Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Брылева Елена Михайловна

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).

Ознакомление с  произведениями  народного декоративно-прикладного   искусства»

 

Тип урокакомбинированный урок, урок-путешествие.

Урок    изобразительного искусства.  Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем    еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от  увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.5_kl._skopin.docx572.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Брылёва Елена Михайловна

Конспект      урока      изобразительного   искусства

Класс: 5

 Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).

Ознакомление с  произведениями  народного декоративно-прикладного   искусства»

Тип урока:  комбинированный урок, урок-путешествие.

Цели урока:

  1.  Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, значении образа животных в народном искусстве. Стимулировать мотивацию к творчеству.
  2. Развивать   творческое рисование на основе вариаций и импровизаций мотивов керамики Скопина и Опошни.
  3. Воспитывать и закреплять интерес к познанию искусства своего народа.

Оборудование:

для учащихся: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды.

для учителя: посуда Скопина  и Опошни, предметы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки и слайды, рисунки керамики Скопина, рисунок «ковра-самолета». Слова для словарной работы: Скопа, Скопин, Опошня, декоративно-прикладное искусство, эскиз.

Зрительный ряд: предметы народных промыслов, иллюстрации, слайды  с изображением изделий Скопина и Опошни, фотографии и рисунки предметов народного быта с изображением птиц, коня, собаки, льва.

Литературный ряд: народные потешки, попевки.

Музыкальный ряд: народная  напевная мелодия.

                                     План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
  3. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения
  4. Тренинговое упражнение, подготавливающее к выполнению основной работы.
  5. Повторение о народных промыслах. Игра « Знаешь ли ты народные промыслы»
  6. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
  7. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
  8. Объяснение творческого задания.
  9. Практическая работа.
  10. Выставка работ. Итог урока.

             

  1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
  2. Вводное слово учителя. Создание  определенного настроя.

Сообщение темы и цели.

-Урок    изобразительного искусства. Урок у нас   сегодня необычный. Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем    еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от  увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. Что такое эскиз?

(эскиз—это рисунок для изготовления какого-нибудь изделия или для выполнения более крупной работы)

-Что означают слова  декоративно-прикладное искусство?

(декоративный—служащий для украшения;

прикладной—имеющий практическое значение, применяемый  на практике;

декоративно-прикладное искусство—искусство изготовления бытовых предметов, служащих для украшения интерьера)

 

-Мир декоративно-прикладного искусства  очень красив и наряден, можно сказать, что это сказочный волшебный мир. Вспомним, в волшебных сказках обычные предметы оживают. Они наделены волшебной силой. Какие вы знаете волшебные предметы. ( ковер-самолет, волшебная  палочка, шапка-невидимка, сапоги скороходы).

  1. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения.

-Итак, мы  находимся в сказочной стране. И, поэтому, у нас должны быть сказочные волшебные предметы. Простой карандаш, фломастер, кисть, краски вам понадобятся  на уроке. Представим, что они  превратились в волшебные. С их помощью будете создавать сказочные образы.

-А на каком транспорте лучше всего путешествовать в сказке? (на ковре-самолете)

-На этом ковре не хватает полос. Каких полос не хватает?

( на доске лист с полосами:

Нужно отгадать каких  полос не хватает на  «ковре самолете».Какие цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый, желтый + синий, синий + красный)

-Повторим, что мы знаем о цвете. Какие здесь цвета? (основные).

-Какие должны быть цвета в недостающих полосках? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

 

(на ковре появляются недостающие полосы)

Итак, представляем, что мы на ковре самолете. Закрываем глаза и …полетели.

( звучит музыка, на столе появляется корзина и предметы: деревянная чурочка, глина, кусок жести).

Перед вами совсем необычные вещи. Мы проходим мимо и  их не замечаем. Что это за предметы? (глина, дерево, жесть)

-Эти вещи  обыкновенные, но есть  в этой прекрасной стране декоративно-прикладного искусства  мастера, которые могут эти обыкновенные предметы превратить в прекрасные вещи.

-Во что может превратиться кусок глины? (в игрушку, кувшин, посуду)

-…дерева? (в ложку, донышко, кувшин, солонку, игрушку).

-...жести? (поднос, кувшин).

  1. Тренировочное упражнение, подготавливающие  к выполнению основной работы.

-Эти чудесные вещи хранятся в этой корзине. Но, чтобы открыть  их, нужно открыть «замки», т.е.  выполнить задание-упражнение.

( на корзине  « замки»  в форме ромашек, у которых на лепестках нарисованы круги)

Разберите лепестки. Фигуру, изображенную на листке превратим в предмет. Вспомним, что у нас в руках не обычный фломастер, а «волшебная  палочка». Начинаем превращение.

(Дети  выполняют тренировочное упражнение: из формы круга дорисовывают какой-нибудь  предмет.  Звучит музыка.) 

-Посмотрим, что у вас получилось. С заданием справились.

  1. Повторение о народных промыслах.  

Посмотрим, что за предметы находятся у нас в сундуке. К каким народным промыслам они относятся.

Эту посуду называют «золотой». Она горит  яркими красками, как жар. Главными элементами её росписи является травка, кустик, ягоды, листья, фон черный, красный.

-Правильно, это хохломская посуда. Их какого материала  сделана? (из дерева).

( посуду ставим около куска дерева)

     

-Отгадайте следующий промысел.

А на этих изделиях распустились сказочные букеты из необычных цветов. Цветы имеют названия: розан и купавка. Также в росписи мы видим необычных птиц, сказочных коней. Все элементы росписи  украшены белой краской. Этот прием росписи называется «оживка».

                C:\Documents and Settings\Customer\Рабочий стол\гор

       

-Это городецкая роспись. Из чего сделаны предметы городецких мастеров? (из дерева). (Ставим около куска дерева).

-Следующее изделие:

Это игрушка забавная, необычная, яркая и веселая. Это не просто игрушка, а игрушка-свистулька. На белоснежном фоне геометрические узоры: линии, круги, овалы…                                  

-Правильно, это дымковская игрушка. Из чего она сделана? (из глины, ставим около куска глины).

  Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост—

Точно солнечный цветок.

Индя ,индя, индючок

Весь похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, расписной.

Это барыня ,краса—тугая , черная коса

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво,

Барышня вся так красива.

-Следующий промысел:

Этот поднос обычно черного цвета. Его украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета или венка. Иногда рисуют фрукты или ягоды.

   

-Правильно, это жостовский поднос. Из чего он сделан? (Из жести. Ставим около куска жести)

-Кто изготавливает такие удивительные вещи? (народные мастера)

-Где они живут? ( В разных регионах России)

-Испокон веку славилась наша великая Россия своими мастерами—одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство.

Вещи эти сделаны из глины и из дерева. Мастера их вылепили, мастера их вырезали. В каждую вложили душу, свое  сердце  выразили.

- И вы сегодня постараетесь создать эскизы удивительных вещей.

  1. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.

Немножко отдохнем. На поляне растут удивительные цветы: розаны и купавки из Городецкой росписи. Нужно их собрать. Мальчики собирают розаны, а девочки—купавки. Затем нужно их поставить в вазы. составим букеты из теплых и холодных цветов.  В красный кувшин—цветы теплых тонов, а в синий—холодных.

  1. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».

-А в этой корзине находятся предметы необычной формы: керамические кувшины в форме животных и птиц.

Русский народ использовал образы животных в своей жизни и в искусстве. Так образы животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных прялках, на стенах соборов и в украшении изб. Древние образы коня и птицы сохранились в народной игрушке и в посуде. С животными, охранявшими людей, мы встречаемся и в народных сказках.

В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных. Так птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный  свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.

В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой носит то же название.

Волк и собака в народных преданиях часто служили олицетворением одних и тех же природных стихий, явлений. Ведь свист ветра и гул бури были похожи и на лай, и на вой.

Собаки были воплощением не только ветра, но и тучи. Считалось, что они стряхивают со своей шкуры дождь и скалят огненные зубы—молнии. С огненными собачьими языками сравнивали пламя. Про огонь говорили, что он лижет  и пожирает добычу.

Лев был символом огня, а также олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Он  являлся стражем дверей т и ворот храмов. Изображения львов можно увидеть и на деревянных украшениях избы, и на изразцах, и в рисунках тканей, и в резьбе.

Народные мастера вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента.

В народном представлении добродушный лев больше напоминает собаку, чем грозного хищника.

-А сегодня мы познакомимся с необычными кувшинами в форме животных  и птиц.

-Есть на Руси, на Рязанской земле город Скопин. Стоит он среди невысоких холмов. Здесь когда-то шумели леса, протекали речки, и было в этих речках рыбы видимо-невидимо. Жила в этих местах крупная птица—скопа. Птица с темными крыльями и могучими когтями. Питалась  она рыбой. Осторожная птица жила только там, где было тихо. Но исчезли леса. Вместе с ними исчезла и птица скопа. Осталась память о ней только в названии города, да еще и в керамических изделиях.

Что такое керамика? (керамика—изделия их обожженной глины)

-Любят скопинские мастера делать кувшины, кружки, подсвечники из глины в виде знаменитой птицы.

-Силой народной фантазии обычные предметы превратились в необычные. Мы видим кувшины в форме животных и птиц. Ручки и носики напоминают змей.

Рассмотрим кувшины из корзины. Во петух, глухарь. Мастер использовал форму кувшина в форме туловища птицы и украсил декоративными элементами.

-А в Полтавской области, в селе Опошня изготавливают керамические кувшины в виде забавных зверей.

-Туловище животного—туловище  кувшина, опирается на крепкие ножки. Это бык, баран, козел. Декоративная обработка в виде налепов.

  1. Объяснение творческого задания.

-Вы сегодня создадите  эскиз чудо-сосуда в форме животного или птицы. Перед вами листы с силуэтами обычной посуды. Выберите любую форму и создайте свой сказочный образ.

 

  1. Практическая работа

Эскиз декоративной росписи « волшебного» фигурного сосуда учащиеся  выполняют, соблюдая следующие  условия:

  1. Определить  форму фигурного сосуда ( кувшин, кружка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи.;
  2. Нарисовать декоративную фигуру  зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного  сосуда с учетом предназначения этого сосуда.
  3. Использовать эскиз « волшебного» фигурного  сосуда на уроке для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.

  1. Выставка работ. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Внеурочное занятие по курсу "Декоративно-прикладное искусство". Тема: "Деревянное кружево"

Конспект занятия по ДПИ. Во время занятия учащиеся выполняют аппликацию по мотивам аргуновской резьбы по дереву (на макет домика приклеивают наличники), работая в группах....

Внеурочное занятие для молодых специалистов по декоративно-прикладному искусству Тема. «ОБЕРЕГИ»

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, раз...

Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование. Тема ЗАНЯТИЯ: Декоративная композиция. Батик.

Конспект открытого занятия. Тема: Декоративная композиция в технике батик....

Технологическая карта урока изобразительного искусства. Тема урока: «Камень в декоративно-прикладном искусстве. Бусы в подарок», 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  дать представление об использовании камня в разных видах декоративно-прикладного искусства....