урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 3 классе44.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 3 классе

по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»

 Цели:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  2. формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
  3. развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать 
    связь имен прилагательных с именами существительными;
  4. познакомить с антонимами;
  5. расширять словарный запас детей;
  6. развивать связную речь;
  7. развивать внимание и логическое мышление;
  8. развивать познавательный интерес;
  9. воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания

 Запишем число и классная работа в тетрадь.

А сейчас красиво, каллиграфически правильно запишите сочетания в тетрадь.

ая  яя  ое  ее ой ый  ий

 

- А что вы можете сказать о данных сочетаниях? (это окончания прилагательных)

На какие группы можно разделить эти окончания? Покажите это графически в тетради.

- Сегодня мы повторим, как правильно писать окончания прилагательных, но общей темой нашего урока  будет прекрасное время года – весна.

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева. Как точно и образно он описывает раннюю весну.

Зима недаром злится, 
Прошла ее пора - 
Весна в окно стучится 
И гонит со двора. 
И все засуетилось, 
Все нудит Зиму вон - 
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон. 
Зима еще хлопочет 
И на Весну ворчит. 
Та ей в глаза хохочет 
И пуще лишь шумит... 
Взбесилась ведьма злая 
И, снегу захватя, 
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя. 
Весне и горя мало: 
Умылася в снегу, 
И лишь румяней стала, 
Наперекор врагу.

- Можно ли сказать, что стихотворение Тютчева напоминает нашу погоду, нашу весну? Почему?

- Подберите прилагательные, описывающие весну. (ранняя, красивая, дружная, теплая, холодная, поздняя, прекрасная)

- Запишите 2 прилагательных на выбор. Выделите окончания Какие могут быть у этих слов окончания? (Так как прилагательные женского рода, окончания могут быть –ая или –яя).

3.        Повторение пройденного материала

- Что вы знаете об имени прилагательном?

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.  
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
  7. Как проверить правописание безударных гласных в окончании прилагательных? (дети рассказывают правило)

 

  1. Отработка умения писать безударные окончания прилагательных

а) Выработка алгоритма

 - Чтобы научится правильно писать безударные гласные в окончаниях прилагательных, мы должны составить алгоритм действий. (на доску по ходу обсуждения вывешиваются карточки)

1. Определяем ударное или безударное окончание.

2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

б) Практическая работа по определению окончаний

Под диктовку нужно записать словосочетания, найти в них прилагательные, правильно выбрать окончание, выделить знакомые орфограммы.

В тепл.. пору, в син.. небе, под ярк.. солнцем, в больш.. лужах, ранн.. весной, звонк.. ручейки, весел.. капель, о весенн.. ветерке, маленьк… листочками.

  1. Знакомство с антонимами.

- Найдите среди записанных слов прилагательные, противоположные по смыслу. (большой – маленький). Выпишите их.

Такие слова называются антонимами. (карточка)

Чтение определения на стр. 90 в учебнике.

Антонимы – это всегда слова одной и той же части речи (например, жара – холод – сущ.. жаркий – холодный – прил.)

Устная работа по нахождению антонимов к словам.

 - Я кидаю вам мяч и называю прилагательное, а вы, возвращая мяч мне, называете антоним к этому слову.

Ранний – поздний, белый – черный, злой – добрый, низкий – высокий, твердый – мягкий, голодный – сытый, дорогой – дешевый, маленький – большой, скучный – интересный, детский – взрослый, длинный – короткий.

  1. Словарная работа

Записать слова из учебника на стр. 90, подчеркнут орфограммы, поставить ударение. Какие из них будут являться антонимами? Составить устно словосочетания с этими словами.

7. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

В марте ярко светит весеннее солнце. Природа пробуждается от зимнего сна. На снегу появляются первые проталины.

В 1 предложении выделить грамматическую основу.

  1. Работа по развитию речи.

Списать текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме.

Приближение весны.

 ----------- тени лежат на сугробах. Вот с вершины  -------------дерева упала и рассыпалась                                                        

-------- шапка. Потоки ----------- света заливают ----------- поляны. Высоко в небе застыли --------- облака.

  1. Дополнительное задание.

Стр. 90 № 331

  1. Домашнее задание

Выучить определение на стр. 90,  стр. 100 упр. 5

  1. Итог урока

- Что сегодня нового для себя узнали?

 - Что показалось трудным?

 - Что было интересным?

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

20-03-2013, 07:34, просмотров: 539, Раздел: 3 класс » Русский язык » Имя прилагательное    

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. УМК «Школа 2000-2100»
Цели урока:
1. Сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных.
2. Развивать умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Проект урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.
Целеполагание.

1 мин

Знакомит с темой и целями урока.

Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок.

Подготовка к самостоятельной работе. Опрос учащихся.

6 мин

Фронтальная работа с классом.

Повтор правил, памяток.

Самостоятельная работа.

30 мин

Оказание помощи ученикам, контроль за индивидуальной работой учащихся.

Индивидуальная работа по карточкам

Рефлексия

2 мин

Подведение итогов.

Оценивание своих работ.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

- Послушайте стихотворение, какие качества вы выберете себе? 
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!

- А к какой части речи относятся все эти слова? Докажите.
-Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь).
-Мы сегодня на уроке будем развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных. Подумайте, какую отметку вы бы хотели получить за урок. Поставьте её на полях тетради. 
3.Работа по индивидуальным карточкам.
Уровень «А» (3) 
1. Напишите слова в два столбика (имя существительное, имя прилагательное)
Красивый, печаль, весенние, горох, лесной, добрая, смородина, весна, искусство, теплые. 
2. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Напишите. Обозначьте 
род и выделите окончания имен прилагательных. ____________________ двор
____________________семья
____________________ небо
____________________класс
____________________задача
____________________ озеро

Уровень «Б» (4). Спишите текст в тетради, изменяя окончания имён прилагательных по смыслу. Разберите два любых прилагательных как часть речи (морфологический разбор).

Высок(ий) столетн(ий) сосны с красн(ый) могуч(ий) стволами стояли хмур(ая) ратью. Они плотно сомкнулись вверху зелён(ый) вершинами. В сыр(ой) уголках тянулись высок(ий) стеблями зелёные травы.
Уровень «С» (5) Спишите, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажите род и падеж прилагательных ( в скобках), выделите окончания.
Было ………….. (………….) утро. В ………………(…………..) овраге журчал … ………….(……………)ручей. В кустах заливался ………………(………….) соловей. В поле чуть-чуть колыхалась ……………( …………..) рожь. В воздухе слышалась ……………….(……………) песенка жаворонка. ………………..(…………….)солнышко всё выше и выше поднималось по ……………..(……………) небу.

Дополнительное задание.
Напишите мини-сочинение на тему: «Весна », используя имена прилагательные.
Слова - помощники: мартовское солнце, голубое, чистое, солнечное, весенние, прозрачное, радостное, длинная сосулька, взъерошенные воробьи, ветреная, холодные.
4.Рефлексия 
Учащиеся сравнивают желаемую отметку с реальной отметкой в карте достижений, делают выводы.
Домашнее задание по желанию, индивидуальное.

Шакурова Гульназ Асхатовна
МБОУ «СОШ № 58» г. Казани
sch_58@mail.ru

Скачать с сервера (760.6Kb) ]

15.12.2010, 07:29

ФИО - Кузнецова Александра Васильевна

Предмет – русский язык

Класс – 4

Тема -  «Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже».

Цель:

  • познакомить учащихся с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже, отрабатывать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных;
  • развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

Задачи: 

  • Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы.
  • Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.

 

Оборудование: оформление доски, мультимедийный  проектор,  компьютер,  экран.

Тип урока - изучение нового материала.

 

Ход урока:

1.    Организационный момент

Слайд № 3

        Определите, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)

 

2.     Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.

        Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

 

3.    Словарная работа.

 

   Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы. (Один ребенок работает на тренажере). Слайд № 4-16.

Я задаю вопрос, а вы отвечаете одним словом.

            Как называется работа, которую выполняют несколько человек (коллективная).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п.  (коллективного)

        Поезд, который перевозит людей    (пассажирский).

Поставь это имя прилагательное в форме Д.п.  (пассажирскому)

     Люди, живущие в городе (городские).

Поставь это имя прилагательное в форме Т.п.  (городскому)

          Человек, который родился и живет в России (русский).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п.  (русского)

 

        Какое слово лишнее? Почему?

        Какой вывод сделаем по этой работе?  (Показ на слайде № 17)

 

4.    Исследовательская работа при открытии новых знаний.

Слайд № 18.

Умная сова  задумалась. Какая проблема встала перед ней?  Почему она этого сделать не может?

Какова тема нашего урока?

Начертите шкалу и определите на ней уровень своих знаний по этой теме.

 

Групповая работа:

Определите окончания имен прилагательных в предложном падеже.

Работа групп. Отчеты групп.

Какой же вывод мы сделаем по этой теме? Слайд № 5.

 

5.      Закрепление нового материала.

Слайд № 19

О ранн… утре, поздн… вечером,  с храбр… зайцем, в соседн… доме.

Какой вывод сделаем?

Почему компьютер сравнивает творительный падеж с предложным?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?

 

6.      Физминутка.

Давайте отдохнем. Встаньте.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, мужского рода – топаете.

Морское дно, веселый праздник, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, далекое утро, большой город.

А сейчас выполним зарядку для глаз. 

 

7.    Упражнения по определению безударных окончаний имен прилагательных в творительном и предложном падежах.

 

А). На доске:  БОЛЬШОЙ – подбери к слову синонимы (слова близкие по смыслу огромный, громадный). Подбери к слову антоним (МАЛЕНЬКИЙ).

Возьмите карточку. Прочитаем задание.

  Зачитайте имена прилагательные, требующие проверки. Почему написание не всех окончаний имен прилагательных мы объяснили?

Какой вывод сделаем по нашему уроку?

7.      Творческая работа.

Пейзажная зарисовка по теме «Зимнее дерево».

 

Зачитываем два – три сочинения детей.

     Какую роль в речи выполняют прилагательные?

 

8.      Рефлексия и подведение итогов.

 

Вернемся к шкале оценок, которую мы составили в начале урока.

        Какое умение мы оценивали в начале урока?

        Давайте оценим умение писать безударные окончания имен прилагательных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

        Кому стало легче определять безударные окончания имен прилагательных?

         Кто остался на том же уровне.

 

Давайте проверим на практике. Соответствует ли выбранный вами уровень знаний действительности. Работаем по карточке.

     Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме:

 

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Категория: Разработки уроков | Добавил: Iskra | Теги: урок русского языкаокончания прилагательных

Открытый урок русского языка

« Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа».

                                                     Учитель 1 категории

                                              Бессонова Татьяна Евгеньевна

Тема урока: Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Цели: Развивать умения правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, определять их грамматические признаки. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся. Воспитывать любовь к природе и интерес к русскому языку.

                              Ход урока.

  1. О.Н.У. Релаксация.

- Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа (звучит музыка «Звуки зимы»).

- Завьюжила в лесу матушка-зима. Замела все дорожки, тропинки.  Стало вокруг белым-бело.

- Ребята, кому тяжело приходится зимой в лесу? (птицам)

- А почему у птиц зимой наступает тяжелое время?

- Как мы можем облегчить жизнь птиц в зимнее время года?

      2. Словарная работа.

         - А сейчас мы проверим как вы хорошо знаете птиц и умеете грамотно записывать их названия.

         - Отгадайте о какой птице идет речь?

1. Небольшая кочующая птичка, серая с красной грудкой (слайд 1).

- Какая буква пропущена в названии? Записываем в тетради, подчеркиваем ошибкоопасное место в слове.

2. Небольшая пестрая птица с желтой грудкой, в черной шапочке (слайд 2).

3. Большая серая птица, с блестящим оперением (слайд 3).

4. Маленькая птичка с серо-черным оперением, живет вблизи жилища человека (слайд 4).

5. Лесная птица лекарь, с сильным клювом (слайд 5).

- При помощи, какой части речи вы поныли из моих загадок о ком идет речь?

3. Сообщение темы урока.

- Итак, мы сегодня на уроке будем отрабатывать, навык написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода и будем тренироваться определять их грамматические признаки.

4. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?

- Как могут изменяться имена прилагательные?

- Для чего используют в речи имена прилагательные?

( слайд 6)

*утром я вышел из лесной избушки. Вокруг сверкал * иней. В своем * уборе каждое дерево резко выделялось на фоне зари. Иней звездочками сверкал в * воздухе. От этого  * вида природы я не мог оторвать взгляд.

- В какое время года происходит действие в тексте? Почему вы так решили?

- В какое время суток? Докажите?

- Зимушка-зима забрала из текста слова, которые помогают делать нашу речь более яркой и выразительной,  и оставила вместо них снежинки.

- Какую часть речи забрала зима?

- С какой частью речи связаны по смыслу в предложении им прилагательные?

- С каким существительным будет связано прилагательное в первом предложении?

-В чем будут согласованы существительное с прилагательным?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Образец работы в тетради:

Утром (каким?) ранним, иней (какой?) белый, в уборе (каком?) снежном, в воздухе (каком?) прозрачном, от вида (какого?) удивительного.

- Записываем словосочетания указываем грамматические признаки им. прилагательных.

5. Физкультминутка.  Релакс для глаз (слайд 7).

6. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание на снежинках для сильных учеников.

Учебник стр. 172 упр. 44.

- Прочитайте текст. Какая пропущена орфограмма в словах? Что нужно сделать, чтобы грамотно написать окончания имен прилагательных?

- Читаем 2-ое задание после упражнения.

7.  Взаимопроверка самостоятельной работы. Лист самооценки.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

 - После урока я проверю, на сколько ваша самооценка совпадает с результатами самостоятельной работы и соответствует действительности.

8. Игра со всем классом « Синонимы, антонимы». (3 уч-ка готовят задание «опиши предмет с помощью имен прилагательных»).

9. Итог урока.

Над какой частью речи сегодня работали?

- Какую отрабатывали орфограмму?

10. Домашнее задание. Стр.178 упр. 61.

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F3%2Frazvitie_umeniya_pisat_bezudarnye_okonchaniya_prilagatelnyh..ppt&docid=b0a2374ec055e903a1610f95a1bd786c&a=bi&pagenumber=15&w=524


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

Урок русского  языка.Бунеев Р.Н. Русский язык 4 класс УМК «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  –  Москва: Баласс, 2011Тип интерактивной доски:  StarBoard FX-77 So...

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК  "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...