Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Симончик Татьяна Сергеевна

Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ БЕЗУДАРНЫХ

ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Урок 100 (90).

Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

 – Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний.

 – Осмысление нового понятия – антонимы, выявление их признаков, развитие умений находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.

 – Дальнейшее овладение русским языком на основе освоения новой лексической группы – антонимов, выявления роли антонимов в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа»

К какой части речи относится слово «классная» ?

Назовите морфологические категории этого слова - число и род.

Поставьте ударение и определите ошибкоопасные места.

Как определяем, какая гласная пишется в безударном окончании имен прилагательных?

– Сколько значений у слова «классная»?

Запись на доске

Подберите слова близкие по значению к слову классная- хорошая, замечательная, отличная. Как называются такие слова?

В каком случае нам необходимы синонимы?

Подберите к слову «классная» слова с противоположным значением: плохая, неаккуратная, неряшливая

Как называются такие слова с противоположным значением?

А наша работа какой должна быть?

Какая задача нам предстоит сегодня на уроке?

О какой части речи пойдет речь на уроке?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 Учитель вместе с детьми составляет план.

  1. Выяснить, как называются слова с противоположным значением и их значение в речи
  2. Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие знаний.

1. Упр. 329. Наблюдение.

– Прочитайте стихотворение. Кто его автор?

– Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким?

Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.)

– Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).

– Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.)

– Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.)

– Выполните упр. 329 по заданию до конца.

Ученики самостоятельно списывают стихотворение, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы на месте пропусков букв.

– Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.)

– Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)

  • Слово антоним похоже на слова синоним, Чем? (греч.; близость значения слов, от syn - вместе, и onoma - имя) (У них одинаковая вторая часть).Что означает вторая часть этих слов-терминов? (онима- по-гречески означает — имя, слово). А если к этому добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.Дайте определение антонимам. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением).

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. – Есть ли антонимы среди слов других частей речи?

а) Упр. 330 – развивается умение находить антонимы в тексте.

Запись на доске и в тетрадях:

вдоль – поперёк (П. наречия). Подчёркиваются орфограммы-непроверяемые написания.

– Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи?

б) Отгадывание загадок. Запись антонимов и указание частей речи.

Я антоним к слову «зной»,

Я антоним к слову «лето»,

Я в реке, в тени густой

В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада,

Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня – … (прохлада),

Потому что я ... (зима).

– Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы?

(Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.)

Физкультминутка

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

2. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.

Упр. 331 – развивается умение подбирать антонимы к прилагательным, писать орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

На листках пословицы, нужно соединить начало и конец, определить часть речи, дописать и выделить окончания прилагательных

  • Умная ложь лучше глупой правды.
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет
  • Ученье — свет, а неученье — тьма
  • Старый друг, лучше новых двух

Родная сторона-мать, а чужая мачеха.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

 

Тема урока помогла мне…Я узнал(а)…

Еще я хочу задать вопрос…

Что такое антонимы?

– Сколько антонимов может быть у слова?

– А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.)

VI. Домашнее задание.

Подобрать 5 пословиц с антонимами-именами прилагательными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК  "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Урок №72. Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных....

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему  «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», ...

Технологическая карта урока.Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму.

Технологическая карта урока "Развитие  умения писать буквы безударных гласных  в падежных окончаний им. существительного действуя по алгоритму".Цель:Закрепление и коррекция изученн...