Конспект урока русского языка 3 кл, Тема «Состав слова. Обобщение».
проект по русскому языку (3 класс)

Светлана Леонидовна Гимадеева

Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс

         Тема:  «Состав слова. Обобщение».

         Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

         Цель: создание условий для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.

         Задачи: 

                   • способствовать закреплению умения находить однокоренные слова, образовывать новые слова, разбирать         слова по составу;

                   • способствовать развитию речи, мышления, умения выделять главное, обобщать изученное, работать в группах;

                   • способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, к изучению русского языка, доверительного    отношения друг к другу;

                   • способствовать формированию коммуникативных умений, навыков, действий контроля и самооценки.

                                                                                        Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организацион-

ный момент.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, для коллективного диалога.

                                        Рассказать секреты слова

                                        Я для вас всегда готова.

                                        Но на уроке будь готов

                                        Сам раскрыть секреты слов. 

- Проверим готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку

Включаются в учебную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Задает вопросы. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

-Чтобы сохранить наше внимание проведем «Разминку для ума». Отвечаем хором, быстро.

1.  Часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание)

2. Общая часть родственных слов? (корень)

3. Как называется третий зимний месяц? (февраль)

4. Во что превращается вода зимой? (в лед)

5. Часть слова без окончания? (основа)

6. Слово, противоположное слову враг? (друг)

7.Самый короткий месяц года? (май)

8.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9.Части слова, служащие для образования новых слов? (приставка, суффикс)

  -Молодцы!

Отвечают хором на вопросы, проявляя личную заинтересованность в знании ответов.

3.

Целеполагание. Планирование деятельности.

Организует работу со словарными словами и создает проблемную ситуацию.

- Есть такие замечательные слова: «Язык - наш учитель, а каждое слово – урок».

- Начнем наш урок со словарной работы.

 Диктует слова ( город, капуста, месяц, лесок, комната, квартира, огород, деревня, магазин).

- Прочитайте внимательно слова и скажите, какое слово лишнее? Почему? (лесок - лес).

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте слова друг у друга.

 - Нарисуйте улыбки на полях, той работы, где нет ошибок. Я надеюсь, что остальным детям тоже улыбнутся улыбки, только надо очень,  очень постараться и быть в работе внимательным.

Помогает сформулировать учебную задачу.

- Ребята, мы с вами не случайно выделили слово ЛЕСОК.

- Сегодня у нас пройдет урок в лесу, но не в том, котором вы привыкли бывать, а в «словесном лесу».

- Лес – наш друг, он многому нас научит.

- А чему нас может научить «словесный лес»?

- А теперь назовите тему урока.

- Каковы  основные задачи этого урока?

Записывают слова.

Решают проблемную ситуацию.

Проводят взаимопроверку, оценивание.

Строят высказывания.

Формулируют тему и задачи урока.

4.

Закрепление и обобщение знаний и способов действий.

1.Нахождение однокоренных слов и определение понятий каждой части слова.

Ведет диалог, организует работу по развитию умения находить в тексте однокоренные слова.

- В гостях у нас лесная птица – сова (рисунок). Что вы знаете об этой птице?

- А вы знаете, что сова считается мудрой птицей. Из-за своей глазастости, невозмутимого спокойствия, с которым она смотрит на мир,  она прослыла еще у древних греков символом мудрости и познания. Не зря в сказках она учит и дает умные советы. Именно она является символом многих интеллектуальных игр.

               (запись на доске)  Совята у совушки

                                              Умные головушки.

                                              На каждый совушкин совет

                                               Глазами хлопают в ответ.

- Прочитай стихотворение про себя, вслух.

-Прочитай еще раз внимательно. Какие слова встретились вам в этом стихотворении?

(однокоренные).

- Назовите их. Почему они являются однокоренными?

- Почему слово совет нельзя причислить к этой группе слов? (не подходит по смыслу).

- А сейчас помогите Совушке вспомнить, из каких частей состоят слова и что вы знаете об этих частях слова?

- Организует деятельность в группах (каждой группе дает алгоритм работы и название части слова).

Алгоритм работы.

* Как называется.

* Как обозначается.

* Где расположена.

* Для чего служит.

Проводит проверку.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием и дали понятие каждой части слова.

Слушают сообщение о «сове». Слова учащегося:

«Сова – это хищная птица. У нее острый слух, цепкие коготки и клюв. Охотится она чаще ночью. Ее добычей являются грызуны, лягушки, мелкие птицы, насекомые»

Отвечают на вопросы.

Анализируют языковые объекты, представляют полученные знания в форме развернутого высказывания.

Работают в группе.

Самостоятельно решают учебную задачу и представляют полученный результат.

                 Физминутка.

       Организует проведение физминутки.        

Выполняют движения.

2. Подбор однокоренных слов и разбор их по составу.

Организует работу в группах  с толковым словарем русского языка.

- Найдите понятие «корень» в толковом словаре русского языка и прочитайте его.

- Вы знаете что слово «корень» в русском языке имеет несколько значений.

- Выскажите свое мнение, почему ученые выбрали слово «корень» для названия главной части слова.(слово, не может существовать без корня как и растение).

Задает вопросы.

- Что называется корнем слова?

- В нашем «словесном лесу» выросло большое дерево с корнем лес.

- Какие слова могут вырасти на этом дереве? (однокоренные)

- Почему их так называют?

- Прежде чем записать и разобрать эти слова, давайте вспомним порядок разбора слов по составу.

Организует работу в парах.

- Перед вами лежат листочки, расставьте цифры в пустые клетки так, чтобы восстановить последовательность операций:

        Выдели приставку.

        Выдели основу слова.

        Измени слово и выдели в нем окончание.

        Подбери однокоренные слова и выдели корень.

        Выдели суффикс.

Организует проверку. Задает вопросы.

-Что такое окончание?

- Чем похожи приставка и суффикс?

- Что такое корень?

- Слова лесу, о лесе, лесом являются однокоренными к слову «лес». Почему? (формы слова)

- Как пишется корень в однокоренных словах?

 Предлагает назвать  и записать слова с корнем «лес» и разобрать их по составу.

Лес, лесник, лесок, лесистый, лесной, перелесок.

Задает вопрос и дает объяснение.

-Как вы понимаете слово «перелесок»?

Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков.

- В школьном словообразовательном словаре 29 однокоренных слов с корнем ЛЕС

- Вот как богат наш русский язык!

Принимают учебную задачу.

Работают со словарем.

Слушают определение. 

«Корень – это подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами».

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Восстанавливают последовательность операций, работая в паре.

Представляют результат,  оценивают работу (+,-).

Отвечают на вопросы.

Называют и записывают слова, работают у доски, проговаривая алгоритм.

             

Высказывают свое мнение.

Пополняют словарный запас.

3. Работа над предложением.

Организует работу над предложением.

(слова на доске)

деревья, лес, в, защищать, друг, друг, от , ветер

- Прочитайте слова.

- Составьте предложение.

- Какая часть слова помогла вам составить предложение?

- Для чего служат окончания?

-Запишите предложение и выделите окончания в словах.

Проводит проверку.

Составляют и записывают предложение.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают правило.

Проверяют, оценивают

 работу (+,-).

4.Составление и подбор однокоренных слов.

Организует практическую деятельность в группах. Дает задание.

1 группа

- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. Подберите и запишите однокоренные слова.

приставка

корень

суффикс

окончание

походка

слово

сестрица

река

(пословица) (слово, словарь, словесный, словесник, словечко)

2 группа

приставка

корень

суффикс

окончание

залезли

гадание

сумка

вода

(загадка) (загадать, гадалка, угадал, гадание)

3 группа

приставка

корень

суффикс

окончание

подставка

снежок

ударник

руки

(подснежники) (снег, снеговик, снежный, снегурочка)

4 группа

приставка

корень

суффикс

окончание

очерк

цена

тетрадка

трава

(Оценка) (ценник, цена, ценить, уценка)

- Какие слова у вас получились?

- Расскажите, как вы их составляли?

Работают в группах.

Применяют полученные знания при решении нестандартных задач.

Проверяют работу.

Аргументируют ответ.

5.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию.

- Мы завершили сегодня путешествие по «словесному лесу». Как вы считаете, принесло ли оно нам пользу?

- Для чего нам нужно было изучать тему «Состав слова»?

- А сейчас оцените себя, если вам было интересно на уроке и вы самостоятельно научились разбирать слова по составу, нарисуйте на смайлике красную улыбку.

- Если все поняли, но сомневаетесь в своих силах, нарисуйте на смайлике желтую улыбку.

- А если не поняли, как разбирать слова по составу - зеленую.

- Покажите смайлики. Спасибо!

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Класс  3

УМК:  школа России

Предмет: русский язык

Тема:  «Состав слова. Обобщение.»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: обобщение

 Цель: создать условия для воспроизведения и систематизации знаний о значимых частях слова.

Задачи:  

  • способствовать закреплению умения находить однокоренные слова, образовывать новые слова, разбирать слова по составу;
  • способствовать развитию речи, мышления, умения выделять главное, обобщать изученное, работать в группах;
  • способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, к изучению русского языка, доверительного отношения друг к другу;
  • способствовать формированию коммуникативных умений, навыков, действий контроля и самооценки.

Планируемые результаты

Предметные знания и предметные действия

                                                                               УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- находить однокоренные слова; дать понятия каждой части слова;

- подбирать однокоренные слова;

- разбирать слова по составу;

- составлять слова из предложенных частей слов.

- формулировать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать свои действия для решения задачи;

- учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения;

- контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

- осознавать качество и уровень усвоения знаний.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать учебную задачу, стремиться ее выполнить;

- использовать приобретенные знания при выполнении заданий;

-использовать знаково символические средства для решения учебных и практических задач.

- слушать и понимать речь других;

- достаточно полно и четко выражать свои мысли;

- учитывать разные мнения и высказывать собственное;

- договариваться , приходить к общему решению;

- сотрудничать.

- мотивация учебной деятельности;

- умения применять правила поведения при сотрудничестве;

- проявлять самостоятельность и личную ответственность;

- способность к самооценке на основе критерия успешности.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению

планируемых

результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организацион-

ный  момент

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне,   обеспечение положительного эмоционального настроя.  

фронтальная

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Включаются в учебную деятельность.

Л.Самоопределение, выбор позиции школьника.

Положительные эмоции.

Наблюдение учителя за состоянием детей

2

Актуализация знаний.

Активизация  мыслительных процессов(мышление, внимание, память)

коллективная

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы, проявляя личную заинтересованность в знании ответов.

Л. Знают причины успеха на уроке.

К. Понимают задаваемые вопросы,  

контролируют  свою речь.

 Р. Принимают и сохраняют учебную задачу

П. Используют приобретенные знания.

Анализ представленной информации.

Коллективные

ответы на вопросы.

3

Целеполагание. Планирование деятельности.

Подведение детей к формулированию темы и цели урока.

индивидуальная фронтальная

Создает проблемную ситуацию. Побуждает к осознанию темы и задач урока. Организует  взаимопроверку.

Решают проблемную ситуацию.

Формулирует тему и задачи урока.

Л. Формируют познавательный интерес к учебному материалу.

Р. Принимают и сохраняют учебную задачу.

П. Строят речевое высказывание.

К. Воспринимают точку зрения других детей, понимают задаваемые вопросы.

Совместное определение темы и задач урока, принятие общего решения совместной деятельности. Проявление учебного интереса

Коллективный диалог

4

Закрепление  и обобщение знаний и способов действий.

1 Нахождение однокоренных слов и определение понятий каждой части слова.

Способствовать развитию умения

находить в тексте однокоренные слова и давать определение каждой части слова.

фронтальная

групповая

Ведет диалог с учащимися. Организует деятельность в группах, проверку.

Анализируют языковые объекты, представляют полученные знания в форме развернутого высказывания.

Л. Развивают навыки сотрудничества.

Р. Контролируют и оценивают работу одноклассников.

К. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

П. Выполняют задания пользуясь ранее полученными знаниями; осуществляют поиск необходимой информации из собственных знаний.

Умеют находить однокоренные слова, рассказывать  о частях слова, используя алгоритм.

Беседа.

Ответы на вопросы.

Наблюдение за работой в группах.

Физ. минутка

Избегать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения

подвижная

Организует проведение  физ. минутки

Выполняют движения согласно инструкции учителя.

Осуществляют профилактику утомления, ориентируясь на здоровый образ жизни.

Правильное выполнение движений.

2 Подбор однокоренных слов и разбор их по составу.

Закрепление умения подбирать однокоренные слова и разбирать их по составу.

групповая парная

фронтальная

Организует работу в группах со словарем русского языка.

Ведет диалог.

Организует работу в парах .

Организует деятельность по контролю и оценке.

Организует работу по разбору слов по составу.

Работают со словарем.

Отвечают на вопросы учителя.

Восстанавливают последовательность операций. Работают у доски, проговаривая алгоритм.

П. Строят речевое высказывание.

Используют алгоритм.

К. Высказывают собственное мнение, аргументируют его.

Л. Проявляют интерес к предмету, развивают навыки сотрудничества.

Р.Выполняют учебные действия в устной и письменной форме; осуществляют пошаговый контроль  своих действий.

Умеют пользоваться словарем.

Умеют подбирать однокоренные слова,

Пользоваться алгоритмом при разборе слов по составу.

Наблюдение.

Качество составления алгоритма.

Использование знаков – символов (+,-).

Фиксация во внешней речи, места и причин затруднения.

3 Работа над предложением.

Способствовать развитию творческого потенциала.

фронтальная индивидуальная

Формулирует задание.

Ведет диалог с учащимися. Обеспечивает мотивацию выполнения творческого задания. Организует проверку и оценивание.

Составляют предложение.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают предложение и выделяют окончания в словах.

П. Выполняют задания, пользуясь ранее полученными знаниями, осуществляют поиск необходимой информации из собственных знаний.

К. Слушают, излагают и комментируют свое мнение.

Р. Осознают и принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Л. Осознают границы своего знания и «незнания».

Запись предложения в тетради.

Наблюдение за активностью учащихся, справляться с заданиями, самостоятельностью выполнения.

Использование знаков – символов для определения области знания и «незнания»

(+,-)

4 Составление и подбор однокоренных слов.

Закрепление умения находить в словах необходимые части слова, составлять и подбирать однокоренные слова.

групповая

 Организует практическую деятельность в группах, оказывает помощь в деятельности.

Организует проверку.

Применяют полученные знания при решении нестандартных задач и представляют полученный результат.

П. Самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных задач.

Л. Владеют навыками сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка.

К. Организовывают и осуществляют сотрудничество в поиске и выборе решения.

Р. Контролировать процесс и результаты, принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Умеют составлять новые слова и подбирать к ним однокоренные.

Наблюдение за работой в группах.

Фиксация во внешней речи места и причин затруднения.

5

Рефлексия учебной деятельности

Оценивание результатов собственной деятельности;

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

фронтальная

индивидуальная

Ведет диалог.

Организует работу по самооценке проделанной работы на уроке.

Отвечают на вопросы, аргументируют ответ.

К. Участвуют в диалоге.

Р. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Осознают качество и уровень усвоения.

Оценивают свои достижения, осознают трудности.

Самооценка учащихся по принятым формам.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

1 класс

Тема: Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.

Цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие и осмысление и первичное запоминание знаний (учить писать слова с сочетаниями жи, ши).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи (для учителя): обучающие – вырабатывать навыки и умения в правописании слов с сочетаниями жи, ши;

упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;

повторять правила оформления на письме предложений

                                           развивающие – развивать внимание, речь, память, мышление, наблюдательность, познавательную активность, фантазию;

формировать умение работать в парах.

                                           воспитывающие – воспитывать сознательное отношение к учебе и интерес к изучению русского языка;

доверительное отношение друг к другу.

Задачи (для учеников): учиться правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи, ши и с другими изученными буквами, применять правила оформления на письме предложений.

Ход урока.

I. Орг.момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

На меня все посмотрели.

II. Тема, целеполагание, мотивация.

 - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Отгадки вывешиваю на доску)

1. Клубок, да не пушистый

    Колючий да ершистый (ежик)

2. Белые горошки на зеленой ножке (ландыши).

3. Покружилась в воздухе звездочка немножко,

    села и растаяла на моей ладошке (снежинка).

4. На четыре ноги надевали сапоги.

    Перед тем, как надевать стали обувь надувать (шины).

- Прочитайте слова и скажите на какие две группы их можно разделить?

- Какое слово лишнее и почему?

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, что в них есть особенного?

- А теперь назовите тему урока? – Чему будем учиться на этом уроке?

- Почему возникают ошибки при написании этих сочетаний, в чем трудность?

- Так договорились между собой люди. Когда-то очень давно, эти звуки в нашей языке были мягкие и с тех пор осталось правило. Назовите какое?

III. Изучение нового материала.

  1. Создание эмоционального настроя.

- Закройте глаза (на доске появляется ежик и елочки).

- Откройте глаза.

Вот так чудо из чудес

Мы попали с вами в лес.

Здесь сейчас идет урок

Еж учитель очень строг.

- Он дает трудные задания, вы хотите их выполнить?

   2. Организация деятельности учеников по развитию каллиграфического навыка.

- Откройте тетрадь и запишите число.

- Напишите сочетания жи столько раз, сколько карточек со словами на доске, а сочетаний ши на одно меньше.

- Расскажи правила соседу по парте, добавляя свои примеры.

  3. Организация деятельности учеников по развитию памяти при письме слов с сочетаниями жи, ши.

- Прочитайте еще раз слова на доске, запомните их.

- Попытайтесь записать их по памяти.

- Проверьте их, допишите свое слово с этой орфограммой.

- Какое правило использовали при написании этих слов.

  4. Организация деятельности учеников для формирования умения распознавать орфограмму.

(работа в парах, карточки со слогами на столах)

лы, пру, ка, жи, на, мы, у, ло, ши, кув, гру, ки, ма, шин

- Ежик приготовил вам карточки со слогами, вы должны из слогов составить слова.

- Есть одно условие: в словах должна быть наша орфограмма. Назовите ее!

- Проверка. – С какой целью и для чего мы составляли и записывали эти слова?

ФИЗ.МИНУТКА!

5. Организация деятельности учеников для владения связной речью и оформлению на письме предложений.

- Ребята посмотрите на ежика, вспомните все, что вы о нем знаете и придумайте предложения со словом ежик.

- Ежик написал вам предложения, но подул ветер и все слова перепутал. Давайте с вами восстановим его.

в, маленький, траве, шуршит, ежик (слова записаны на доске)

- Какое предложение у вас получилось?

- Как на письме оформляется предложение?

- Запишите предложение в тетрадь и подчеркните орфограмму жи, ши.

- Прочитайте слова, в которых вы подчеркнули сочетания жи, ши.

- С какой целью составляли и записывали это предложение?

- Чему учились?

6. Организация деятельности для стимулирования прочности полученных знаний и умений.

Работа по учебнику (стр.87, №45)

- Откройте учебник, прочитайте задание.

- Что вы должны знать, чтобы выполнить это упражнение?

Взаимопроверка.

- Поднимите руки тот, чей сосед выполнил без ошибок.

IV. Создание условий для развития познавательной активности и фантазии.

 - Ежик просит сочинить вас сказку по опорным словам.

жил-был             машина                  

жираф                                     ежи

живот                                      шишка

- Почему ежик выбрал для вас эти слова, что в них общего?

(дети составляют свои сказки)

V. Подведение итогов урока.

- Для чего нужен был этот урок?

- Чему учились на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что было трудным?

VI. Рефлексия.

- Ежик приготовил вам подарки – яблочки.

- Они помогут оценить вашу работу на уроке.

- Если вам было интересно и легко закрасьте яблочки зеленым цветом. Если было немного трудно – желтым цветом. Если было совсем трудно – красным цветом.

- Поднимите свои яблочки. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"

Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...