ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Системно-деятельностный подход положен в основу новых ФГОС, определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС начального общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Системно-деятельностный подход на уроке  

Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова»

 (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Выполнила:  Лисинкова О.А.

МБОУ «СОШ №92»

Курс № 22/3

Научный руководитель:

Демчук Н.А., к.п.н.,

доцент кафедры

начального образования

Новокузнецк, 2014

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………3

II.Урок русского языка…….………………………………………………  4

III.Заключение……………………………………………………………….9

IV.Список литературы………………………………………………………10

I.Введение

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Системно-деятельностный подход положен в основу новых ФГОС, определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС начального общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.

Важная составляющая системно-деятельностного подхода – учебная деятельность школьников, которая становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, 

Тема урока: «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова»

УМК  «Школа 2100» 3 класс

Тип урока: урок практической направленности, открытия нового знания.

Цели:

обучающая: формирование способа проверки безударных гласных в корне слова, путем подбора однокоренных слов;

развивающая: развитие познавательного интереса к учебной деятельности на основе  предметного содержания, сравнения и анализа, обобщения слов;

воспитательная: 

формирование орфографической грамотности учащихся.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, словари, карточки со словами, карточки для самостоятельной работы.


Ход урока.

  1. Организационный момент

(проверка готовности к уроку)

  1. Актуализация знаний. Мотивация
  1. Работа со словами на доске

Задание

- Прочитайте слова.

(Весна, мороз, береза, сова, колосок, собака, трава).

-Что в них общего?(…………)

- Разбейте слова на два столбика по ………...

2.2

Что у вас получилось? (….не знаем,

Дети: Варианты ответов: слова, где есть безударная гласная, проверяемая ударением, и словарные слова.

Выполняем работу по плану: прочитать слово, поставить ударение, определить к какому столбику отнести.

Весна                                         Береза

Сова                                                Собака

Трава                                                 Мороз

2.2 Наблюдение. Формулирование проблемы

- Что вызвало у вас затруднение?

Дети: Куда отнести слово «колосок».

- Почему вы не можете определить в какой столбик писать это слово?

Дети: Потому что в нем две безударные гласные в корне слова.

- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову «колосок» и запишем их на доске.

Дети: колос, колосится, колосья.

- Выделите корень, поставьте ударение. Что заметили?

Дети: Слова «колос», «колосья» могут быть проверочными к слову «колосок».

III. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Что мы должны научиться делать?

Дети: Сегодня на уроке мы должны научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова и подбирать проверочные слова к ним.

- А как мы писали слова с одной безударной гласной?

Дети: Подбирали однокоренное слово с ударением на эту гласную.

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

 Нам нужно научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова.

IV. Познавательная деятельность.

4.1 Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне. Работа с учебником. Стр. 90, упр. 101.

Сначала проводится устный разбор по заданиям упражнения.

Образец рассуждения:

Говорит. В слове 3 слога. Ударный третий слог.

В корне говор два безударных гласных. Проверяем букву 1-го безударного гласного – говор, вторую – разговор.

Обозначаем орфограмму.

4.2 Составление алгоритма написания безударных гласных в корне.

1. Ответы на вопросы учебника (с. 91).

2. Составление алгоритма.

•Читаю слово.

• Ставлю ударение.

• Выделяю корень.

• Подчёркиваю буквы безударных гласных в корне.

• Подбираю проверочные слова. (Сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов.)

• Пишу слово, вставляю буквы.

• Обозначаю орфограмму.

4.3 Организация Групповой работы

- Ребята, мы сегодня будем работать в группах. Итак давайте вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе:

1. Отвечая на вопрос, аргументируй свой ответ;

2. Уважительно относитесь друг к другу, называя по имени.

3. Говорите по очереди, не перебивая товарища.

4. Обсуждайте спокойно, никому не мешая.

Работайте по инструкции:

  1. Прочитайте задание.
  2. Обсудите его в группе и выполните действия.

3. Каждая группа проводит свою работу и записывает слова в тетрадь.

Задание для 1 группы (стр. 92, упр. 102)

План работы

Слова для работы группы

Результат работы

Прочитай слово.

Поставь  ударение.

Выдели корень.

Подчёркни буквы безударных гласных в корне.

Определи, какое слово проверяемое, а какое проверочное.

Голоса, голос отголосок.

Лошаденка, лошадь, лошадка.

колос, колосок, колосья.

Задание для 2 группы (стр. 92, упр. 103)

План работы

Слова для работы группы

Результаты работы

Произнеси слова.

Определи, сколько в каждом слове безударных гласных.

Подбери проверочные слова.

Как нужно действовать, если из двух безударных гласных в корне слова, можно проверить только один?

 Холодок, серебро, скатерть, колотил, сковорода, полоса.

Задание для 3 группы (стр. 92, упр. 104)

План работы

Слова для работы группы

Выводы  

Свойство

Произнеси слова.

Определи, сколько в каждом слове безударных гласных.

Подбери проверочные слова.

Как нужно действовать, если из двух безударных гласных в корне слова можно проверить только один?

Сокол, соколиная (охота), соколята, соколик, сокольничий, сокольники.

Город, городок, пригород, городская, загородный.

По ходу групповой работы учитель наблюдает за работой учащихся. Оказывает помощь при затруднениях.

4.4 Самооценка работы групп

Выступление представителей групп.

- Какие открытия мы сделали в процессе нашей работы?

1 группа

Дети: мы нашли проверочные и проверяемые слова.

2 группа

Дети: Мы столкнулись со словами, в которых можем проверить не все безударные гласные. Поэтому нам пришлось воспользоваться словарями.

3 группа

Дети: А мы еще столкнулись с непонятными словами. Нам пришлось воспользоваться толковым словарем.  

- Оцените работу своей группы.

Физкультминутка (СаНПиНы).

V. Самостоятельная работа

5.1 Упражнение на карточках «Вставь пропущенные буквы»

1. д_р_вяшка

2. б_р_да

3. в_л_сок

4. л_б_диный

5.2 Фронтальная проверка после выполнения. Слова на доске.

Поднимите руки, у кого получилось также как на доске.

Поднимите руки, кто допустил ошибки.

VI. Итог урока.

6.1.  Рефлексия

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

Дети: научиться писать слова с двумя безударными гласными в корне слова

- Какие способы проверки мы узнали.

Дети: подбор однокоренных слов и словари.

6.2. Самооценка

- Сегодня на уроке мне было интересно …

- было легко/трудно

- справлялись сами/нуждались в помощи

VII. Домашнее задание (на выбор)

1. Стр. 101, упр. 1

2. Составить несколько предложений, в которых есть слова с двумя безударными в корне. Подобрать к ним проверочные слова (два-три предложения).


III.Заключение

Урок русского языка, разработанный в системно-деятельностном подходе, заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

В настоящее время деятельностный подход как исследовательский метод обучения, используемый в практической деятельности на уроке русского языка, следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Считаю, что новый учебный материал  представлен в противоречии: создана проблемная ситуация и показаны пути выхода из нее (способ его разрешения на уроке).

Системно-деятельностный подход на уроке способствует воспитанию активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.


IV. Список литературы

1. Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений: в 2-х ч. Ч. 1/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. _ М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 176 с.

2. http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?

3. http://beginnerschool.ru/gen_rules/pravopisanie-glasnyih-v-korne-slova

4. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя./Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. – М.: Вита-Пресс, 2012. – С.288