План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Борисова Ирина Александровна

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie_slova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Учебник: Полякова А.В.  3 класс часть 1.  

Тема урока: Состав слова. Окончание.

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:      

  1. введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
  2. формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
  3. познакомить с ролью окончания в предложении;
  4. развивать умение выделять в словах окончания;
  5. повторять и закреплять изученные орфограммы;
  6. воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

 Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: формирование чувства гордости за   свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » А.В. Полякова,   интерактивная доска, презентация к уроку, записи мелодий «Белая береза под моим окном».

Раздаточный материал: карточки  для парной работы.

                                                                 Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
  2. Определение содержательных рамок урока.
  3. Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе 1.

Учитель: А вы готовы начать урок русского языка?  А для чего нужно знать язык?  Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету? 

Прочитайте девиз урока:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Как вы понимаете девиз нашего урока.

-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)

-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)

Показ слайда 1.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о составе слова;

2) актуализировать способность различать части слова;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов.

1) Организация учебной деятельности на этапе 2.

Учитель:- С чего начнем наш урок? (С повторения)

- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).

  а)Чистописание.  

Учитель: А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала  твёрдый звук. Расскажите всё про звук.

                                                               

б) Словарная работа.

Послушайте  загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Учитель: - О чем эта загадка?  (о березе)

- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос  что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный,  безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)

Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

Учитель: Запишите это слово в тетрадь.

   в). Работа с предложением.

Учитель: Послушайте фрагмент песни на слова Сергея Есенина про берёзу. Разберём устно первое предложение, раскрывая скобки.  

Слайд 5.

Белая берёза

(Под) моим окном

(При) накрылась снегом,

Точно серебром.

г) Подбор однокоренных слов.

Учитель: Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень.

- С помощью чего образовались эти слова?  

Слайды 7, 8, 9.

Учитель: Послушайте  внимательно и отгадайте часть слова.

  1. Я - общая часть родственных слов.

           Во мне заключается смысл.

          Я – самая главная часть,

          Без меня  все слова - бессмыслица.

  1. Я приставлена к слову,

          Без него не могу, как без мамы.

         И если меня ты отделишь, дружок,

         То сразу предлогом я стану.

  1. За Корнем Я

Обогрел местечко.

    Не словом угодил,

   А лишь словечком.

   Река большая превратится в речку,

  Лес - в лесника,

       А печь - всего лишь в печку.

- Что сейчас повторили? Следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;

2)  зафиксировать во внешней речи причину затруднения – нет способа для обоснования правильности выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе 3:

 Работа  с текстом.

Вставьте слово, подходящее  по смыслу.  Прочтите , что получилось.                            

_________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

Учитель:  Какие слова написали (березу, березы, о березе)

Какая часть слова изменилась?

Расскажите об окончании. (высказывают….)

- У кого были затруднения?  Где ошиблись, почему?  ……..

- Кто справился с заданием,  расскажите об этой части слова.

- Почему не можете рассказать?  (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Учитель: Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? ( Окончание слова.)

Слайд 10.

Сделаем вывод: окончание это .изменяемая часть слова

                             окончание служит для связи слов в предложении.

- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.                                                                 Слайд 11.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове).

Учитель: Что поможет нам  рассказать  об этой  части  слова? (Алгоритм, план)

Обращение к алгоритму на доске:

  • Название  
  • Место в слове
  •  Роль 

Физминутка  для глаз.    

V.  Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;

3) организовать обоснование правильности решения  последнего задания и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

 Работа по учебнику .

Упражнение 118 с. 69.

  VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Цель:

организовать усвоение детьми  с комментированием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Работа по учебнику.

Упражнение 119   с. 69.

        VII. Cамостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с образцом  умение применять новый способ действий – выделять окончание слова;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения работы.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Работа по учебнику.

Упражнение 119 (3)  с. 69.

         VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – выполнение разбора слова с новой частью слова - окончанием. Организация учебного процесса на этапе 8: 

  1. Разбор слов по составу: Поле,  грибок, перевозка, травка, выставка, дачники.
  2. Работа в парах. Вставить в текст окончания.

                                             Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет…    . Дуб  на полян…  стоит  зелёный.  Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк….      с ив….  .

                                       

IX.   9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности  с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)  зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 9:

Учитель: Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание.

Домашнее задание: упр. 123, с. 69 правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...

План-конспект урока русского языка в 3 классе. Состав слова. Приставка.

Целевые установки:Предметные:-создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставк...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ во 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов» + презентация

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТво 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов»...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс...