Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "закрепление одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

Цели деятельности учителя: систематизировать признаки имени существительного как части речи; формировать умение: определять грамматические признаки имени существительного, ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать внимание, связную речь.

 

Планируемые результаты:

Ø Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.

Ø Предметные: закреплять понятия одушевленные/неодушевленные имена существительные; ориентироваться в раздаточном материале; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием, лист самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

Цели деятельности учителя: систематизировать признаки имени существительного как части речи; формировать умение: определять грамматические признаки имени существительного, ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать внимание, связную речь.

Планируемые результаты:

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.
  • Предметные: закреплять понятия одушевленные/неодушевленные имена существительные; ориентироваться в раздаточном материале; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием, лист самооценки.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

9:30 – 9:31

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

9:31 – 9:36

- Разгадайте ребусы на доске, а отгадки напишите в тетрадь через запятую

,, 

 

  • Поднимите руку, кто записал 4 слов? Молодцы. Перечислите (сорока, коньки, корова, мороз).

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

 - Что вы знаете об имени существительном?

Отгадывают ребус, записывают в тетради ответ.

Воспроизводят ранее полученные знания.

Мотивационный этап

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: ученики ведут запись в тетради

9:31 – 9:36

- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

 Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?» (Приложение 1). 

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое незнание.

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Учащиеся заполняют карточку самооценки на начальном этапе урока.

Делают вывод об индивидуальных случаях затруднения в учебном материале.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

9:36 – 9:38

Какая сегодня тема урока? Закрепление: одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Что вы узнаете сегодня на уроке? (целеполагание детьми)

Сегодня мы будем повторять вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста

9:38 – 9:48

- Прочитайте еще раз слова, записанные в тетради.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)

Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

  • Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.
  • Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными.

1 задание. У вас на столах лежат карточки со словами. По какому признаку мы можем распределить эти слова? Разделите слова на две группы: 1 группа – одушевленные имена существительные. 2 группа – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы) На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Приступаем к заданию. Письменная работа в тетради.

Начиная с первого ряда, читаем по одному слову, определяем в какую колонку записать (задаем вопрос). Под диктовку ученика…

Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.  

Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй?

2 задание. Работа в парах. Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.

  • Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.
  • «…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.
  • В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. 
  • В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»

Фронтальная проверка задания. 

3 задание. Работа в группах.. Прочитайте слова на слайде. Значение каких слов вы бы хотели уточнить?

  • Норка          
  • Свинка
  • Шах
  • Галочка
  • Ласка
  • Собачка

Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

  • А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы.

Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

Классификация слов на группы по существенным признакам

Формулируют вывод

Задание 1 по карточкам

Классификация слов на группы

Фронтальная проверка

Задание 2 – работа в парах

Выписывают слова из предложений

Фронтальная проверка задания. 

Задание 3. Работа в группах.

Творческое задание: составление полного предложения с обозначенными словами

Фронтальная проверка

Формулируют вывод

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

9:48 – 9:50

Пора глазкам нашим отдохнуть. Следите глазками за шариком

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: выполнение упр

9:50 – 9:56

Работа по учебнику. Стр. 51, упр 86

Работа по учебнику Стр. 51, упр 86

Работа с текстом по заланию

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Самостоятельная работа. 

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания по выделенным учителем ориентирам. Запись в тетради

9:56 – 10:02

В карточках найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли? Что общего между ними? На какой вопрос они отвечают? Одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.

Фронтальная работа по вариантам.

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.

Вам встретилось слово гусеница. 

- Объясните значение этого слова?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- У этого слова есть ещё одно значение: гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Работа по карточкам

Анализ слов

Формулируют вывод

Фронтальная работа по вариантам

Дают лексическое значение слова

Формулируют вывод

Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

10:02 – 10:05

- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше  «+», или остались  «?»

-Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя.

10:05 – 10:07

Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто узнал много интересного и доволен своей работой.

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Словесный: слово учителя.

10:07 – 10:10

Стр. 49, упр.83; стр.50 упр.85

Запись д/з

Л: самоконтроль

Приложение 1

«Я знаю, я умею, я могу».

Ф. И.__________________________                

1. Я знаю, что такое имена существительные.

2. Я умею находить существительные среди других слов.

3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

4. Я  смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

40 а

Слайд 2

КИ

Слайд 3

А КОРО

Слайд 4

Т Н

Слайд 5

,, ,

Слайд 6

"ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ"

Слайд 7

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 8

ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ Одушевлённые КТО? ДЕВОЧКА КОШКА ЗМЕЯ БАБОЧКА

Слайд 9

НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЧТО? Цветы Дом Компьютер Солнце, тучи Неодушевлённые

Слайд 10

1 Задание Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван. Разделите слова на две группы. Если среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли никуда определить, пишите их внизу.

Слайд 11

Проверка: Цветок Лисички Кольцо Кукла Руки Нос Ненастье Платье Диван Мальчик Девочка Мышка Мама Бабочка Обезьяна Дарья

Слайд 12

2 Задание Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными существительными. Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку . В Восточной Европе встретишь польку , болгарку, словачку и румынку. «…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки …» В стаде были овечки и барашки . В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы . Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. В парке мы часто даем голубям крошки хлеба. « Крошка – сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?...»

Слайд 13

Проверка: Папа с мамой с удовольствием станцевали нам польку . «…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки …» Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу. В парке мы часто даем голубям крошки хлеба.

Слайд 14

3 задание Прочитайте существительные : Норка Свинка Шах Галочка Ласка Собачка Составьте 4 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

Слайд 22

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУИМ

Слайд 23

ОДУШЕВЛЁННЫЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ кто? что? I – вариант II - вариант БЕЛКА РАДУГА РЫБКА КОМПЬЮТЕР ГУСЕНИЦА ТРАВА

Слайд 24

ГУСЕНИЦА КТО? ЧТО? одушевлённый неодушевлённый

Слайд 25

Имя существительное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО?

Слайд 26

Имя существительное одушевлённые неодушевлённые КТО? ЧТО?

Слайд 27

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Вычитание вида 52-23" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математика Класс: 2 «а» Тема урока: «Вычитание вида 52-24» Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать соста...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена существ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Волшебное слово» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, перес...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Я и мои друзья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Я и мои друзья»Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, по­л...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Закрепление изученного. Решение задач" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Закрепление изученного. Решение задач»Цели урока: закрепить знания компонентов и результата умножения, умение решать задачи на нахождение произведения; совершен...