Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Задачи урока:
Дидактические:
1) Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2) знать особенности именительного падежа;
Развивающие:
1) Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
2) развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес к изучению русского языка;
2) воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;
3) воспитывать самостоятельность у учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 22.02.2022 Школа: МАОУ «МЛ №148 г.Челябинска» Класс: 3 «з» Урок: 5 Время: 11:30- 12:10 Кабинет: 112____________________ | Студент: Гиматова Надия Группа: 36 Учитель: Ляпина О.В. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Именительный падеж имен существительных»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- знать особенности именительного падежа;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
- развивать умение строить устные высказывания, приводить сравнение и обобщение
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе;
- воспитывать самостоятельность у учащихся
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | (ф), словесный: слово учителя | 1.Создает эмоциональное поле. 2.Приветствует учащихся. 3. Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. - На партах у вас лежат карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настрою. Отлично! Теперь мы можем начинать наш урок. - Запишите в тетрадь число и классная работа. Не забудьте подчеркнуть все орфограммы. | 1. Показывают готовность к уроку | Р: включение в учебную деятельность Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося. | Слайд 1 | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | (Ф), Словесный: учебный диалог | 1.Проводит минутку чистописания 2.Проводит проверку домашнего задания -Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв - На экране вы видите заглавную и строчную букву Зз. Запишите две строки сочетания заглавной буквы З и строчной буквы з. На это задание у вас 3 минуты. - Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и подчеркните карандашом самые красивые буквы. - Вашим домашним заданием было просклонять слово «ручка». Нужно выйти к доске и написать, как у вас получилось. - Поднимите руку, кто написал так же. - Отлично. - Посмотрите на экран, здесь вы видите предложения. Дедушкой пошел в магазин. Дедушка пошел в магазин. - Что произошло в этих предложениях? Что изменилось? - Чтобы узнать в какой форме употреблено существительное необходимо отгадать загадку - Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нём – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто. (Именительный падеж) | Отвечают на вопросы - Употребили слова в другой форме | Предметные: актуализировать имеющиеся знания. Метапредметные: П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения | Слайд 2 | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | (Ф), Словесный: учебный диалог | - Значит какая тема нашего урока? - Поставим цель и задачи урока по опорным словам. ЦЕЛЬ: научиться… ЗАДАЧИ: - узнать и запомнить .. - выполнить.. - оценить.. - подвести.. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока - Именительный падеж имен существительных - определять имена существительные в именительном падеже - особенности существительных в И. падеже - упражнения - свою работу - итоги | Метапредметн ые: П: анализ. К: достижение договоренносте й и согласование общего решения. Р:целеполагани е. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | Слайд 3,4 Слайд 5,6 Слайд 7-14 | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | (Ф), Словесный: учебный диалог | - Как вы думаете, почему именительный падеж так называется? - Именительному падежу было присвоено подобное название потому что он называет «имя» лиц и предметов - Послушайте стихотворение про Именительный падеж Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд, Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы-кто? И что? Ни с кем не спутает никто! - Что вы узнали об именительном падеже? - Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит выполнить упражнение 74 на странице 42. - Внимательно прочитайте задание. Какой алгоритм работы над упражнением? - Выполните упражнение в тетради. На выполнение задания у вас 4 минуты. - Проверим, выполненное вами упражнение у доски. К доске выйдут … - (имя ребенка),запиши первые два предложения. - (имя ребенка) запиши третье предложение | Отвечают на вопросы. - В предложении является подлежащим, не имеет предлогов, отвечает на вопросы кто? что? - Прочитать, списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имя существительное. Определить каким членом предложения оно является. Найти синонимы - Ночью был буран. | Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания. Метапредметн ые: П:структуриро вание знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей. Личностные: проявление активности в работе | Слайд 15 | |
- (имя ребенка) запиши четвертое предложение. - Какую пропущенную букву ты поставил? -Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является? - (имя ребенка), прочитай второе предложение. - Какую пропущенную букву ты поставил? Почему? -Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является? - (имя ребенка), прочитай третье предложение - Какие пропущенные буквы ты поставил? Почему? | - Написал ь, потому что разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, поэтому мы пишем мягкий знак Буран- им.п. В предложении является подлежащим. - Ветер гудел в трубе - Пропущена буква Е, так как слово «ветер» является словарным словом - Ветер – им.п. В предложении является подлежащим - Жёсткий снег взволновался вихрем. - В слове «жёсткий» пропущена буква Т, потому что можно подобрать проверочное слово «жесток» В слове «снег» пропущена буква Г, потому что можно подобрать проверочное слова «снега» В слове «взволновался» пропущена буква О, | ||||||
- Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является? - (имя ребенка), прочитай четвертое предложение - Пропущенных букв нет. Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является? - (имя ребенка), прочитай пятое предложение - Какую пропущенную букву ты поставил? Почему? - Какое существительное в именительном падеже ты поставил? Каким членом предложения оно является? - Какие синонимы вы нашли в предложении? Динамическая пауза - Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполним с вами пальчиковую гимнастику | потому что можно подобрать проверочное слово «вОлны» Снег – им.п. В предложении является подлежащим - Утром Таня подошла к окну. - Таня – им.п. В предложении является подлежащим - Белая вьюга кружила над деревней. - В слове «Вьюга» пропущена буква ь, потому что это существительное, в слове нет приставки. Ь пишется внутри слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И В слове «кружила» пропущена буква И, потому что образована от слова «кружИть» - Синонимами являются слова: буран, ветер, вихрь, вьюга | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | (Г) Практический: выполнение упражнения | Объявляет групповую работу - Выполним с вами работу в группах. Но, прежде чем приступить к работе вспомним правила работы в группах. (слушать друг друга, выбрать ответственного, распределить работу, быть вежливым) - У вас в конвертах есть предложения, в которых необходимо подчеркнуть подлежащее и сказуемое 1) Листья берез пожелтели. Небо на западе порозовело. 2) Зима пришла неожиданно для жителей деревни. Мы катались на аттракционах 3) Я уехал к бабушке на каникулы Папа пошел на работу. 4) Заяц скачет по лужайке. К вечеру дождь закончился. - Закончили работу. Сядьте на места. Сейчас прошу выйти к доске по одному представителю от каждой группа и назвать подлежащее и сказуемое предложений. | Выполняют работу в группах - Листья пожелтели Небо порозовело 2) Зима пришла Мы катались 3) Я уехал Папа пошел 4) Заяц скачет Дождь закончился | Метапредметные: П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | (И) Практический: выполнение упражнения | - Упражнение 75 на странице 42. Внимательно прочитайте задание. - Вам необходимо выполнить это задание самостоятельно в тетради. 1-ый вариант работает с 1 и 2 предложениями, 2-ой вариант работает с предложениями 3 и 4. На выполнение задания у вас 5 минут. - Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На экране вы видите выполнение упражнения. Если есть ошибки ставьте «-» А теперь поставьте отметку в соответствии с критериями. Критерии вы видите на экране. 0 - - отметка «5» 1 - - отметка «4» 2-3 – отметка «3» 4 и более - – отметка «2» | Выполняют задание | Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Слайд 16 Слайд 17 | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | (Ф,И), Словесный: учебный диалог Практический: отвечают на вопросы | - Выполним с вами упражнение 76. - (имя ребенка), прочитай первую часть задания. - Самостоятельно прочитайте четверостишие. - Поднимите руку. Прочитайте первое четверостишие. - Поднимите руку. Прочитайте второе четверостишие? - Какие слова выделены? - Какой падеж у этих существительных? - Как вы определили? - (имя ребенка), прочитай вторую часть задания - Вспомним с вами алгоритм письма по памяти. - Внимательно прочитайте первое четверостишие, скажите, есть ли слова, которые, вам непонятны? -О чем говорится в четверостишии? - Какие орфограммы вы нашли в словах? Как их проверить? - Обратите своё внимание на знаки препинания и расположение строк в стихотворении. - Несколько раз прочитайте первое четверостишие - Закройте учебник и запишите его по памяти - Откройте учебник, прочитайте написанное по слогам и сравните с исходным четверостишием. - Поднимите руку, кто написал все правильно. Отлично. | - Денёк, цветок-огонек, лепестки, огоньки - Именительный падеж | Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Слайд 18 | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | (Ф), Словесный: учебный диалог Практический: отвечают на вопросы |
- Наше с вами занятие подходит к концу. - О чем мы с вами говорили на уроке? - Расскажите об имени существительном по схеме. - Верна ли схема? Почему? А теперь дополните предложения. - На сегодняшнем уроке я узнал . . . - До урока я думал… - А теперь я знаю … - На этом уроке я похвалил бы себя за . . . - Отлично. 2.Выдает домашнее задание - Запишите домашнее задание. 3.Оценивает работу учащихся на уроке. - А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?). Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли. - Хорошо. - Сейчас я оглашу отметки, которые вы получили за урок - Спасибо вам за работу! | Отвечают на вопросы - Об имениетельном падеже имен существительных | Метапредметные: Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Слайд 19 Слайд 20 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
Конспект урока...
Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...
Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...
Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс
Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...
Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1) знать особенности творительно...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...