Конспект урока на тему "Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

 Цели: Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.  Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа,

 2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический,

Приемы: беседа,  упражнение.

15мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

– Разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы.

Праздничный, томатный, искусственный, печальный, оранжевый, костюмный, аккуратный, лестничный.

– Какие слова попали в две группы?

Запись:

праздничный томатный                       искусственный

лестничный                         печальный                        аккуратный

оранжевый

искусственный

аккуратный

2. Выполнение задания № 2, тема 9 в рабочей тетради.

– Какие окончания имеют прилагательные в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе?

– Приведите примеры имён прилагательных с такими окончаниями.

– На доске написано предложение.

На тёмн_м син_м небе появилась звёздочка.

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Орфограмма в окончаниях имён прилагательных.)

Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, формулируют тему и цели урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

13 мин

1. Наблюдение за ударными и безударными окончаниями.

Упр. 325.

– Прочитайте прилагательные женского рода с ударными окончаниями, с безударными окончаниями. Сравните.

– Прочитайте прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями. Сравните.

– Сделайте вывод: какие окончания прилагательных в ударном и безударном положении? (Одинаковые.)

– В каких окончаниях можно допустить ошибки?

2. Чтение вывода на с. 86.

– Что такое орфограмма? (Место в слове, где есть выбор буквы.)

– По какому признаку можно найти орфограмму в окончании? (По безударному положению гласного.)

– В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании.)

3. Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы.

Примечание 1. Если они самостоятельно находят решение проблемы, следующее упр. 326 выполняется с целью подтверждения правильности сделанного «открытия».

Если же дети самостоятельно не приходят к выводу правила, упр. 326 выполняется в режиме подводящего диалога по «шагам» в задании.

4. Наблюдение закономерности.

Упр. 326 – отрабатывается алгоритм проверки.

Один ученик выборочно называет прилагательное из предложенных в упражнении, а другой подбирает слово-вопрос и называет букву гласного в безударном положении. Сверяют по образцу в учебнике.

Примечание 2.

Мяч какой? нов ый, больш ой, син ий.

В слове-вопросе ударное окончание -ой, в прилагательных: новый – безударное окончание -ый; большой – ударное окончание -ой; синий – безударное окончание -ий. В этом случае нет прямого соответствия между буквой в слове-вопросе и буквой в прилагательном. Это нужно запомнить.

Сделайте вывод: как можно проверить написание безударных окончаний имён прилагательных? (С помощью слов-вопросов, в которых окончание ударное, можно проверить написание безударных окончаний прилагательных.)

Примечание 3.

Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.

– Сравните свои выводы с правилом в рамке учебника на с. 87.

5. Чтение текста правила в рамке.

Вопросы на понимание.

– Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов-вопросов?

– От какого слова ставится вопрос?

– Как будем обозначать эту орфограмму?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Физ. мин.

2мин

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

10мин

Работа в учебнике.

Упр. 327 – развивается умение находить орфограмму, устно и графически объяснять написание в окончаниях имён прилагательных.

Выполняется под руководством учителя на доске.

В языке (каком?) древнерусском

Град (какой?) стольный

В былинах (каких?) русских

Дети самостоятельно показывают, как шло образование слов:

                                                престол

стлать             стол                                                     столица

                                                стольный

Методическая рекомендация по разбору предложенных слов по

составу: при выполнении разбора по составу надо помнить, что все объяснения (толкования) мы даём, исходя из современных значений слов. Данные этимологии (древнерусского языка) могут помочь в освоении истории слов, изменении их значений, но для разбора по составу их привлекать не следует. Это будет расходиться с синхронным подходом к словообразованию, который принят в школьном изучении.

Поэтому необходимо сделать оговорку: мы будем разбирать слова по составу в соответствии с тем значением, которое когда-то в древности было у слова стол. Сегодня слова престол, столица, стольный никто не связывает со словом стол в привычном значении. Поэтому основу в них членить не нужно, вся она будет являться корнем.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный,

Приемы: диалог.

2 мин

– С какой орфограммой ознакомились?

– Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях прилагательных?

– Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Домашнее задание

1. Упр. 5, с. 100.

2. Выучить правило на с. 87.