Главные вкладки

    технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Горбунова Ольга Владимировна

    Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
    Планируемые результаты
    Предметные:
    Знать:
    -отличительные признаки форм слова и окончаний.
    Уметь:
    -видеть различие формы слова и окончания;
    -изменение формы одного и того же слова.
    Личностные:
    -формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
    Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Планируемые результаты
    Предметные:
    Знать:
    -отличительные признаки форм слова и окончаний.
    Уметь:
    -видеть различие формы слова и окончания;
    -изменение формы одного и того же слова.
    Личностные:
    -формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
    Тип урока: открытие нового знания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx27.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тема: «Формы слова. Окончания».

    Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
    Планируемые результаты
    Предметные:
    Знать:
    -отличительные признаки форм слова и окончаний.
    Уметь:
    -видеть различие формы слова и окончания;
    -изменение формы одного и того же слова.

    Личностные:
    -формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
    Тип урока: открытие нового знания
    Оборудование:
    «Школа России» Русский язык 3 класс, I часть, Канакина В.П., Горецкий; учебная презентация.


    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределение к деятельности

    1 мин.

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

    Я тетрадочку открою

    И наклонно положу.

    Я, друзья, от вас не скрою –

    Ручку правильно держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я примусь.

    Приветствуют учителя

    Р.:самоорганизация

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Практический: орфографическое, каллиграфическое написание числа

    Практический: парная работа с деформированным текстом

    10 мин.

    Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради, отступив две строчки вниз, посередине записываем число (Двадцать третье октября), на следующей строчке (Классная работа)

    - У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили?

    Наш город

      Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город) ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи.

    - Что нужно сделать, чтобы предложения  были  понятными?

    Парная работа

    - Поработайте в парах  и  раскройте скобки.

    -Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению.

    - Почему возникла необходимость изменять часть слова  в конце?

    Слушают учителя.

    Записывают в тетрадь

    Работают в парах

    Отвечают на вопросы

    Города, к городу, за городом, о городе

    - Получился текст.

    - Чтобы был понятен смысл предложения.

    Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение  речевых высказываний.

    Р: действие с учетом выделенных

    учителем ориентиров.

    К: учет различных точек зрений.

    III.Постановка учебной задачи

    Практич.: фронтальная работа

    3 мин.

    - Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

    А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

    - Сформулируйте тему урока.

    - Что мы сегодня  можем узнать на уроке?

    - Давайте поставим цели

    Отвечают на вопросы

    - Окончание.

    -«Формы слова. Окончания».

    1. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов

    Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

    К: учет различных точек зрений.

    IV.Открытие нового знания

    Практический.: письменное упражнение

    7 мин.

    -Выполним упражнение 142 на с.79. Прочитайте.
    Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нём менялось?

    Формы слова                              Однокоренные слова

    Осина                                            осина
    осины                                            осинник
    к осине                                          осиновый
    про осину

    1)Выделите корень

    2)В словах какого столбика изменилось лексическое значение?
    3)Чем отличаются слова 1-ого столбика

    4)Чем отличаются слова второго столбика?

    Итак, как же мы может отличить формы слова от однокоренных слов? Как образуются формы слова?

    -Давайте прочитаем вывод на стр. 79 учебника.

    - Прочитайте последнее предложение . Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи?

    - Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?

       У разных народов бытовали легенды, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

    Читают упражнение, отвечают на вопросы

    -выделенные слова имеют одно лексическое значение, это слово обозначает дерево, в нем меняется окончание

    Отвечают на вопросы

    -в словах второго столбика

    -только окончанием, лексическое значение не меняется

    -кроме корня, появились другие части слова, которые внесли что-то новое в лексическое значение слова

    -у формы слова не меняется лексическое значение, а у однокоренных слов оно меняется

    -фразеологизм

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Практический: полное списывание упражнения

    7 мин.

    Выполним упражнение 143 на стр. 79

    Прочитайте упражнение, что нужно сделать?

    Давайте разберём смысл данных пословиц.
    Найдите в предложении формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть.

    Давайте обратимся к разделу «Обрати внимание!»  на стр.80 Попробуем проанализировать правило. Какой вопрос вы можете задать к первому предложению?

    А какой вопрос ко второму предложению до запятой?

    И какой вопрос следует дальше?

    - Что вы можете сказать про окончание?

    (на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)

    Окончание

    -это….

    -служит …

    - Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (стр. 80)

    - Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
    -

    Динамическая пауза

    Выполняют упражнение

       

    -как называется изменяемая часть слова? (окончание)

    -что образуется при изменении этого же слова? (формы этого же слова)

    -что остаётся прежним? (лексическое значение)

    -это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложениях

    Читают правило

    -потом что на него оканчивается слово

    К.: контроль и самооценка

    П.:структурирование знаний

    К.: построение речевого высказывания

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практич.: орфографическое упражнение

    7 мин.

    Индивидуальная форма работы

    - Прочитайте упр.144. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

    - Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

    Работаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

    - Что изменялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

    - Для чего служат окончания?

    Читают упражнение

     Отвечают на вопросы

    - Нет.  Слова не связаны по смыслу.

    - Изменить форму слова.

    - Окончания.

    - Для связи слов в словосочетании.

    П.:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

    VII.Включение в систему знаний

    Практический: орфографическое упражнение

    3 мин.

    Индивидуальная форма работы

    -Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно

    На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик

    : 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания.

    2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.

    Формы слова                       Однокоренные слова

                                                   Берёзовый
    к берёзе                                 подберёзовик          
    берёзу                                   берёзонька
    берёзы

    П.: структурирование знаний

    К.: построение речевого высказывания

    П.:структурирование знаний

    К.: планирование учебного сотрудничества с учителем

    VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

    Словесн.: ответы на вопросы

    3 мин.

    -Как отличаются формы слова от однокоренных слов?

    Давайте с вами запишем ваше домашнее задание.
    правило учить, с.80 упр.145 . Откройте учебник, прочитайте задание. Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию?

    А теперь давайте подведем итоги. Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить?

    Отвечают на вопросы

    -у однокоренных слов лексическое значение разное, а у формы слов лексическое значение одно

    Записывают домашнее задание

    Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

    П: осознанное построение речевого высказывания



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка «Неопределенная форма глагола» 3 класс

    Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Неопределенная форма глагола»Цель урока: Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке.Планируемые результаты:·...

    Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

    Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

    Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

    технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

    Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

    Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)

    В основе урока русского языка - проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)...