Урок русского языка : "Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Топоркова Людмила Геннадиевна

Урок- путешествие. Русский  язык в 4 классе по БунеевуР. Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmich_puteshestv.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов

 Форма урока: космическое путешествие

Цели и задачи урока:

Обучающие:

      Развивать умение разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, соотносить схемы и формы глаголов, определять функцию (значение) глагольных морфем;

–развивать чувство языка на основе выявления грамматической сущности языковых знаков (частей слов).

Развивающие:

        продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

        создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;

        продолжить формирование коммуникативных навыков, умение договариваться в группах и парах.

Воспитательные:

        формировать эстетический вкус к слову;

        содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

        направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, макбуки, карточки для групповой работы

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.

Ребята, вы любите мечтать?  (Ответы детей)

Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры

Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

-Скажите, совпадают  мысли лирического героя  с вашими  мечтами?

-Человека всегда манит неизведанное  и загадочное. Кто знает, возможно, после этого урока ваше мнение изменится.

А сейчас  я предлагаю отправиться в космическое путешествие, где мы изведаем таинственный   мир русского языка. Мы держим свой путь в галактику Глаголию- самую загадочную и изменяющуюся.

        Руководство полётом разрешите взять на себя.

Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости  нашего урока. Давайте их поприветствуем.        

У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал,  в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». За успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут  занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

  1. Целеполагание.

        В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому пространству.

-Выучить порядок разбора глаголов по составу. Уметь применять алгоритм разбора глаголов по составу. Повторить, какие суффиксы не входят в основу слова. Безошибочно писать безударные  личные окончания глаголов.

III. Актуализация ранее изученного.

        Внимание, экипаж! Занесите первую запись в свои личные бортовые журналы.

Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

        Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше будет проходить поэтапно.

1 этап «Подготовка к полёту.  Взлёт ракеты»

        Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что наши знания по теме «Глагол»

а) Фронтальный опрос

-Что вы знаете о глаголе? Что такое глагол? Назовите постоянные его признаки. По каким суффиксам определяется возвратность глагола? Что называют спряжением глагола? Как определить спряжение глагола? Зачем это нужно?

- Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными базовыми понятиями, изученными по теме нашего урока.

б)Запись с комментированием  и разбор предложения.

На космическом корабле космонавты проводят научные опыты и наблюдают за нашей  планетой.

в)Морфологический разбор глагола.

Проводят (что делают?) - н.ф.- проводить,II спр.,невозвр, наст.вр., мн.ч,сказуемое.

-Итак, к полёту всё готово. Взлетаем!

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»

- В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по галактике русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока.

IV. Письмо с комментированием.

Выписать глаголы, поставив их в форму 2лица, единственного числа, в скобках указывая спряжение)Что помогает быстро и безошибочно написать безударное окончание глагола?

1.Я мечтаю о звёздных полётах, (мечтаешь(Iспр.))

Намечаю маршруты путей, (намечаешь)

Межпланетным я стану пилотом,(станешь)

Только б вырасти мне поскорей.

2.Небо синее ласково манит(манишь)

И к бескрайним просторам зовёт.(зовешь)

Знаю я, что минута настанет –(настанешь)

В дальний рейс поведу звездолёт.(поведешь)

Взаимопроверка.

На какие группы можно разделить эти  глаголы?(глаголы I и II спряжения, глаголы настоящего и будущего времени,  глаголы с ударным и безударным окончанием). Помогает ли знание алгоритма при написании безударногоокончания?

Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа  несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём.

V.Упражнения для глаз.

Молодцы, продолжим!

VI. «Встреча с инопланетянами»   (упражнение 295)

- Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними, постараемся объяснить нашу тему урока.

-Вспомним последовательность разбора глагола по составу. (Составление алгоритма) Чем порядок разбора глагола отличается от разбора прилагательного или существительного? Почему удобнее разбирать глагол с «конца»?

-ешь            -ться

лась

Определите форму глагола. О чем говорит это окончание?(гл.2-го лица, ед.ч),т.д.

VII. 4 этап «Космическое послание»  

Да! Каких только чудес ни бывает в космосе! Но что это?! На  электронную почту пришло космическое послание. Откройте макбуки и изучите его.

Напишите ответ на это послание, используя  сайт  «Началка.семинфо»

1) Форма.

2) Не входят в основу.

3) Основа.

4) Корень.

5) Приставка, суффикс.

– Что обозначают эти слова и цифры? (Разбор глагола по составу и его порядок, последовательность.)

VIII. Физкультминутка.

IX. 5 этап «Внимание! Неопознанная планета»  Групповая работа.

Изучите особенности рельефа, климат этой планеты. Подберите слова

к данным схемам , разберите их по составу (упражнение 294 ).

-аете                -ить

-ут                   -ишься

-аться               -ал

Но после такой кропотливой работы нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки.

X. этап «Адаптация космонавтов» .Задание на дом.

- Ребята, мы облетели всю  галактику.  Пора возвращаться домой.

Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

- Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке из 8 предложений, разберите все глаголы по составу.

XI. этап «Итоговая конференция»  

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

 - Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?Понравилось путешествие?Что запомнилось?Над чем ещё нам нужно поработать?

- Отметим самых активных космонавтов. Наше космическое путешествие состоялось!Спасибо за ваше усердие и старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

Технологическая карта урока "Развитие  умения писать буквы безударных гласных  в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Открытый урок по русскому языку  во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»...