Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему  «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов», УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    Школа: №59                                                                                                                            Студентка: Мухарамова Э.

    Класс: 3Б                                                                                                                                 Группа: 45

    Учитель: Н.А. Клокова                                                                                                           Методист: Н.С. Зубарева

    Тема: «Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Повторение антонимов».

    Цели деятельности учителя: развить умения писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написаний; повторить антонимы, выявить их признаки, развить умения находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам.

    Планируемые результаты :

    Предметные: научатся выделять окончания прилагательных и определять их родочисловую принадлежность; называть признаки антонимов, находить антонимы в тексте, научатся подбирать антонимы к словам.

    Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

    Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний

    Оборудование: Русский язык: 3 класс 2 часть («Школа 2100»), учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: Баласс, 2015; презентация.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Актуализация знаний

    Практич.: каллиграфическое списывание

    Практич.: работа со стихот-м

    Запись проверочных слов с обозначением орфограммы

    Словесный: ответы на вопросы

    ≈ 7

    - Открываем рабочие тетради. Записываем сегодняшнее число и  «Классная работа».

    - Сегодня  нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.

    - Посмотрите на слайд. Дано стихотворение. Прочитайте.

    Прощай, мой чуб,

    Ты брошен в суп.

    От горьких мук

    Стал горьким лук.

    – Прочитайте все имена существительные. (Чуб, суп, мук, лук.) Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? (Буква проверяемого согласного в конце слова.) Запишите эти слова и к ним проверочные. Подчеркните орфограммы. (Чуб-чуба, суп-супы, мук-муки, лук-луковица.)

    – Сколько значений у слова горький? (Горький на вкус и тяжёлый, печальный.) Как называются такие слова? (Многозначными.)

    – А как называются слова добрый, сердечный, великодушный, милосердный? (Синонимы.)

    Писать каллиграфически

    Записывать число

    Записывать проверочные слова, обозначая орфограммы и ставя ударения

    Отвечать на вопросы

    Р: принимать и сохранять уч. задачу

    К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения

    Постановка учебной задачи и её решение

    Практич.: работа со стихот-м

    Словес.: формулировка темы и целей урока

    ≈ 5

    - Мы продолжаем работать дальше.

    - Открываем учебник на странице 88 упр. 328.

    – Найдите и выпишите из этого текста прилагательные.

    – Сколько прилагательных вы выписали? (Три: хорошая, плохая, послушная.)

    – Какую букву написали в окончаниях этих прилагательных? Выделите окончания, подчеркните.

    – Во всех ли выписанных словах есть орфограмма в окончании? Почему? (В слове плохая окончание ударное, поэтому нет орфограммы.)

    – Подумайте, можно ли как-то объединить эти слова? (Если затрудняются, можно подсказать: найдите синонимы среди этих слов.)

    – Почему слова хорошая и послушная синонимы? (Они называют поведение, положительные качества девочки, но по-разному.)

    – А можно ли соединить слова хорошая и плохая? Объясните.

    – Сегодня на уроке мы повторим, что это за слова в языке, в чём их особенность.

    - Чем будем заниматься на уроке, какие цель  поставим? (научимся выделять окончания прилагательных, научимся проверять правописание гласных букв в безударных окон-ях имен прил-х, научимся находить антонимы в тексте и научимся подбирать антонимы к словам)

    Работать со стихот-м, отвечать на вопросы

    Размышлять над темой и целью  урока и учебной деятельностью,

    Определять цели и пути их достижения

    К: учет различных точек зрения

    К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

    К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

    Решение частных задач

    Практич.: работа по учебнику,

    Практич.: работа по учебнику, работа с определением

    Словес.: ответы на вопросы по теме

    Практич.: подбор однокоренных слов

    Практич.: работа с местоимениями

    Практич.: выполнение упражнения

    Практич.: отгадывание загадки, запись антонимов

    Словесн.: делать выводы, обобщать

    Практич.: комментированное выполнение упражнения с выделением орфограмм

    ≈ 25

    Упражнение329. Прочитайте стихотворение. Кто его автор?

    – Почему одно и то же яблоко показалось котёнку кислым, а червяку – сладким? (Кошки предпочитают животную пищу, а червячок – растительную.)

    Почему выделены прилагательные: сладкий – кислый? (Они противоположны по значению.)

    – Как называются такие слова? Прочитайте определение (с. 90).

    – Какие антонимы использовал поэт Владимир Орлов в стихотворении (упр. 328)? (Хорошая – плохая.)

    - Приведите примеры антонимов среди прилагательных, которые называют качества человека. (Добрый – злой, смелый – трусливый, хитрый – простодушный.)

    – Выполните упр. 329 по заданию до конца.

    – Назовите орфограмму-букву безударного гласного в окончании прилагательного. (Кислое, сладкий.)

    - Устно подберите и скажите однокоренные слова к слову бочок.

    – Как её можно проверить? (С помощью слова-вопроса.)

    - Какие местоимения подчеркнули? Какие имена сущ-ые они заменяют? (Оно – яблоко, у него – у яблока, вы – прохожие.)

    - Как думаете, есть ли антонимы среди слов других частей речи?

    - Давайте попробуем понаходить антонимы в тексте, упражнение 330.

    Запись на доске и в тетрадях:

    вдоль – поперёк (наречия)

    - Подчеркните орфограммы - непроверяемые написания.

    – Подберите антоним к слову сухим. (Мокрым.) Какая это часть речи? (прилагательное)

    - Послушайте загадку. Ваша задача записать антонимы и указать какая это часть речи.

    Я антоним к слову «зной»,

    Я антоним к слову «лето»,

    Я в реке, в тени густой

    В шубу снежную одета,

    И в бутылке лимонада,

    Хоть люблю мороз сама,

    А зовут меня – … (прохлада),

    Потому что я ... (зима).

    – Сделайте вывод: среди каких частей речи встречаются антонимы?

    (Антонимы бывают среди прилагательных, наречий, существительных.)

    - Антонимы, как и синонимы, – это слова одной и той же части речи.

    Обобщающий вывод: зачем поэты, писатели используют антонимы в своих произведениях? (На антонимах можно построить произведение (стихотворение), с помощью них пошутить, загадать загадку.)

    - По подбираем антонимы к прилагательным. Упражнение 331. (если не будем успевать, то устно)

    - Прочитайте. Что нужно сделать? Спишите, подберите антонимы к прилагательным, обозначьте орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных.

    - Сделайте вывод. Если прилагательное имеет несколько значений, какие у него будут антонимы (как у слов свежий, мелкий)? (К каждому значению прилагательного будут свои антонимы, это разные слова.)

    Отвечать на поставленные учителем вопросы

    Отвечать на вопросы

    Работать с определением, высказывать свое мнение, слушать мнения других

    Приводить примеры

    Называть местоимения и существительные

    Выполнять упражнение

    Отгадывать загадку, записывать антонимы, указывать часть речи

    Делать вывод

    Обобщать

    Выполнять задание в тетради

    Высказывать свое мнение

    К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    П: осуществлять поиск информации в учебнике

    К: развивать умение слушать и понимать других; выслушивать разные точки зрения

    К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

    П: осуществлять поиск информации в учебнике

    К: допускать возможность различных точек зрения

    К: участвовать в учебном диалоге, строить речевые высказывания

    Итог урока

    Рефлексия

    (предметная)

    Домашнее задание

    ≈ 3

    - Чем сегодня занимались? С какой новой темой познакомились?

    – Что такое антонимы?

    – Сколько антонимов может быть у слова?

    – А у многозначного слова? (Столько, сколько значений у многозначного слова.)

    – Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    – За что?

    1. Упр. 7, с. 101.

    2. Выучить правило на с. 90.

    Отвечать на вопросы учителя

    Обобщать изученное

    Анализировать свою деятельность

    Записывать домашнее задание

    К: допускать возможность различных точек зрения

    Л: участие в подведении итогов урока

    Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Р: самоконтроль

    Действовать с учетом выделенных условий


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прощай, мой чуб, Ты брошен в суп. От горьких мук Стал горьким лук.

    Слайд 2

    Я антоним к слову «зной», Я антоним к слову «лето», Я в реке, в тени густой В шубу снежную одета, И в бутылке лимонада, Хоть люблю мороз сама, А зовут меня – … Потому что я ... п рохлада, з има.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"

    Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"

    Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"...

    Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

    Представленный конспект разработан по УМК "Школа 2100", но может быть использован и для других УМК...