урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Цель урока: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
          развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное,  обобщать изученное;

          воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского  языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razbor_slov_po_sostavu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова

Тема: Разбор слов по составу.

Цель: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
         развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание,
 умения выделять главное,  обобщать изученное;

          воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского  языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.

Работать над формированием УУД:

Личностных:

интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

Регулятивных:

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательных:

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативных:

 договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и позицию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийная  презентация, карточки

Тип урока:  закрепления знаний.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, рассказ, эврестическая беседа).

Технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, проблемного обучения,  здоровьесберегающие.

Планируемый результат: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке; разбирать слова по составу.

                                    Ход урока

IОрганизационный момент:

  С добрым утром начат день,        

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок русского языка!

Урок – путешествие по Океану Знаний.

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь
 И тихонечко садитесь.

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач: схема

- Определите тему урока. Это новая для нас тема?

Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию состава слова.

Какие задачи поставим? Поставьте цели  урока.

Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу) Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, бережное, любовь к родному языку. )

 - Молодцы! Спасибо

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях  слова (морфемах), потренируемся в выполнении разбора по составу.

III. Актуализация опорных знаний:

1.Чистописание:

-Давайте определимся на чем мы будем путешествовать по океану Знаний? - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.

Запишите в судовой журнал дату нашего путешествия

Составьте из букв слово – кораблик. На поверхности океана поднялись волны. Плавать небезопасно. Но мы в тетради будем писать буквы ровненько, правильно, красиво и поверхность океана тоже будет спокойной и тихой. На минутке  чистописания вспомним написание буквы, которая в слове кораблик обозначает согласный, звонкий непарный, мягкий звук.

лЛ ллЛ

На плечах голова, не страшна и беда.

Как понимаете поговорку?

Чтобы наш кораблик поплыл, давайте подберем ему однокоренные слова (корабль, корабельный, корабел – специалист по кораблям, по их строительству, корабельщик). Докажите, что они однокоренные.

2. Словарная работа: закройте глаза. Представьте, что мы плывем по океану. Смотрите – бутылка, в ней записка. Прочтем её.

Помогите! Наше островное государство захватили пираты. Они всё разрушают на наших островах! о..е..ы.

Кто послал эту записку о помощи узнаем, отгадав кроссворд.

Ребус                                                                           мороз

Крупный населенный пункт                                       город

Край земли у водной поверхности                              берег

Наследственное семейное наименование  человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца к детям                     фамилия

Однокоренное слово слову пообедать                      обед                                                                                                                                  

Прием пищи в середине дня

Сидит девица в темнице, а коса на улице              морковь

Всегда во рту, а не проглотишь                                 язык

Что общего у этих слов?  Какое слово исключили бы?

Кто попал в беду? Что такое морфемы? Вы их знаете? Какое будет ваше решение?

Итак, отправляемся в островное государство, на помощь морфемам.

IV. Закрепление о частях речи.

1. Освободительную миссию начнем с главного острова. Слайд

Что такое корень? Ещё недавно это был красивый зелёный остров, но пираты разрушили все, срубили деревья. Давайте восстановим зеленые деревца.

Поход                                   лесок                                        кормушка

Ходики                                 лесник                                     покормил

Переход                               лесной                                        

Заходил                                лесистый

Выход

Записать слова, выделить корень, припишите ещё слова.

2. Пираты поняли, что вы решительно настроены помочь морфемам и укрылись на соседнем острове.

И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
    Слайд

На какой остров мы попали? Что такое окончание? Подтвердите это!

Посмотрите, что наделали здесь пираты! Прочитайте текст. Все понятно? Почему? Сможем помочь окончаниям? Упр.123 (выписать слова, обозначающие одни и те же предметы. Чем они различаются?

3. Убрались пираты и этого острова. А мы подплываем к следующему острову.

После корня он стоит,

Перед окончанием,

Его если заменить,

Другое слово можно получить.

Обозначают  уголком,

Называют -   суффиксом.

Работа в группах «Восстанови слова»

Первая составляет слова    с                     -ушк-

Вторая                                                         - к -

Третья                                                            - ок –

4. Осталось нам оказать помощь жителям последнего острова этого государства                          слайд

Работа в парах: подберите к словам приставки: бежал, писал,

Кто больше всех?

Острова освобождены. Морфемы благодарят вас и хотят снами дружить. Вы согласны? Давайте покажем, как мы умеем дружить.

V Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам .

Разбор по составу. Расскажите план разбора по составу.

VI. Проверка знаний умений и навыков.

  1. Тест

1) Часть слова без окончания называется

 Е  - корень

 У - основа

2) Чтобы  найти корень надо

Л - изменить форму слова

М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н - изменяемая часть слова

П - неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И - для образования новых слов

Ы - для образования формы слова

5) Приставка стоит

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово УМНИКИ ,  значит тест выполнили верно.

Тест.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5. Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у вас получилось? (Знатоки)

Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

VII. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?

Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию состава слова.

Выставление и комментирование оценок

VIII. домашнее задание: сочинить сказку о частях слова, упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс

Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Обобщение знаний о составе слова"

Скейчас очень важно к уроку оставить технологическую карту. Вот делюсь!!!...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...