Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Предмет: русский язык

    Класс: 3-а

    Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»

    Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные

    создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

    ·        Личностные

               создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

    Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.

    Оборудование: Учебник  «Русский язык»  3 класс 2 часть автор Канакина В. П.

    Наглядный  материал: полоски красного, жёлтого и синего цвета 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл r.yazyk-19-02.docx23.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: русский язык

    Класс: 3-а

    Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»

    Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

    Планируемые результаты:

    • Предметные

    создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

    • Личностные

               создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

    Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.

    Оборудование: Учебник  «Русский язык»  3 класс 2 часть автор Канакина В. П.

    Наглядный  материал: полоски красного, жёлтого и синего цвета

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин

     -  Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу!

    - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

    -  Запишите число, классная работа.

    Приветствуют учителя.

    Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

    2.

    Актуализация опорных знаний

     

    10

    мин

    – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

    до берега

    для мамы

    из бумаги

    с горки

    без товарища

    -  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.)  Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) 

    -  Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

    - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)  Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

    Отвечают на вопросы.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

    3.

    Постановка и решение учебной задачи

    Частично-поисковый

    -сравнение

    -обобщение

    -формулирование выводов

    15

    мин

    - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

    -  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

    - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

    -  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

     -  Запишите под диктовку словосочетания.

    Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

    - Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

    - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

    -  Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

    -  Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

    -  Выполним упражнение 73 на странице 46.

    -  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

    Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

    - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

    - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

    - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

    - Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

    - Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

    - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

    Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

    Отвечают на вопросы.

    Объясняют свое мнение.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    4.

    Физ.Минутка

    3

    мин

    Я вижу вы немного устали. Встаньте со своих мест и повторяйте за персонажем с видео.

    5.

    Закрепление изученного материала

    10

    мин

    В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)

    - Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

     (Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)

    Карточка № 1.

            Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

    От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу,

    из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

    Карточка № 2.

    Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

    (От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  

    (к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

    - Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

    - В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)

     

    - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

    - Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

    Выполняют задание на уроке

       6.

    Рефлексия

    3

    мин

    - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

    - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

    Отвечаю на вопросы учителя

    П: строить речевые высказывания в устной форме

    К: взаимопроверка

    7.

    Дача домашнего задания

    3

    мин

    Ребята, посмотрите на слайд. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

    Записывают домашнее задании


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

    Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

    Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

    Конспект к уроку русского языка "Дательный падеж имени существительного"

    Тема: «Дательный падеж имён существительных».Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.  Планируемые результаты:предм...

    Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

    Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

    Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

    Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

    Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

    Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...