Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Санжарова Елена Владимировна

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

УМК Занкова

Учебник

Автор: А.В. Полякова, Русский язык , 3 класс. В двух частях.М «Просвещение», 2013 г.

Тема урока

Состав слова. Приставка –часть слова.

Цели:

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Планируемые результаты:

Личностные умения:  

  • Проявлять интерес к изучению темы
  • Творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием.
  • Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные  умения:

Познавательные умения

  • Научатся находить в словах приставки;
  • Получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;
  • Раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения

  • Научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
  • Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
  • Ориентироваться в разных способах выполнения задания;
  • Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

  • Научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • Получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, принимая во внимание позиции партнера.

Предметные умения:

  • Научатся находить и распознавать в словах приставки, а также корень и суффикс.
  • Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.
  • Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.
  • Образовывать новые слова, используя приставочный  способ словообразования

Тип урока

Открытие нового знания

Формы организации урока:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная.

Оборудование

  • мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска SmartBoard);
  • презентация  PowerPoint, карточки с заданиями.

Дата проведения урока

02 сентября 2015 г.

Автор  урока

Санжарова Елена Владимировна , учитель начальных классов, МОУ Лицея №33

Ход урока:

Этап урока

Время

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный этап.
Цель: мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

- Долгожданный дан звонок,

  начинаем наш урок.

- Сегодня у нас много гостей на уроке. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
-Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

   

   

Личностные:

- формирование навыков самоорганизации

Регулятивные:

-учиться выполнять учебные действия.

Минутка чистописания.

3 мин.

- Откройте рабочие тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу...

Я от вас секрет  не скрою,

Ручку правильно держу…

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь!

 - Запишите  число.         2 октября

Классная работа. Нарисуйте свое настроение с помощью смайлика.

- Начнём наш урок русского языка с минутки чистописания. Для чего она нужна?

- -Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв? (Приставки)

По в на с за пере от про

-Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

+ Чтобы писать красиво, вырабатывать каллиграфически правильный почерк.

Личностные:

- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Регулятивные:

 – научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами

Актуализация знаний учащихся.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

4 мин.

Словарная работа.

Вставьте пропущенные буквы и назовите орфограммы.

С..стра, скам..я,  с.пог,  с.езд,  суд.ба, с.л.вей                                

-Что общего у этих слов?

-Какое слово лишнее и почему?

-Скажите, сумели ли эти первые задания подсказать вам тему нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего  урока: «Приставка»            

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

1 ученик работает за компьютером

-Все слова-существительные, все начинаются с буквы с.

-съезд-употреблено с приставкой.

  • Выведение темы урока.

Регулятивные: 

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самоопределение к деятельности.  Постановка учебной задачи.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

3 мин.

-В  течение урока мы должны:

  • Узнать, что такое приставка.
  • Выяснить, где пишется приставка в слове.
  • Исследовать, для чего нужна приставка.
  • Вспомнить отличие приставки и предлога.

(ПЛАН УРОКА ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ)

-Итак, что такое приставка?

.-Обратимся к толковому словарю.                              -Прочитайте значение слова приставка.            2 СЛАЙД

-Сколько значений у слова приставка?

-Как называются слова, имеющие несколько значений?

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

- часть слова

- Приставка:

1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2)Часть слова

- Многозначные

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Включение в систему знаний. Повторение.

4 мин.

Прочитайте слова. Напишите.                           3    СЛАЙД

Наезд  заезд  приезд   выезд  переезд

-Что вы можете сказать об этих словах?

Выделите в них корень        

-Какая часть слова написана перед корнем?

-Выделите приставки. (сам. работа) (Оцените свою работу, нарисовав цветовой круг на полях).

Перед корнем есть приставка,                          4 СЛАЙД

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются  слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?        

                                                                                5 СЛАЙД    

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

-однокоренные

-приставка

(Оценивают  свою работу, нарисовав цветовой круг на полях).

Регулятивные:

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные –учатся находить в словах приставки; получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;

Работа над новым материалом.

    Цель – познакомить с понятием приставка .

4 мин.

1 задание.

Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи приставок.

                                                                           6 СЛАЙД

вы-

за-

на-

о-  

от-

пере-

по-

под-

при-

у-

-Какой корень у этих слов? Выделите корень.

1 ученик работает у доски под руководством учителя.

Предметные:

Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

Регулятивные:

учиться выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя;

Познавательные –учатся находить в словах приставки; получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;

Первичная проверка понимания.

Цель – закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок и выделять приставки

4 мин.

-А  теперь сами (по вариантам) образуйте новые слова  при помощи приставок.                                             7 слайд                       

пере-

из-

при-

до-

                - учить

под-

от-

по-

вы-

1вариант

пере-

за-

при-

с-

              - бежать

под-

от-

про-

вы-

2вариант

-Прочитайте полученные слова.

-Меняется ли значение слова от применённой приставки?

(-Кто вспомнит значение приставки при-?)

(Оцените себя, нарисовав цветовой круг на полях, как вы справились с этим заданием).

-В какой части слова содержится главный смысл слова?

В корне -  смысл, но не весь

Главный, но не полный.

 Потому приставка есть

 Смысл она дополнит.

2 ученика с разных вариантов работают у доски. Остальные ученики работают самостоятельно.

Оценивают  свою работу, нарисовав цветовой круг на полях.

- в корне

Предметные:

Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

Регулятивные:

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Познавательные –учатся находить в словах приставки; получат возможность сравнивать, анализировать, делать выводы при разборе слов по составу;

Работа над новым материалом.

 Цель – сформировать понятие о  значениях приставок.

4 мин.

Дополните текст смысловыми приставками.       Интеракт.  доска

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад.  (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

- Сделайте вывод?  

Чтение правила на с. 50 учебника.

- Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку?

-Как отличить приставку от предлога?

Работа в парах. (текст у каждой пары на парте)

-Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

- предлог

-приставка- это…, предлог – это…

Познавательные:

-учиться делать выводы, анализировать полученные знания.

Регулятивные:

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Личностные:

- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Физминутка.

Цель-

снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

3 мин.

Давайте немного отдохнём

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели.

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок.

Продолжается урок.

Выполняют физические упражнения, задание на внимание.

Динамическая пауза в работе.

Введение новых знаний в ранее осмысленное.

Цель – 

Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

3 мин.

  – Какие слова изображены с помощью звуков?     

                                                                                 8 СЛАЙД

                [зб’ижат’]     [скрут’ит’]     [здат’]

                   сбежать       скрутить        сдать

                 [здружыт’]      [зброс]      

               сдружить        сброс          

-Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Чем сходны все эти слова?

-Как может произносится приставка с-? А как пишется?

-Откройте учебник на стр. 51  и прочитайте правило.

Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы.

-приставкой-с.-

Познавательные:

-учиться делать выводы, анализировать полученные знания.

Личностные:

- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль

Развитие умений – применение знания.

. Цель –

закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок –с- и выделять приставки в словах

5  мин.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с- выполнив Упр.82 на с.51.

Оцените свою работу нарисовав цветовой круг на полях.

Работа по учебнику.

1 ученик выполняет работу за доской.

Оценивание своей работы учащимися цветовым кругом.

Регулятивные:

-контроль, оценка и коррекция

Общеучебные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Итог урока

Цель-

выявить эффективность работы учащихся.

2 мин.

Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке.                                                          9 СЛАЙД

Приставка – это __________.

 Стоит перед ________

 Со словом пишется ________

Служит для ___________________.

Учащиеся подводят итог урока по плану.

Личностные: 

-осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные:

- воспроизводить  полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

-действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

Рефлексия

Цель-

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. 

2 мин.

Организует рефлексию.

Какое  новое знание вы открыли сегодня на уроке?

- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

- Какие задания показались трудными?

- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

Оцените наш урок с  помощью рефлексивного экрана:

Сегодня я на уроке…..

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что….

- Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. Я рада за вас! (на доске появляется смайлик учителя)                                           10 СЛАЙД

- Отметьте своё настроение, выбрав нужный смайлик. 

Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.                      

   (ДЕРЕВО СО СМАЙЛИКАМИ ИНТЕР. ДОСКА)

- Вы молодцы, я благодарю вас за работу!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Высказывают свои впечатления от урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.

Личностные:

- развитие способности к самооценке.

-уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

Познавательные: 

- рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема « Приставка»

Слайд 2

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Приставка : 1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.

Слайд 3

ПРИЕЗД ВЫЕЗД ПЕРЕЕЗД ЗАЕЗД НАЕЗД

Слайд 4

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. И при помощи приставки … образуются слова.

Слайд 5

Много ли приставок? в- ( во-) вы- до- за- из-(изо-)( ис -) на- над-(надо-) не-, недо - раз-( разо -)(рас-) о- об-(обо) от-(ото-) пере- по- под-(подо- ) пре- пред-(предо-) при- про- с- (со- ) у-

Слайд 6

Образуйте новые слова при помощи приставок говорить за- в - от- при- у-

Слайд 7

Самостоятельная работа. 1 вариант. 2 вари ант пере из при до учить под от по вы пере за при с бежать под от про вы

Слайд 8

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. Девочка … шла в неё и обнаружила клад. … шла из избушки и … шла дальше. … шла через реку и … шла в таинственный лес. С огромной тревогой … шла его, … шла к висячему мостику. Подумала и … шла его. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка! ( Приставки: за-,вы-,по-,пере-,во-,про -, вы-,обо - ) за В ы по Пере во про при обо Дополни текст смысловыми приставками

Слайд 9

[ зб ’ ижат ’] [ скрут ’ ит ’] [ здат ’] [ здружыт ’] [ зброс ] сбежать скрутить сдружить сброс сдать

Слайд 10

Вывод Приставка – это __________. Стоит перед ________ Со словом пишется ________ Служит для ___________________. часть слова к орнем. образования новых слов слитно.

Слайд 11

Вы молодцы! Я благодарю вас за работу!

Слайд 12

Домашнее задание Упр.83 стр.51,выучить правило на с. 50, 51 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.

Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение ...

урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Урок русского языка, 2 класс. Тема: Состав слова.

Урок русского языка в 2 классе. Тема урока: Состав слова. УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».

Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова....