскрывают характеры.

- Ребята, а как вы думаете какие качества души делают мужчину красивым? (Доброта, решительность, щедрость, забота о других) 

- Сегодня на уроке мы снова отправимся в сказку. Что такое сказка? (Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.)

- Какие бывают сказки? (Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира) А какие вам сказки больше нравятся?

- В русских народных сказках,  авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

 - Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из мужских персонажей, н/р, из русских народных сказок ( Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Емеля, водяной, Соловей-разбойник, леший , русский богатырь, Иванушка-дурачок, Трубадур).

- Посмотрите на слайд и расскажите.

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4. Знакомство с новым материалом

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный 

Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные  образы:  прекрасные, сильные, добрые, храбрые, могучие.
Отрицательные образы:  безобразные, злые, коварные, хитрые. 

  1. Работа с репродукциями художников.

- Два русских художника представили Ивана-Царевича по-разному. (Слайд № 19) 

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

- Какой характер у героя? Ивана-Царевича добрый или злой персонаж сказки? (добрый) Как художник передает положительный образ героя?
- Опишите Царевича. (Ответы детей)

- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

- Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть.

1. Беседа о цветах (теплые и холодные)

- Как можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).

- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный.  (Слайд № 21)

- Попробуйте представить свои сказочные персонажи и дайте им имя. -Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  и злых.

- Работа выполняется в цвете: гуашью.

 Выразительность образа передается цветовыми отношениями.    

  1. Беседа о мимике лица, эмоциях.   

- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.   (Слайд № 22, 23, 24, 25, 26)

- Мимика передает нам эмоции человека, его характер через  положение бровей, глаз, носа, рта.    (Слайд № 27,28)

- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

5.  Педагогический показ

Демонстрационный

объяснение

 - Подойдите к доске и посмотрите, последовательность выполнения работы. Положить лист вертикально перед собой. 1.Проводим вертикальную линию.

2.Отмечаем высоту лица, верхняя линия немного длиннее нижней, так как верхняя часть лица шире, чем подбородок.

3.Проводим вспомогательные линии для прорисовки щек, к низу линии заужены, так как подбородок уже лба.

1). Необходимо сделать тон кожи. Для этого возьмите в руки палитру, обмакните толстую кисть в красную гуашь наложите краску на палитру, вымойте кисть. Теперь добавьте, немного коричневой краски, смешайте их. Теперь добавьте охру в палитру и смешайте. Добавляем белила.

Визуально наметьте середину где будет находиться лицо. Проведите кистью овал. Рисуем голову начиная с верхушки головы. (Лицо может быть, овальным, немножко треугольным или квадратным, в зависимости от персонажа, которого вы хотите изобразить.) 2. Теперь наметьте место, откуда будет начинаться шея и какой будет размер плеч. Теперь плавно проведите линии от шеи до плеч. Теперь раскрасьте шею.

Отложите эту работу, пусть высыхает. Сделайте по этому же алгоритму второй портрет персонажа. Молодцы!

- Отложите второй портрет, возьмите в руки первый. Вымойте кисть в чистой воде. 3. Наметьте, карандашом, где будут располагаться глаза, нос и губы. Возьмите в руки толстую кисть, обмакните в белила и нарисуйте глаза. 4. Рисуем нос – должен соответсвовать характеру персонажа. Размешайте белила с охрой, сделайте чуть заметные черты носа. Сначала проводим блику, добавляем в краску на палитре еще охры. Проводим рядом с бликой, осторожно линию носа, короче чем блику дальше рисуем бока носа и ноздри. 5. Моем кисточку, добавляем в палитру красный и коричневый. Рисуем верхнюю губу там, где вы наметили. Краешки губ прорисуйте, в соответствии с характером персонажа. Верхняя губа всегда темнее нижней, поэтому нужно развезти эту краску с белилами. Смойте краску с кисти и добавьте белила.

- 6. Рисуем глаза. Выберите цвет глаз. Рисуем радужку, выбирая тот цвет глаз, который имеет ваш персонаж. Возьмите подходящие цвета и смешайте с другими красками. За помощью обращайтесь ко мне. 7. Рисуем брови. Брови и ресницы должны быть одинакового цвета. Я буду смешивать охру и желтый цвет. Нужно работать тонкой кистью, прорисовывая каждый изгиб брови в зависимости от характера персонажа. Я рисую Ивана-Царевича. Он добрый, храбрый, поэтому, я придам ее бровям плавный изгиб. 8. Рисуем ресницы. Верх глаза проводим линию, от которой будем рисовать реснички. Под глазом тоже нужно сделать контуры. Теперь прорисовываем реснички.

9. Рисуем зрачки. Для этого понадобится темно-коричневый или черный цвет. Тонкой кисточкой намечаем середину и рисуем круглый зрачок.

10. Рисуем волосы. Техника-мазок. Для этого вам необходимо смешивать различные оттенки близких по цвету с вашим персонажем волос краски. Смешиваем основной цвет. Проводим контуром там, где должна находится прическа вашего персонажа. Теперь все зависит от вашей фантазии. Главное, что бы с одной стороны на волосы падал свет, а с другой было затемнение. Для этого нужно смешивать краски с темным оттенком, например коричневый. Блики распределяете еле заметными мазками.

11. Одежда должна быть разных оттенков (сочитаются). Отрицательный персонаж темные краски, положительный, яркие насыщенные.

Рисовать можно, как мазками, так и плавно, смешивая краски.

12. Можно употребить аксессуары. (ожерелья, сережки кулоны, кокошники, короны, вуали и пр.)

13. Фон зависит от настроения персонажа и характера. Рисовать мазками. Где у вас светлые блики на волосах фон светлее, где затемнение – потемнее.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения

работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

Умение воспринимать задание

Формирование творческого отношения к работе

6.  Поста-новка творческой задачи

Инструктаж

Алгоритм рисования портрета:

1.Проводим вертикальную линию

2.Отмечаем высоту лица, верхняя линия немного длиннее нижней, так как верхняя часть лица шире, чем подбородок.

3.Проводим вспомогательные линии для прорисовки щек, к низу линии заужены, так как подбородок уже лба.

4. Рисуем карандашом овал лица. Вертикальную линию делим пополам на 2 равных части. Каждую полученную часть делим пополам (верхнюю и нижнюю).должно получится 4 одинаковые полоски:

-линия волос,

следующую полоску делим пополам – это линия глаз. Разметим ее таким

4.Прорисовываем овал лица гуашью. Если мы рисуем портрет злого персонажа – черты лица заостренные, угловатые; положительного – плавные.

5. Намечаем, расположение глаз, рисуем белилами белки глаз;

6. Рисуем нос. Смешать немного охры и белил. Провести светлую черту – блику; добавить немного охры в краску, рядом провести линию короче по длине чем блику. Рисуем бока носа и ноздри.

7. Рисуем губы. Сначала рисуем верхнюю губу там, где вы наметили. Краешки губ прорисуйте, в соответствии с характером персонажа. Верхняя губа всегда темнее нижней.

8. Рисуем радужку глаз.

9. Рисуем брови желательно коричневым цветом. Прорисовать их в соответствии с характером персонажа.(Полукруглые, домиком)

10. Рисуем ресницы, тем же цветом, что и брови. Прорисовать ресницы.

11. Черты глаза.

12. Зрачек. (коричневый или черный)

13. Волосы. Рисовать с помощью мазков. Обязательно сделать блики на волосах.

14. Одежда рисуется с помощью мазков.

15. Аксессуары (Корона, цветы, ожерелье, сережки и пр.)

16. Фон. Мазки от светлого к темным или наоборот.

- Подумайте, еще раз каких героинь вы хотите нарисовать – положительную и отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. (Слайд № 29, 30)    

  Учитель вывешивает образцы портретов.  

(Дети рисуют).

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу,  формирование ответственного творческого  отношения к работе

 7. Практи-ческая работа

Практическая работа

- Теперь вспомните этапы работы. Кто может их озвучить?

- Молодцы!

- На работу вам дается 20 минут. Ребята, работу выполняем в парах. Вам необходимо бумага белая, она будет служить материалом для работы, картон зелёного или голубого цвета для фона, ножницы и клей.

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

8.  Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- Все ли выполнили задание?

- Кто выполнил работы, несите на выставку. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Выставка всех работ. Раскладываем их полуовалом около доски. Дети подходят и обсуждают свои работы.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,  характер.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Очень хорошо, вы усвоили материал и выполнили задания.

- Теперь выскажите своё мнение, чьи работы отличатся фантазией, а чьи наиболее творческие, а какие более аккуратные. Те, кто доделал покажите учителю, а кто нет, доделайте дома и принесите на следующий урок.

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализирован результаты труда своего и одноклассников

9.  Домаш-нее задание

задание

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.

- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,

контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа  (человека) через художественный образ,  характер.

VII. Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть

изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи

записывают в дневник

умение запоминать и удерживать в памяти задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Изображение человека «мужской образ»

Слайд 4

Портрет – это изображение лица человека.

Слайд 5

«По щучьему велению» «Три богатыря»

Слайд 6

Отрицательные мужские персонажи

Слайд 8

Положительные мужские персонажи

Слайд 14

Алгоритм рисования портрета: 1.Проводим вертикальную линию 2.Отмечаем высоту лица, верхняя линия немного длиннее нижней, так как верхняя часть лица шире, чем подбородок. 3.Проводим вспомогательные линии для прорисовки щек, к низу линии заужены, так как подбородок уже лба. 4. Рисуем карандашом овал лица. Вертикальную линию делим пополам на 2 равных части. Каждую полученную часть делим пополам (верхнюю и нижнюю).должно получится 4 одинаковые полоски: линия волос, следующую полоску делим пополам – это линия глаз.

Слайд 15

4. Прорисовываем овал лица гуашью. Если мы рисуем портрет злого персонажа – черты лица заостренные, угловатые; положительного – плавные. 5. Намечаем, расположение глаз, рисуем белилами белки глаз; 6. Рисуем нос. Смешать немного охры и белил. Провести светлую черту – блику; добавить немного охры в краску, рядом провести линию короче по длине чем блику. Рисуем бока носа и ноздри.

Слайд 16

Рисуем губы. Сначала рисуем верхнюю губу там, где вы наметили. Краешки губ прорисуйте, в соответствии с характером персонажа. Верхняя губа всегда темнее нижней. 8. Рисуем радужку глаз. 9. Рисуем брови желательно коричневым цветом. Прорисовать их в соответствии с характером персонажа.(Полукруглые, домиком) 10. Рисуем ресницы, тем же цветом, что и брови. Прорисовать ресницы.

Слайд 17

11. Черты глаза. 12. Зрачек. (коричневый или черный) 13. Волосы. Рисовать с помощью мазков. Обязательно сделать блики на волосах. 14. Одежда рисуется с помощью мазков. 15. Аксессуары (Корона, цветы, ожерелье, сережки и пр.) 16. Фон. Мазки от светлого к темным или наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «What’s the time?» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 2, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация + правило + карточки)

Тема: «What’s the time?». Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [t];- ввести и первично закрепить речевые структуры: at 7 am; at 9 pm; it’s a quarter; it’...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "закрепление одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»Цели деятельности учителя: систематизировать признаки имени существительного как части речи; формировать умени...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО Европейские города Средневековья. Архитектура. Коллективное панно и мультимедийная презентация) 4 класс

дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:  «Европейские города Средневековья. Архитектура. Коллективное панно Цель: познакомить с образом средневекового города, с образом ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» и мультимедийная презентация) 4 класс

дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:     «Образ и костюм человека  эпохи Средневековья» ....