Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями  орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрические пасы в полосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_1_urok.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству.1 класс.

 ФГОС Образовательная система «Школа 2100».

Тема. Декоративное рисование. Геометрический орнамент в полосе. Пас.

Цель учителя - показать разнообразие элементов орнамента, на основании этого разнообразия показать особенности орнамента и нарисовать геометрические пасы в полосе.

Цель урока - к концу урока ученик сможет нарисовать геометрические   пасы в полосе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Показать отличительные особенности построения коми орнамента.
  2. Формирование умения располагать узоры на полоске.
  3. Формирование умения подбирать  традиционный цвет коми орнамента (желтый, красный, синий).
  4. Научить детей последовательно рисовать узоры.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Учить выдвигать критерии оценивания свои результаты и результаты сверстников.
  2. Формирование умения высказывать свои мысли , свои предположения.

Познавательные:

  1. Познакомить детей с видами орнамента.
  2. Выделить основные особенности построения орнамента.
  3. Развитие внимания, наблюдательности.

Коммуникативные:

  1. Формирование умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
  2. Формирование умения вести диалог.
  3. Формирование слушать и понимать других.

Личностные:

  1. Воспитание эстетических, патриотических чувств
  2. Умение видеть достоинства работ своих одноклассников

Тип урока:

  1. По содержанию:  декоративное рисование.
  2. По способу проведения: урок беседа
  3. По цели: урок открытия новых знаний
  4. По структурной единице: простой
  5. По форме организации учебной деятельности: индивидуальный
  6. По познавательной деятельности: творческий

Методы:

  1. Словесные: беседа, объяснение
  2. Наглядные: презентация
  3. Практическая работа

Материалы, инструменты:

  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1 класс.- М.: Баласс, 2011.- с.20-21. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель урока:

Научиться рисовать орнамент, используя геометрические фигуры.

 

Геометрический орнамент.

Слайды

   

Узор, ритм,

пас, орнамент.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Проверим готовность к уроку. Сегодня нам на урок понадобятся полоски из бумаги и цветные карандаши.

У всех всё готово?

Дети проверяют принадлежности, настраиваются на урок.

Вступительная беседа

Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам нужно разгадать ребус.

Посмотрите на экран (слайд 1).

Ребята, кто разгадал ребус  и  может сказать ответ?

Давайте произнесем это трудно е слово ор-на-мент.

Верно, сегодня мы с вами будем говорить об орнаменте.  

Ребята, а кто знает, что такое орнамент?

Посмотрите на экран (слайд 2) , кто может сказать, что такое орнамент.

Орнаментов называют  узор, состоящий из повторяющихся элементов. Такое повторение узора называется ритмом (на доске появляется слово ритм) .  

Также слово орнамент означает «украшение».

Ребята, скажите, почему орнамент еще называют украшением?

А как вы думаете, где можно увидеть орнамент?

Ребята, посмотрите на экран (слайд 3-4) .

На платье, на платках, варежках, поясах, носках и даже на гербе города Сыктывкара он тоже присутствует.

А у вас есть одежда, на которой есть орнамент?

Ребята, а как вы думаете, может ли орнамент, что- то  обозначать?

Раньше, орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие функции: он предохранял от сглаза, от нечистой силы, помогал охотнику не заблудиться  в лесу.

Также с помощью орнамента можно было узнать много интересного о его владельце: откуда он родом, сколько ему лет, по какому случаю так одет.

 Вот какую полезную функцию раньше выполнял орнамент.

Ребята, посмотрите снова на этот орнамент. (Слайд 5)   Он называется геометрический орнамент. Давайте хором произнесем это трудное слово.  От какого слова образовалась слово геометрический?  

Геометрический образовалось от слова геометрия. А кто-нибудь знает,  что такое геометрия?

Ребята, геометрия-это наука, которая изучает линии, фигуры, квадраты, точки.

Как вы думаете, как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

Ребята, в какой республике мы живем?

А как вы думаете, у нас в Республике Коми  есть свой орнамент?

Кто точнее скажет теперь, что мы будем рисовать?

Дети смотрят на экран.

Орнамент.

Дети произносят.

Дети, если знают, отвечают.

Это рисунок, узор.

Потому что он что-то украшает.

На одежде, на платье, варежках и т.д.  

Дети смотрят на экран.

Дети отвечают.

Может.

Дети хором произносят слово геометрический.

Дети если знают говорят.

Дети предлагают свои варианты.

Мы будем, используя фигуры, точки, линии рисовать орнамент.

Республике Коми.

Есть.

Мы будем рисовать коми орнамент, используя геометрические фигуры.

Анализ образца

Ребята, коми орнамент состоит из пасов. Пас-это родовой знак.

Кто из вас может сказать, что значит родовой знак?

Совершенно верно, это связанно с  семьей. Ребята посмотрите на экран. (слайд 6)

У каждого есть семья, у каждого  в семье должен быть знак, но ведь каждый член семьи не мог пользоваться одним и тем же знаком, поэтому каждый раз добавлялись новые элементы и  они усложнялись.  

Ребята, бывает орнамент прерывный и непрерывный. Как вы понимаете прерывный узор?

Совершенно верно, посмотрите на экран

 ( слайд 7-8), здесь представлен прерывный орнамент, так как все элементы прерываются, отдельно друг от друга находятся.

А бывает непрерывный.  Значит  эти элементы не прерываются, держаться за ручки.

Ребята, элементы орнамента симметричные. Кто может сказать, что такое  симметрия?

Совершенно верно, если провести линию, то есть ось симметрии,  то должно получиться две одинаковые половинки.

Кто выйдет к доске и попробует найти ось симметрии на пасах.  

Ребята, при рисовании нам нужно будет помнить про ось симметрии, потому что пасы должны быть симметричны, обе половинки должны быть одинаковые.

Ребята, давайте посмотри на экран (слайд 10)

Скажите, какие элементы вы видите на первой полосе?

Учитель записывает на доске элементы.

Скажите, какие это элементы?

Какими цветами изображен узор?

Хорошо, посмотрим на следующий узор. А здесь, какой элемент?

Какие это элементы?

Какие цвета преобладают?

Посмотрим на следующий слайд (слайд 11)

Кто попробует выйти и нарисовать  главный элемент в первой полоске.

Ребята, какие это элементы прерывные или непрерывные?

Посмотрите, я сейчас  сделаю эти элементы непрерывными, посмотрите, они стали держаться за ручки. Посмотрите, получается совершенно новый узор.

Какие цвета встречаются в этом орнаменте?

Рассмотрим последний рисунок. Кто выйдет показать пасы.

Какие цвета встречаются в этом орнаменте?

Ребята, скажите, какие основные цвета встречаются в коми орнаменте?

Ребята, какие геометрические фигуры встречаются в орнаментах?

Принадлежит родственникам, семье.

Он прерывается.

Если провести линию и две половинки будут одинаковые , то это и будут симметрия.

Один ученик выходит и показывает.

Крестики и точки.

Прерывные, симметричные.

Желтым и синим, есть еще красная линия.

Крестик и квадрат.

Прерывные, симметричные.

Красный, желтый и синий.

Один ученик выходит и пробует нарисовать элемент.

Прерывные.

Красный, черный, желтый.

Один ученик выходит и показывает.

Красный, синий.

Красный, желтый, синий, черный.

Линии, точки, квадраты.

Планирование образца

Ребята, посмотрите на доску, сейчас я вам буду показывать последовательность рисования орнамента, а вы будете мне помогать.

 Прежде, чем рисовать узор, скажите, что нужно сделать?

Что делаем дальше?

Хорошо, цвет я выбрала. Что  дальше?

Я буду рисовать элемент, который дан на нижнем рисунке. Дальше , что делаем?

Я  буду рисовать с левого края полоски. Что я делаю дальше?

Хорошо, нарисовала, что дальше?

 Почему, мне нужно повторить элемент?  

Совершенно верно, теперь я буду этот узор повторять, до конца полоски, оставляя при этом одинаковое расстояние.

Посмотрите, что получилось.

Оставшуюся часть я хочу закрасить другим цветом.

Вот что у меня получилось.

Ребята, чтобы узор выглядел объемней я могу пририсовать линии и раскрасить их. Узор получится толще.

Ребята, посмотрите на экран.

У меня здесь три ряда . Эти три ряда  обозначают ваши колонки. Первый ряд –это первая колонка, 2 ряд -2 колонка, третий ряд -3 колонка.

В каждом ряду предложены узоры. Вам сейчас нужно будет данные узоры нарисовать на своих полосках.

Первая колонка посмотрите, какие узоры у вас должны быть нарисованы. Скажите, какой узор будет следующий?

Проверим. Верно. Какой узор следующий?

Вторая колонка посмотрите. Третья…

Так обсуждается с каждой колонкой.

Что вы должны помнить, когда будете рисовать?

Верно, элементы должны повторяться, при этом у вас ширина элементов должна быть одинаковой. Два элемента,  которые вы рисуете должны быть одинакового цвета, а вот оставшееся место можно закрасить другим цветом.

 Рисовать, ребята, будем сразу цветными карандашами.

Давайте,  с вами определим критерии,  по которым будем оценивать работу.

Ребята, приступайте к выполнению. Не забывайте , о чем мы с вами говорили.

Нужно взять полоску.

Нужно выбрать цвет, которым будете рисовать.

Нужно выбрать элемент, который будем рисовать.

Нужно подумать , как расположим узор.

Рисуем первый элемент.

Рисуем второй элемент.

Рисуем первый элемент.

Потому что орнамент- это узор,  в котором повторяются элементы.

Дети смотрят орнамент.

Первый узор.

Второй узор.

Элементы должны повторяться, оставлять одинаковое расстояние между элементами.

Элементы должны  повторяться.

Узор должен соответствовать коми орнаменту.

Цвет соответствует коми орнаменту.

Самостоятельная работа

Учитель проверяет выполнение работы учеников.

Дети выполняют работу.

Подведение итогов

Ребята, давайте посмотрим, что у  вас получилось. Сейчас свою работу с места покажет первая колонка. Остальные колонки смотрят.

2 колонка показывает сначала первой колонке, потом второй.

Третья колонка, покажите свои работы.

Ребята, посмотрите, какие у всех получились красивые орнаменты.

Сейчас каждый посмотрите на свой орнамент, на свою работу и скажите, все ли критерии вы выполнили, если нет, то у кого, что не получилось.

Ребята, какая задача у нас стояла в начале урока?

Смогли нарисовать?  

Что является главным в рисовании орнамента?

С каким видом орнамента познакомились? Какие фигуры рисовали?

Спасибо, ребята за работу. Урок окончен.

Первая колонка показывает, остальные смотрят.

Дети показывают.

Дети показывают.

Дети высказывают свое мнение.

Мы должны были научиться рисовать  орнамент, используя геометрические фигуры.

Да.

Элементы должны повторяться и они симметричны.

Геометрический. Линии, квадраты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

«Декоративно-прикладное искусство и человек» конспект + презентация к урокам изобразительного искусства в 4 классе

1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4Программа: «Изобразительное искусство» Тема урока:«Декоративно...

Презентация к уроку изобразительного искусства ": «Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта» (5 класс)

                Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства  Древнего Египта»....

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Декоративная ваза (Натюрморт декоративная ваза)" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: Дать представление о декоративной композиции вазыЗадачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с  приемами графического изображения натюрморта.2. Закрепить умение выполнять гра...

Технологическая карта урока изобразительного искусства. Тема урока: «Камень в декоративно-прикладном искусстве. Бусы в подарок», 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  дать представление об использовании камня в разных видах декоративно-прикладного искусства....