План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гордиенко София Романовна

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordienko_sofiya_31-shk._plan-konspekt_leksikologiya.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 42-47)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Слово и его значение»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о лексическом значении слова.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о лексическом значении слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания;    строит  логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и  обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умеют правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения;  использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Романовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложения.

О: Собирают предложения.

У: - Какие предложения у вас получилась?

О: - Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Любой язык состоит из слов. Русский язык богат словами.

У: - Как вы понимаете эти предложения?

О: - Словами можно назвать то, что мы видим вокруг себя. Слов в русском языке много.

У: - Молодцы! Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

О: - О словах.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)

2.Минутка чистописания        

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н

У: - Какая буква встречается чаще всего?

О: - «эр».

У:- Какие звуки обозначает эта буква?

О: [р], [р`]

У:- Охарактеризуйте звук [р]

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения  этой буквой  с другими буквами.

3.Словарно – орфографическая работа. Работа по карточкам.

У: - Ребята, отгадайте слово.

1) Первый слог - первый слог в слове яма. (Я).

2) Второй слог - первый слог в слове город. (ГО).

3) Третий слог - четвертый слог в слове огороды. (ДЫ).

(Ягоды).

У:  - Какое слово у вас получилось?

О:- Ягоды.

У: - Верно! Запишите это слово себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

 Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии в таблице на доске).

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Разгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему нашего урока.

(Учитель читает толкование из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально).

  1. Группа учащихся средней школы, проходящих в течении года совместно одну общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс)
  2. Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце)
  3. Плод, который употребляется в пищу в свежем виде. (Яблоко)
  4. Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуйте)
  5. Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня)

hello_html_4028a6e7.png

Ключевое слово: слово.

У: - Мы начинаем изучение нового раздела, откройте содержание учебника, прочитайте, как он называется?

О: - Раздел называется «Слова, слова, слова …»

У: - Верно! Перейдите на страницу главы и прочитайте, чему мы будем учиться в новом разделе?

О: - Читают.

У: - Как звучит тема урока?

О: - Тема: «Слово и его значение».

IV. Открытие новых умений, знаний.

Игра «Отгадай слово»

У: - Предлагаю вам сыграть  в игру. Я загадываю слово, описываю его, вам необходимо отгадать слово. Отвечаем по поднятой руке.

- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках.

О: - Лиса.

У: - Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко.

О: - Корова. 

У: - Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. 

О: - Сорока.

У: - А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

О: - Описывают, загадывают, называют слова.

У: - Что вы делали, когда загадывали слово?

О: - Говорили, что оно обозначает.

У: - Какой же можно сделать вывод?

О: - У каждого слова есть значение.

У: - Прочтите правило в желтой рамке на странице 43.

О: - Читают правило.

У: - Как вы поняли, что такое лексическое значение слова?

О: - То, что слово обозначает.

У: - Верно!

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 44 и прочитайте упражнение 51. Прочитайте задание.

О: - Читают задание.

У: - Как вы понимаете задание?

О: - Объясняют, как поняли задание.

У: - В учебнике помещен толковый словарь. Как вы думаете, почему он так называется?

О: - Высказывают предположения.

У: - Ребята, толковый словарь – это словарь, в котором дaeтcя oбъяcнeниe знaчeний cлoв, их толкование. Bce пpeдcтaвлeнныe в нeм cлoвa cтoят в aлфaвитнoм пopядкe. В нашем учебнике тоже  есть толковый словарь - он помогает правильно понять лексическое значение слов.

- Определите по толковому словарю на странице 138-140 значение слова шоссе, кто первый найдет, прочитает его.

О: - Читают значение слова шоссе.

У: - Молодцы! Все справились с заданием.

Работа с учебником

У: - А теперь будем выполнять упражнение 53 на странице 45. Прочитайте задание.

У: - Прочитайте, что обозначают выделенные слова.

О: - Болото - это водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква - болотная кислая ягода. Мох - невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка - небольшое мягкое возвышение из мха.

У: - Спишите первые два предложения. Подчеркни в них главные члены предложения.

О: - Списывают предложения, подчеркивают главные члены предложения.

(Взаимопроверка).

У: - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если задание выполнено верно, то ставим +, если не верно, ставим -.

У: - Назовите грамматическую основу в первом и втором предложении.

О: - В первом предложении: клюква поспела. Во втором: ягоды лежат.

У: - Верно! Обменяйтесь обратно тетрадями. Посмотрим, все ли справились с заданием. Поднимите руки те, у кого все правильно?

О: - Молодцы!

У: - Все остальные не расстраиваемся, в следующий раз у вас все получится!

(Критерии в таблице на доске).

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: - Итак, ребята, проверим, что вы усвоили сегодня на уроке. Я раздам вам карточки с заданиями, вам необходимо самостоятельно их выполнить.

Задание 1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.

Вариант 1

Звери: __________________

Насекомые: __________________

Птицы: __________________

Вариант 2

Времена года: __________________

Месяцы: __________________

Явления природы: __________________      

Задание 2. Найти «лишнее» слово.

Вариант 1

Тополь, ель, роза, берёза.

Опята, оса, груздь, сыроежка.

Вариант 2

Журавль, жук, соловей, жаворонок.

Молоток, портфель, пила, топор.

(Самопроверка)

У: - Проверим, справились вы с заданиями или нет. Сравните свои ответы с ответами на доске.

О: - Молодцы! Задания выполнили верно! 

(Критерии в таблице на доске).

Работа в паре

У: - Я предлагаю вам поработать в парах.  Для начала вспомним правила работы в паре.

О: - 1) Работать вместе.

2)Советоваться друг с другом.

3) Не перебивать друг друга.

4) Не мешать другим.

У: - У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. 

Задание.

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой - (какой?)…

баловаться

Любящий трудиться, усердный - (какой?)…

ленивый

Вести себя безобразно - (что делать?)…

пожилой

Человек, который ничего не хочет делать - (какой?)…

трудолюбивый

Очень весёлый человек - (какой?)…

жизнерадостный

О: -  Выполняют задания.

У: - Выполняем самопроверку. Я читаю правильные ответы, вы ставите + и -.  Выставляем себе отметку.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии в таблице на доске).

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомнили, познакомились, узнали, учились.

У: - Положите перед собой свои карточки для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.

Продолжите предложения:

1)Материал урока был…..

2)Урок помог мне….

3)Для меня было сложным….

4)Урок показался мне….

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания 

 Страница 48 упражнение 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс

УМК "Перспектива". Презентация к уроку....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка «Слово и его значение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Слово и  его значение»Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Планируемые р...

Конспект урока русского языка "Слово и его значение" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с лексическим значением слова;2. ...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...