МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и презентацию слайдов «Словарная работа. 3 класс. Блок «Предмет».

    Оборудование: учебник русского языка 3 класс УМК «Гармония»,  карточки с индивидуальным заданием,  схемы-опоры,  мультимедиапроектор,  ПК,  схема «Изменение глагола »,  набор карточек для самостоятельной работы,  «Тест N3 по русскому языку», учебники,  словари, флешкарточка  «Стихи. Правила по русскому языку», индивидуальные карточки.

    Актуальность методической  разработки  урока русского языка УМК «Гармония» 3 класс по теме  «Как изменяются глаголы?» обусловлена тем, что  создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемой методической разработке  происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Методы и приёмы организации деятельности учеников начальных классов  на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Для  усвоения необходимого учебного материала при рациональной организации труда на уроке были использованы технологии на опережающей основе, поддержки ребенка, полного усвоения знаний.

     Разработка урока участвовала в районном конкурсе  «Учительский калейдоскоп»  2010 году, где заняла II место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название                УМК «Гармония»                           Предмет           русский  язык                       Класс       3

Тема урока:          Как изменяются глаголы?                                                                                                                                                                                    Место и роль урока в изучаемой теме  : это 4-й урок  из раздела «Продолжаем знакомиться с частями речи» составляет единое целое в процессе знакомства учащихся с изменениями глагола.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Глагол”;

Задачи:                                                                                                                                                                                                                            Образовательные задачи:                                                                                                                                                                                                                    совершенствовать навыки определения частей речи;                                                                                                                                                          повторить правила орфографии;                                                                                                                                                                                          формировать навык самостоятельной работы;                                                                                                                                                                 развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;                                                                                                                                                продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа;                                                                                                                             учить работать со справочной литературой, работать над устной монологической речью учащихся;                                                                       Развивающие задачи:                                                                                                                                                                                                                              развивать речь и творческое мышление учащихся;                                                                                                                                                                   развивать умение классифицировать, обобщать, сравнивать, делать вывод;                                                                                                                             развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся;                                                                                                                      развивать память и образное мышление детей;                                                                                                                                                             развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности, активизацию мыслительной и творческой деятельности;                                                                                                                                                                                                                      Воспитательные задачи:                                                                                                                                                                                                     воспитывать индивидуальные качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств; воспитывать интеллигентность- умение выслушать товарищей;                                                                                                                                                       воспитывать чувства собственного достоинства;                                                                                                                                                                        воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Этапы урока

Ввремя, мин

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФУУД

1.0

1 мин

Организационное начало урока

 Цель: проверить готовность к уроку

Словесный

Фронтальный

Здравствуйте, дети!                     Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок.

Подготовка к работе.

Самопроверка

1.1

1 мин

Сообщение темы урока 

слово учителя

                      Фронтальный

Скажите ребята, какую широкую тему мы изучаем?

Над какой частью речи мы сейчас работаем?

Что уже знаем про глагол?

Слово. Части речи.

Глагол

Глаголы изменяются по временам

Самоорганизация

2.0

3 мин

 Словарная работа

Цель:

  1. формировать навык самостоятельной работы;
  2. развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся,
  3. учить работать со справочной литературой,

                                                                                               Языковой анализ

                                                                                                   Фронтальная форма

Сегодня на уроке мы знакомимся с новой группой слов ( блок «Предмет» 3 класс)

Рассмотреть   таблицу (слайд 1).

О

Т

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е

П

А

Д

Е

Ж

С

Ъ

В

Т

К

С

П

О

Ч

Е

Р

К

Т

Я

М

С

П

Р

И

М

Е

Р

Л

Д

П

Р

Е

Д

М

Е

Т

  1. Найти слова в таблице
  2. записать слова, самостоятельно выделить «опасное» место
  3. разделить на слоги
  4. обозначить ударение
  5. выделить корень

Проверим вашу работу. Внимание на экран. ( на экране поочередно появляются слова)

ПРЕДМЕТ

ПРИМЕР

ПОЧЕРК

ПАДЕЖ

РЕШЕНИЕ

 

рассматривают таблицу

  1. Находят слова:                     предмет, падеж, решение, почерк, пример
  2. записывают их самостоятельно в тетрадь
  3. выделяют    «опасное» место
  4. делят  на слоги
  5. обозначают  ударение
  6. выделяют  корень

                                                     Самоутверждение              Самоосмысление                                                                                      

2.1

3 мин

                            Фронтальная работа

  1. Пожалуйста,  назовите «опасные» места, которые вы обозначили в словах
  2. Проговорим орфоэпически каждое слово (в словах на слайде красным цветом выделяется орфограмма)

ПРЕДМЕТ

ПРИМЕР

ПОЧЕРК

ПАДЕЖ

РЕШЕНИЕ

Проговаривают  орфоэпически каждое слово, называя орфограмму

Самоутверждение                        

3.о

2 мин

Постановка проблемы

Цель:

  1. развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
  2. воспитывать интеллигентность- умение выслушать товарищей;

Как изменяются глаголы?

Что нужно определить в первую очередь?

Составьте алгоритм изменения глаголов ( на доске таблички, которые нужно поставить по порядку

По временам.

Есть ли суффикс –л- в глаголе

Приложение 2

Составляют алгоритм:

  1. Есть суффикс –л- : ДА      
  2. Глагол ПРОШ. ВР
  3. Есть суффикса –л-: НЕТ    
  4. Есть личные окончания глаголов: ДА    
  5. Есть  в вопросе приставка С-: ДА      
  6. Глагол БУД. ВР.
  7. Есть  в вопросе приставка С-: НЕТ      
  8. Глагол НАСТ. ВР

                        Самоопределение

3.1

6 мин

Наблюдение

цель:

  1. развивать память и образное мышление детей,
  2. совершенствовать навыки определения частей речи;
  3. развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности
  4. воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Объяснительно-иллюстративный

коллективная работа                               работа в малых группах                                                                                  

Сейчас вы поработаете в группах.

Предлагаю  послушать стихотворение, а потом по памяти восстановить глаголы

 Приложение 3

ОСЕНЬ  наступила

высохли ЦВЕТЫ

И  глядят УНЫЛО

ГОЛЫЕ КУСТЫ

вянет И желтеет

ТРАВКА НА ЛУГАХ

ТОЛЬКО зеленеет

ОЗИМЬ НА ПОЛЯХ

ТУЧА НЕБО кроет

СОЛНЦЕ НЕ блестит

ВЕТЕР В ПОЛЕ воет

ДОЖДИК моросит

ВОДЫ зашумели

БЫТСРОГО РУЧЬЯ

ПТИЧКИ улетели

В ТЕПЛЫЕ КРАЯ.

Записать глаголы в столбик

Проанализируйте вставленные глаголы ( укажите время, число, род, лицо)

Дети разбиваются на группы, (у каждой группы памятка и карточка со стихотворением)

Дети вставляют глаголы, обсуждая в группах

ОСЕНЬ _____________________

______________________ЦВЕТЫ

И____________________УНЫЛО

ГОЛЫЕ КУСТЫ

_____________И_____________

ТРАВКА НА ЛУГАХ

ТОЛЬКО____________________

ОЗИМЬ НА ПОЛЯХ

ТУЧА НЕБО_________________

СОЛНЦЕ НЕ ________________

ВЕТЕР В ПОЛЕ______________

ДОЖДИК ___________________

ВОДЫ______________________

БЫТСРОГО РУЧЬЯ

ПТИЧКИ____________________

В ТЕПЛЫЕ КРАЯ. Приложение 7

 

Дети записывают их в тетрадь

Проводят наблюдение, работая по карточкам.

Дети делают вывод; «В вопросах к некоторым глаголам есть приставка с-»

                                              Самоосмысление

3.2

12 мин

Решение проблемы

цель:

  1. работать над устной монологической речью учащихся,
  2. развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
  3. воспитывать индивидуальные качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств;

беседа

фронтальная  работа

Что можно сказать о глаголах, которые не подходят ни под одно описание?

На какие вопросы отвечают эти глаголы?

От чего это зависит?

Какие шаги нужно сделать?

Как по-другому называют

начальную форму глагола? Почему?

Поставить глаголы из стихотворения в начальную форму.

Эти глаголы , которые стоят в начальной форме.

Что делать? Что сделать?

На какой вопрос отвечает глагол.

Задать к глаголу вопрос:

  1. если в вопросе есть приставка С-:  то глагол в Н.Ф. будет отвечать на вопрос: что Сделать?,
  2. если в вопросе к глаголу нет приставки С-, то глагол в Н.Ф. будет отвечать на вопрос: что делать?

Неопределенная форма глагола, потому что нельзя определить время глагола.

Работа у доски. Записывают слова с подробным объяснением:

  1. задаем вопрос к слову наступила: что сделала?
  2. в вопросе есть приставка С-
  3. значит слово  в Н.Ф.  отвечает на вопрос: что Сделать? – наступить

( аналогично все слова)

                                              Самоосмысление   самоутверждение

4.0

3 мин

Физминутка

5.0

5 мин

Закрепление

  1. цель:                                                      совершенствовать навыки определения частей речи;
  2. формировать навык самостоятельной работы;
  3. продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа
  4. активизация мыслительной и творческой деятельности;
  5. развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности

Контрольно- оперативный метод

индивидуальная работа

А теперь давайте вспомним все, что мы знаемо глаголе.

Тест по теме «Глагол»

Приложение 5

  1. Глаголы изменяются:

а) по падежам б) по временам

  1. Глаголы в настоящем времени изменяются:   а) по числам и лицам  б) по числам и родаи
  2. Глаголы отвечают на вопросы:  а) кто? что?  б) что делать? что сделать?  в) какой? какие?
  3. Укажи глаголы прошедшего времени:  а) играет  б) играл  в) поиграет  г) поиграл  д) играть  е) играю
  4. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: а) что делал? что сделал?  б) что делать? что сделать?
  5. Укажи глаголы: а) побег  б) беговая  в) бегать                          

Заполняют таблицу: вписывают буквы правильных ответов

НОМЕР

ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

БУКВЫ

ОТВЕТА

                                              Самоосмысление

5.1

2 мин

                                     

работа в парах

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа по парте

НОМЕР ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

5

6

БУКВЫ ОТВЕТА

Б

А

Б

Б,Г

А

В

Проверка по слайду

Меняются листочками, проверяют по слайду работу одноклассников, выставляют оценку.

Взаимопроверка

6.0

1 мин

Итог урока

Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся

Слово  учителя

- Чем вам запомнился урок?

- Что вы для себя узнали нового?

- Зачем нам нужно знать алгоритмы?

Ответы детей

  Самоанализ

 Рефлексия

7.0

1 мин

Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слово  учителя

– Ребята, я хочу предложить вам выписать из книги, которую вы сейчас читаете, - 10 глаголов, обозначить время, число, лицо или род. Не попадитесь в «ловушку», когда встретите глаголы в неопределенной форме.

Самовыбор

Автор: Евдокимова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Сакмарская СОШ» МО Сакмарский район


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ N 3 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слайд 2

1) Глаголы изменяются: а) по падежам б) по временам

Слайд 3

2) Глаголы в настоящем времени изменяются по: а) числам и лицам б) числам и родам

Слайд 4

3) Глаголы отвечают на вопросы: а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) какой? какие?

Слайд 5

4) Укажи глаголы в прошедшем времени а) играет б) играл в) поиграет д) играть г) поиграл е) играю

Слайд 6

5) глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: а) что делал? что сделал? б) что делать? что сделать?

Слайд 7

6) Укажи глаголы а) ПОБЕГ б) БЕГОВАЯ в) БЕГАТЬ

Слайд 8

НОМЕР ЗАДАНИЯ 1 2 3 4 5 6 БУКВЫ ОТВЕТА Б А Б Б,Г А В

Слайд 9

5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Учебно-методическая разработка открытого урока по русскому языку. Секреты переноса.

Тема урока: Секреты переноса.Тип урока: Открытие нового знания; Использование технологий: проблемно-диалогическая технология, ИКТ.Форма организации учебной работы: фронтальная и групповаяЦель уро...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Методическая разработка дистанционного занятия по русскому языку "Возвратные глаголы"

В презентации даны слайды, направленные на повторение темы "Спряжение глаголов" и  "Правописание личных безударных глагольных окончаний".  Дан дополнительно глагол-исключ...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку «Transport»

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку «Transport» для учащихся 5-7 лет...

Методическая разработка учебного занятия на тему: Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова»

Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова».-Цель: обучение приему «Петля» ( две дамки против одной), и приему «Треугольник Петрова» ( три дамки против одно...