Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гронская Нина Валерьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._datelnyy_padezh.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

Выполнила студентка 46 гр.

Гронская Нина.

                                                                                                                                                        Проверила: Юнусов А.Г  

Отметка: _____________

Дата:________________

Челябинск, 2017

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. находить имена существительные в дательном падеже в тексте;
  2. анализировать и обобщать полученные знания.
  • Личностные:
  1. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс, 2 часть, стр. 46 – 47, рабочая тетрадь, презентация к уроку.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

1.Организационный момент// Мотивационный этап

Словесн.: слово учителя

1

Здравствуйте, ребята.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

-  Запишите число, классная работа

Проверять готовность к уроку.  

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

2. Постановка учебной задачи и её решение.

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

4-5

Актуализация знаний

– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

-  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.)  Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) 

-  Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)  Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

 

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Строить речевое высказывание

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П.: постановка и формулирование проблемы.

 Словесный: формулирование целей урока

Постановка учебной задачи

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

Формулирование целей урока

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

3.Решение частных задач  

Практический: запись слов в тетрадь

Практический: выполнение задания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнения из учебника

Практический: чтение задания

Практический: выполнение задания

Практический: работа по учебнику

Словесный: беседа

Физминутка

Практический: самостоятельная работа

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение задания

-  Запишите под диктовку словосочетания.

Работа с упражнением.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-  Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

-  Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

Упражнение 73, стр 46

-  Выполним упражнение 73 на странице 46.

-  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

Продолжите и выполните:

Подойдите к чему? (к столу, к доске)

Пройдитесь по чему? (по полу, по скамейке)

Повернитесь к  кому? (к учителю, к другу)

Постучите по чему? (по столу, по руке)

Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  

(к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

  Записывать слова

Выполнять грамматическое задание

Объяснять лексическое значение слов.

Читать задание к упражнению

Списывать текст

Подчеркивать орфограммы

Определять падеж

Участвовать в беседе

Выполнять физминутку

Выполнять задание самостоятельно

Отвечать на вопросы

Составлять предложение

Подчеркивать грамматическую основу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания;

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

 

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия.

Словесный: беседа

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных

Запишите домашнее задание: стр. 47 упр. 85

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"

Цель урока:  формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.Задачи урока:Дидактические:1) Формировать умение осознанно...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1)  знать особенности творительно...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...