Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование. Тема ЗАНЯТИЯ: Декоративная композиция. Батик.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Чуянова Ирина Юрьевна

Конспект открытого занятия. Тема: Декоративная композиция в технике батик. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Конспект открытого занятия

Педагога дополнительного образования первой квалификационной категории

Чуяновой Ирины Юрьевны

Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование.

Тема ЗАНЯТИЯ:

Декоративная композиция. Батик.

Для группы третьего года обучения

Детского объединения «Луч»

Ст. Егорлыкская

27.02.2017 года


Тема раздела: Декоративно-прикладное рисование.

Тема занятия: Декоративная композиция. Батик.

«Знакомство с росписью по ткани - батик»

Цели занятия:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей возникновения батика, техникой росписи ткани – батиком, как видом современного декоративно-прикладного искусства, с его возникновением, технологией изготовления.

Научить расписывать ткань в технике сибари и холодного узелкового батика.

Развивающая:

Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус, творческие способности, культурно-исторический кругозор.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность, стремление добиваться нужного результата в творчестве, уважение культурного наследия народов мира.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение:

Специализированная литература, презентация, ноутбук, монитор, выставка работ из архива д/о.

Материалы и инструменты:

Ткань х/б – 80х80 см, краски акриловые и анилиновые, кисти, рамка, фартуки и перчатки резиновые.

План занятия: 

  1. Организационный момент.
  2. Ознакомительный материал из истории возникновения батика.
  3. Ознакомительный материал по технологии изготовления батика.
  4. Презентация ,,Современное выставочное искусство. Узелковый и холодный батик”.
  5. Техника безопасности.
  6. Практическая работа: Деление на группы по два человека. Изготовление изделия в технике холодного батика.
  7. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-приветствие обуч-ся; проверка присутствующих; выявление готовности к занятию – игра «Я еду в Индонезию» (Называем свое настроение, начинающееся с первой буквы имени).

2.  Прием «вхождение в народ

Сегодня я начну занятие с одной очень старой историей.

Легенда о батике. (Приложение № 1)

 - Как вы думаете, почему именно сегодня я познакомила вас с этой историей? Какие чувства пробудила в вас эта притча? Глядя на то, что приготовлено на столах, какие предположения вы делаете о нашем сегодняшнем занятии?

Ответы обучающихся…

- Действительно, сегодня мы познакомимся с искусством батика. Кто уже пробовал это творческое дело?

- предлагаю вам посмотреть презентацию о том, как выглядит батик в современном искусстве. (Приложение № 2)

Батик - индонезийское слово, в переводе означает - "Ба- капля” или ,,тик - воск’’. Я дала Я знаю, что кто-то из вас уже знаком с этим видом творчества. Расскажите нам о своих впечатлениях. И что вам захотелось узнать об истории развития этого искусства.

  1. Сообщение учащейся об истории возникновения батика. Прием «Эвристика».

А знаете ли вы!?

  • Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
  • В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
  • Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
    В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
  • Индонезийцы вкладывали глубокий смысл в роспись на ткани, они считали, что сотворенные вручную полотна обладают магической силой, а такая процедура была частью ритуалов поклонения богам. Каждая индонезийская девушка должна была иметь в своем приданном вещь, расписанную вручную. Сегодня жители о. Ява носят одежду, выполненную в данной технике, для них она абсолютно естественна, но те, кто приезжает в Индонезию, не перестают восхищаться вещами с искусной росписью, в которые одеты местные жители.

- обратите внимание на работы их архива нашего д/о.

Материалы и инструменты:

  1. Ткань (шелк, х/б)
  2. Банка с чистой водой.
  3. Ножницы.
  4. Нитки для узлов.
  5. Круглые предметы (пластиковые крышки, пробки) для создания декоративных узлов.
  6. Краски: анилиновые или акриловые.
  7. Кисти, тампоны ватные.
  8. Емкость с водой для увлажнения ткани.
  9. Мочевина и крупная соль для создания спецэффектов.

- Сегодня мы создадим подарки для мам так, как грядет первый праздник весны? … Действительно, 8 марта – Международный женский день. Традиционно мы дарим подарки мамам, бабушкам, сестрам. Это будут полотна, которые расцветут весенними цветами.

- Каждому предлагаю вытянуть пронумерованные карточки из стакана. Вам предстоит по порядку номеров прочитать содержание карточек. (Знакомимся с техникой безопасности при работе красками для ткани и инструментами, используемыми при батике).

Работать будем сегодня в малых группах, парами. Вам пригодиться помощь друг друга. Поэтому объединимся в группы по номерам карточек, которые вам достались. Разделитесь парами по порядку номеров: 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 и т.д.

 Техника безопасности:

* расположите ткань лицевой стороной к себе. Определить ее можно, проведя пальцами по кромке ткани. Гладкая сторона находиться на лицевой стороне, шершавая – изнанка.

Кисти тщательно промываем чистой водой, не оставляем в воде, кладем в горизонтальное положение на салфетку, когда не занимаемся росписью.

* У вас на столах находятся краски. Краски смешиваем в отдельном стакане, каждый раз промывая кисти.

Ножницы берем в руки только по необходимости. Передаем товарищу, держа ножницы в кулаке за сложенные лезвия. После использования , ножницы кладем в отведенное место в центре стола.

* на руки надеваем резиновые перчатки, чтобы защитить их от возможного окрашивания.

- Нам предстоит познакомиться с техникой узелкового батика и техникой Сибори, которая отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания прогладить утюгом через рыхлую бумагу.

- Прошу вас вспомнить, что такое композиция? Виды композиции? / ответы об-ся…

* А теперь давайте приступим к работе.

* Выполнение практической работы учащимися.

8.Практическая работа:

1.Задумываем расположение цветов на квадрате по той или иной композиции. Складывание, скручивание ткани, фиксируем узлы.

2.Подбор материалов и инструментов.

4.Роспись по ткани.

-  Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом, чтобы зафиксировать рисунок (Утюгом дети проглаживают изделие дома).

9.Заключительный этап. Выставка работ.

С чем мы сегодня познакомились? Как бы вы озвучили тему нашего сегодняшнего занятия?

Прием рефлексии «Солнышко». Встречаем весну. Пусть солнышко согреет нас. У каждого из вас есть лучик солнышка, напишите несколько слов впечатлений о занятии, о своих творческих ощущениях.

-Спасибо вам за творчество.


Приложение 1

Сказка про батик

Давным-давно , примерно 500 лет назад, жила была маленькая девочка.

И жила она на острове Ява со своими мамой и папой.
Папа у нее был рыбаком, ведь на острове не было другой работы. И пока папа ходил в море, а это бывало часто и надолго, мама и девочка сами добывали себе еду.
Девочка залезала на высокие деревья и собирала мед диких пчел, а рано утром во время отлива находила красивые ракушки и отдавала их маме. А мама нанизывала их на нитку и продавала за гроши местному торговцу, который приезжал раз в неделю и забирал у нее мед и бусы и кидал ей несколько мелких монет за работу.

А еще мама плела циновки маленькие коврики из листьев пальмы, листья для этого варились в большой бочке. Конечно, этого 

было мало, чтобы отправить девочку в школу. Но этого хватало, чтобы не умереть от голода.
Так они жили в тесной лачуге на берегу океана, в ожидании папы.

Но однажды девочка заболела. И мама достала последние гроши из копилки и отнесла их к местному шаману. Он положил больную девочку посредине лачуги и зажег свечи.
Потом он стал танцевать свои странные танцы и петь заклинания . И как не удивительно, но на следующий день девочка выздоровела. Так они жили еще некоторое время. Но однажды мама промокла под тропическим дождем и тоже заболела. Маленькая девочка не знала как помочь маме. Но она помнила, что делал шаман. Она взяла единственную белую скатерть в доме, укрыла маму, сама взяла свечи, зажгла их и стала танцевать и петь вокруг , как это делал шаман. Воск капал и разливался вокруг, и на скатерть тоже. Когда девочка увидела, что она натворила, она испугалась скомкала скатерть и сунула ее в бочку, где варились пальмовые листья.

О, чудо! На следующий день мама выздоровела и стала заниматься своей обычной работой.

Когда мама нашла скатерть, она очень расстроилась и заплакала. Но тут  в лачугу  зашел торговец. Он увидел скатерть и возбужденно спросил, сколько она стоит? Мама пожала плечами, и торговец дал ей две серебряные монеты и сказал, что   никогда не видел такой красивой ткани и хочет теперь постоянно покупать такие красивые скатерти у нее. С тем он и ушел. А мама снова заплакала, но на этот раз от радости.


Теперь вместе с девочкой они стали наносить разные узоры на хлопковые скатерти, а затем красить их в разные цвета.
А торговец приезжал и покупал эти скатерти для своего магазина.
Прошло время и у них стало достаточно денег, чтобы отправить девочку в школу. И когда папа вернулся с рыбной ловли мама и девочка радостно рассказали ему, как волшебным образом изменилась их жизнь. А метод обработки ткани с помощью воска назвали БАТИК, что в переводе яванского означает БА- капля воска, ТИК- течь. А остров Ява считается родиной батика…

Европейцы, переняв технологию, сразу же стали адаптировать ее под себя. Проще, быстрее, дешевле.

И на сегодняшний день окрашивание ткани столь многообразно. Начиная с простейшей трафаретной печати массового промышленного производства. До авторских технологий ручной росписи.


Приложение 3

Техника безопасности:

1 расположите ткань лицевой стороной к себе. Определить ее можно, проведя пальцами по кромке ткани. Гладкая сторона находиться на лицевой стороне, шершавая – изнанка.

2 Кисти тщательно промываем чистой водой

3 Не оставляем кисти в воде, кладем в горизонтальное положение на салфетку, когда не занимаемся росписью.

4 У вас на столах находятся краски. Краски смешиваем в отдельном стакане, каждый раз промывая кисти.

5 Ножницы берем в руки только по необходимости.

6 Передаем товарищу, держа ножницы в кулаке за сложенные лезвия.

7 После использования , ножницы кладем в отведенное место в центре стола.

8  на руки надеваем резиновые перчатки, чтобы защитить их от возможного окрашивания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ТНР на внеклассных занятиях декоративно-прикладного цикла. �

Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно – прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетичес...

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».

Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...

Проект на тему: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Статья на тему "Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС"

Изучение декоративно-прикладного искусства в современных учебных программах в соответствии с ФГОС...

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....