Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Бакурина Надежда Людвиговна

    Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

    Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon razbor_sushch._po_sostavu.zip442.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

    Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

    Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

    Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

    Используемые методы обучения: работа в группе, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, исследовательский метод.

    Способы контроля: в форме устного опроса учителя, самоконтроль, самостоятельная работа во время письменного выполнения задания, рефлексия.

    Оборудование:

                 - учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева;

                - презентация;

                - каточки;

                - орфографические словари.

    Ход урока.

    Этапы  урока

    Деятельность  учителя

    Деятельность  учеников

    Формирование УУД

     Эмоциональный настрой

    - Каждой группе прошу встать в круг и по очереди пожелать успеха в работе друг другу.

    Учащиеся каждой группы встают в круг и желают друг другу: «Ты, молодец!»   «У тебя на уроке всё получиться!» « Ты обязательно получишь пятёрку!»    «Ты самый лучший!»

    Коммуникативные УУД

    1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

     Личностные результаты

    1. Развитие доверия к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

    Словарная работа

    Учитель  диктует словарные слова: квартира, винегрет, салат, вокзал, какао, кенгуру.

    -Как можно проверить написанное, какие приёмы проверки существуют?

    -Теперь проверьте написание словарных слов в тетрадях.

    Оцените свою работу в оценочной таблице в разделе словарные слова.  

    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Ученики по очереди выходят к доске с каждой группы и выделяют орфограмму.

    - Можно проверить написанное:

         - по словарю;

         - с помощью интернета;

         - с помощью нашего учебника;

         - спросить у учителя;

         - спросить у взрослых.

    Каждая группа выбирает способ проверки написания словарных слов у доски.

    Ученики сравнивают свою работу в тетради с образцом на доске и оценивают свою деятельность.

    Познавательные УУД

    1. Поиск и выделение источников информации.

    2. Структурирование знаний.

    Регулятивные УУД

    1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

     2. Сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД

    1. Умение работать в группе.

    2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Введение в тему, формулирование цели урока.

    Учитель называет ключевые слова:

    -имя существительное

    - состав слова

    - разбор  (СЛАЙД 2)

    - Сформулируйте тему урока.

    - Какие ставим перед собой задачи?

    Учитель записывает на доске задачи, которые ставят перед собой ученики.

    - Разбор существительного по составу. (СЛАЙД 3)

    1)Вспомнить, какие мы знаем части слова и их значение.

    2) Вспомнить алгоритм разбора слов по составу.

    3) Учиться разбирать существительные по составу.

      Познавательные УУД

    1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

    2. Поиск и выделение источников информации.

    3. Выдвижение гипотез.

    Регулятивные УУД

    1.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

    2. Постановка и планирование учебных задач.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД

    1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    3. Умение работать в группе.

    Актуализация изученного.

    - С какой задачи начнём?

    Для этого выполним тест. В тетради напишите выбранную букву из каждого задания. (СЛАЙДЫ 4-7)

    - Какое слово получилось?

    - Оцените правильность выполнения теста  в оценочных листах.

    Правильно:  +

    1-2 ошибки:  (полплюса)

    Более 2-ух ошибок: -

    - Что такое порядок? О каком порядке идёт речь?

    - Обсудите в группе порядок разбора слов по составу. Составьте с помощью символов алгоритм разбора на листах.

    Устно оцените работу в своей группе по алгоритму.

    – Что вам нужно было сделать?

     Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    - Какую задачу выполнили?

    - Какую задачу осталось выполнить?

    Ученики  выбирают  первую задачу:  какие мы знаем части слова и их значение.

     Выполняют тест:  

    ПОРЯДОК

     - О порядке разбора слова по составу.

    Ученики работают в группах над алгоритмом разбора слов и вывешивают листы с результатами на доске.

     Оценивают свою работу.

     Алгоритм:

    1. Удалось выполнить задание?
    2. Вы сделал всё правильно или были недочёты?
    3. Какой был уровень задания?
    4. Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    - Учиться разбирать существительное по составу.

       Познавательные УУД

    1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

    2. Поиск и выделение источников информации.

    3. Структурирование знаний.

    4. Выбор критериев для классификации.

    5. Анализ выполнения признаков.

    6. Постановка знаково-символических действий.

    Регулятивные УУД

    1.   Осуществление пошагового контроля.

    2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач.

    3.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

    4. Постановка и планирование учебных задач.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

    2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

    3. Развитие адекватной самооценки личности.

    Коммуникативные УУД

    1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    Физминутка.

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Ведущий быстро показывает разные движения, а остальные ученики повторяют.

    Те, кто ошибается, садятся за парту. Остаются стоять самые внимательные.

    Разбор существительных по составу.

    1. Для этого выполним упражнение 281.

    - Какую часть задания надо обсудить в группе?

    - Какие группы получились?

    Запишите существительные  по группам.

    - Какое задание ещё нужно выполнить?

     

    - Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

    Правильно:  +

    1-2 ошибки:  (полплюса)

    Более 2-ух ошибок: -

    2. Предлагаю выполнить упражнение  283.

    - Прочитайте задание, обсудите ответ в группе.

     

    - Найдите ещё один способ образования имён существительных.

     Разберите по составу любое сложное имя существительное у доски.

    - Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

    Правильный разбор по составу:  +

    Неправильный разбор по составу:  --

    Ученики читают задание.

    Сначала называют признаки, по которым сгруппировали слова: общее в значении

     I группа: род деятельности

    II группа: уменьшительно-ласкательное значение,

    IIIгруппа: животные/детёныши животных/птиц). (СЛАЙД 8)

    Самостоятельно записывают слова по группам:

    Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.

    Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.

    Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.

    Разобрать слова по составу. Комментированный разбор  существительных женского рода единственного числа (кисонька , Танечка , рябинушка , воробьиха) и существительных во множественном  числе (кукушата, козлята) (СЛАЙД 9)

     Ученики оценивают свою работу.

    Схемы слов правильно разделены на группы:

    1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям;

    3) существительные-названия животных и их детёнышей;

    4) сложные слова-имена существительные.

    По очереди выходят ученики из каждой группы одновременно к доске и разбирают существительные по составу. Остальные контролируют выполнение задания.

    Ученики оценивают свою работу.

    Познавательные УУД

    1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

    2. Поиск и выделение источников информации.

    3. Структурирование знаний.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД

    1.   Осуществление пошагового контроля.

    2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

    2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

    3. Развитие адекватной самооценки личности.

    Коммуникативные УУД

    1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    3. Умение работать в группе.

     

     

    Работа с текстом.

    Учитель обращает внимание, что в каждой группе дан  текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)  и просит определить его жанр. (СЛАЙД 10)

    Уточка, пташка, подружка моя!

    В тёплые ты собралась края…

    Лютый мороз твой полёт оборвал,

    Быстрые крылья лёд оковал!..

    - Какое задание можно придумать к тексту?

    Учитель подводит учеников к тому, какое из предлагаемых заданий более рационально к теме данного урока и даёт задание выписать из текста имена существительные, разобрать их по составу.

    - Оцените правильность выполнения задания  в оценочных листах.

    Правильно:  +

    1-2 ошибки:  (полплюса)

    Более 2-ух ошибок: -

    Учащиеся обсуждают в группе, какой текст по жанру.

    Определяют какие задания можно придумать к тексту и озвучивают свои предположения.

    Ученики коллективно выделяют существительные и  самостоятельно разбирают их по составу.

    Проверка и оценка своей работы.

    (СЛАЙД 11)

    Познавательные УУД

    1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

    2. Структурирование знаний.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    Регулятивные УУД

    1.   Осуществление пошагового контроля.

    2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

    3. Выбор учебного действия.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

    2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

    3. Развитие адекватной самооценки личности.

    4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

    Коммуникативные УУД

    1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Оформлять свои мысли в устной форме.

    3. Умение работать в группе.

    Итог урока. Рефлексия.

    - Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?

    – Что было труднее всего? Легче всего?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Кто сегодня получил отметку в дневник?

    – За что?

    Ученики подводят итог урока и оценивают свою работу с помощью сигналов-смайликов. (СЛАЙД 12)

    Регулятивные УУД

    1 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

    2  Адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

    2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

    3. Развитие адекватной самооценки личности.

    Домашнее задание.

    Составить карточку для соседа по парте с заданием: разбери данные существительные по составу.


    Приложение 1.

    Приложение 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

    Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

    Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

    Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.

    ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентаци...

    Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс

    Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

    Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

    Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

    Конспект и презентация к уроку по русскому языку. Тема: «Разбор имени существительного по составу». 3 класс.

               Конспект и презентация к открытому уроку по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс....

    Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

    Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....