Урок русского языка в 3 классе по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Канавина Елена Михайловна

Урок закрепления изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 3 классе

по теме «Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами»

 Цели:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  2. формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
  3. развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
    связь имен прилагательных с именами существительными;
  4. познакомить с антонимами;
  5. расширять словарный запас детей;
  6. развивать связную речь;
  7. развивать внимание и логическое мышление;
  8. развивать познавательный интерес;
  9. воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания

 Запишем число и классная работа в тетрадь.

А сейчас красиво, каллиграфически правильно запишите сочетания в тетрадь.

ая  яя  ое  ее ой ый  ий

 

- А что вы можете сказать о данных сочетаниях? (это окончания прилагательных)

На какие группы можно разделить эти окончания? Покажите это графически в тетради.

- Сегодня мы повторим, как правильно писать окончания прилагательных, но общей темой нашего урока  будет прекрасное время года – весна.

- Послушайте стихотворение Федора Тютчева. Как точно и образно он описывает раннюю весну.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

- Можно ли сказать, что стихотворение Тютчева напоминает нашу погоду, нашу весну? Почему?

- Подберите прилагательные, описывающие весну. (ранняя, красивая, дружная, теплая, холодная, поздняя, прекрасная)

- Запишите 2 прилагательных на выбор. Выделите окончания Какие могут быть у этих слов окончания? (Так как прилагательные женского рода, окончания могут быть –ая или –яя).

3.        Повторение пройденного материала

- Что вы знаете об имени прилагательном?

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.  
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
  7. Как проверить правописание безударных гласных в окончании прилагательных? (дети рассказывают правило)

 

  1. Отработка умения писать безударные окончания прилагательных

а) Выработка алгоритма

 - Чтобы научится правильно писать безударные гласные в окончаниях прилагательных, мы должны составить алгоритм действий. (на доску по ходу обсуждения вывешиваются карточки)

1. Определяем ударное или безударное окончание.

2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

б) Практическая работа по определению окончаний

Под диктовку нужно записать словосочетания, найти в них прилагательные, правильно выбрать окончание, выделить знакомые орфограммы.

В тепл.. пору, в син.. небе, под ярк.. солнцем, в больш.. лужах, ранн.. весной, звонк.. ручейки, весел.. капель, о весенн.. ветерке, маленьк… листочками.

  1. Знакомство с антонимами.

- Найдите среди записанных слов прилагательные, противоположные по смыслу. (большой – маленький). Выпишите их.

Такие слова называются антонимами. (карточка)

Чтение определения на стр. 90 в учебнике.

Антонимы – это всегда слова одной и той же части речи (например, жара – холод – сущ.. жаркий – холодный – прил.)

Устная работа по нахождению антонимов к словам.

 - Я кидаю вам мяч и называю прилагательное, а вы, возвращая мяч мне, называете антоним к этому слову.

Ранний – поздний, белый – черный, злой – добрый, низкий – высокий, твердый – мягкий, голодный – сытый, дорогой – дешевый, маленький – большой, скучный – интересный, детский – взрослый, длинный – короткий.

  1. Словарная работа

Записать слова из учебника на стр. 90, подчеркнут орфограммы, поставить ударение. Какие из них будут являться антонимами? Составить устно словосочетания с этими словами.

7. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

В марте ярко светит весеннее солнце. Природа пробуждается от зимнего сна. На снегу появляются первые проталины.

В 1 предложении выделить грамматическую основу.

  1. Работа по развитию речи.

Списать текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме.

Приближение весны.

 ----------- тени лежат на сугробах. Вот с вершины  -------------дерева упала и рассыпалась                                                        

-------- шапка. Потоки ----------- света заливают ----------- поляны. Высоко в небе застыли --------- облака.

  1. Дополнительное задание.

Стр. 90 № 331

  1. Домашнее задание

Выучить определение на стр. 90,  стр. 100 упр. 5

  1. Итог урока

- Что сегодня нового для себя узнали?

 - Что показалось трудным?

 - Что было интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК  "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...