технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горбунова Ольга Владимировна

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Формы слова. Окончания».

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.

Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:
«Школа России» Русский язык 3 класс, I часть, Канакина В.П., Горецкий; учебная презентация.


Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Приветствуют учителя

Р.:самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: орфографическое, каллиграфическое написание числа

Практический: парная работа с деформированным текстом

10 мин.

Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради, отступив две строчки вниз, посередине записываем число (Двадцать третье октября), на следующей строчке (Классная работа)

- У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили?

Наш город

  Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город) ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи.

- Что нужно сделать, чтобы предложения  были  понятными?

Парная работа

- Поработайте в парах  и  раскройте скобки.

-Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению.

- Почему возникла необходимость изменять часть слова  в конце?

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь

Работают в парах

Отвечают на вопросы

Города, к городу, за городом, о городе

- Получился текст.

- Чтобы был понятен смысл предложения.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение  речевых высказываний.

Р: действие с учетом выделенных

учителем ориентиров.

К: учет различных точек зрений.

III.Постановка учебной задачи

Практич.: фронтальная работа

3 мин.

- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы сегодня  можем узнать на уроке?

- Давайте поставим цели

Отвечают на вопросы

- Окончание.

-«Формы слова. Окончания».

  1. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К: учет различных точек зрений.

IV.Открытие нового знания

Практический.: письменное упражнение

7 мин.

-Выполним упражнение 142 на с.79. Прочитайте.
Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нём менялось?

Формы слова                              Однокоренные слова

Осина                                            осина
осины                                            осинник
к осине                                          осиновый
про осину

1)Выделите корень

2)В словах какого столбика изменилось лексическое значение?
3)Чем отличаются слова 1-ого столбика

4)Чем отличаются слова второго столбика?

Итак, как же мы может отличить формы слова от однокоренных слов? Как образуются формы слова?

-Давайте прочитаем вывод на стр. 79 учебника.

- Прочитайте последнее предложение . Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи?

- Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?

   У разных народов бытовали легенды, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

Читают упражнение, отвечают на вопросы

-выделенные слова имеют одно лексическое значение, это слово обозначает дерево, в нем меняется окончание

Отвечают на вопросы

-в словах второго столбика

-только окончанием, лексическое значение не меняется

-кроме корня, появились другие части слова, которые внесли что-то новое в лексическое значение слова

-у формы слова не меняется лексическое значение, а у однокоренных слов оно меняется

-фразеологизм

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: полное списывание упражнения

7 мин.

Выполним упражнение 143 на стр. 79

Прочитайте упражнение, что нужно сделать?

Давайте разберём смысл данных пословиц.
Найдите в предложении формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть.

Давайте обратимся к разделу «Обрати внимание!»  на стр.80 Попробуем проанализировать правило. Какой вопрос вы можете задать к первому предложению?

А какой вопрос ко второму предложению до запятой?

И какой вопрос следует дальше?

- Что вы можете сказать про окончание?

(на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)

Окончание

-это….

-служит …

- Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (стр. 80)

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
-

Динамическая пауза

Выполняют упражнение

   

-как называется изменяемая часть слова? (окончание)

-что образуется при изменении этого же слова? (формы этого же слова)

-что остаётся прежним? (лексическое значение)

-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложениях

Читают правило

-потом что на него оканчивается слово

К.: контроль и самооценка

П.:структурирование знаний

К.: построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: орфографическое упражнение

7 мин.

Индивидуальная форма работы

- Прочитайте упр.144. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

Работаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

- Что изменялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

- Для чего служат окончания?

Читают упражнение

 Отвечают на вопросы

- Нет.  Слова не связаны по смыслу.

- Изменить форму слова.

- Окончания.

- Для связи слов в словосочетании.

П.:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

VII.Включение в систему знаний

Практический: орфографическое упражнение

3 мин.

Индивидуальная форма работы

-Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно

На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик

: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания.

2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.

Формы слова                       Однокоренные слова

                                               Берёзовый
к берёзе                                 подберёзовик          
берёзу                                   берёзонька
берёзы

П.: структурирование знаний

К.: построение речевого высказывания

П.:структурирование знаний

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесн.: ответы на вопросы

3 мин.

-Как отличаются формы слова от однокоренных слов?

Давайте с вами запишем ваше домашнее задание.
правило учить, с.80 упр.145 . Откройте учебник, прочитайте задание. Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию?

А теперь давайте подведем итоги. Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы

-у однокоренных слов лексическое значение разное, а у формы слов лексическое значение одно

Записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

П: осознанное построение речевого высказывания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Неопределенная форма глагола» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Неопределенная форма глагола»Цель урока: Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Устаревшие слова"(2 класс, УМК "Начальная школа 21 века").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений об устаревших словах, умения распознавать устаревшие слова в тексте.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опреде...