Конспект урока русского языка "Слово и его значение" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Устинова Ульяна Владимировна

Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение понятия «слово» и как находить значение слова.

Уметь отличать слово от простого сочетания букв.

 

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить высказывание и аргументирование своей точки зрения.            

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» 4 класс, в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25.09.2020

                                                      ФИО учителя: Копотева Л.И.

Школа: 104

                                                         ФИ студента: Устинова Ульяна

Класс: 4Б

                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 206

                                                  Подпись:_____________

Конспект урока русского языка

Тема: «Слово и его значение»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение понятия «слово» и как находить значение слова.

Уметь отличать слово от простого сочетания букв.

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить высказывание и аргументирование своей точки зрения.        

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» 4 класс, в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж:

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Словесный метод: слово учителя

Психологический настрой.

Рассказ, объяснение(инструктирование).

1 мин

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ульяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Рада всех видеть, садитесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

повернитесь к соседу, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь.

- Чтобы урок получился продуктивным, вы будете сами себя оценивать, на столах у каждого из вас есть карта самооценивания. Карта самооценивания нужна нам для того, чтобы понять, как вы освоили материал. В конце урока мы подведем итог. Если вы выполнили задание правильно без ошибок, то ставите себе в карту 2 бала, если у вас есть ошибки 1 бал.

Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию.

Р: целеполагание.

П: структурирование знаний.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: 

рассказ, объяснение(инструктирование)

Наглядный метод:

Демонстрация слайда

Практический метод:

Работа со слайдом

Проблемная ситуация.

4-5 мин

- Предлагаю наш урок начать с повторения.

- Ребята, давайте вспомним правила посадки во время письма. Нужно сидеть прямо, поставив на пол обе ноги, между тобой и партой должен вмещаться кулачок. Ручку мы держим правильно, покажите как.

- Одной рукой мы пишем, а второй мы держим тетрадь.

- Но сначала давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классную работу (25 сентября).

- Посмотрите на слайд.  Перед вами 3 предложения.

  1. Миша вышел погулять на улицу.
  2. Весеннее солнце.
  3. Крепко спит колючий еж.  

- Кто может мне сказать, что из этого является словосочетанием?

- А что такое словосочетание?

- Давайте проверим, правильно вы назвали или нет. Посмотрите на слайд.

- Ребята, а вы знаете, что такое слово и какие значения оно имеет?

- Хотите узнать, что же такое слово?

Показывают, как нужно держать ручку.

Записывают в тетради число и классную работу.

Воспринимают информацию.

 

- Второе – словосочетание.

- Словосочетание – сочетание двух слов по смыслу.

Воспринимают информацию.

- Не знаем.

- Да.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический: подводящий диалог, формулирование темы и цели.

Словесный:

Составление плана

4-5 мин

- Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- А кто может назвать цель нашего урока?

- Давайте познакомимся с планом нашего урока.

План урока:

  1. Узнать определение понятия  «слово» и какую роль оно играет в общении.
  2. Научиться определять значение слова (по словарю)
  3. Научиться работать со словарем.

 - Слово и его значение.

- Познакомиться с определением «слово», узнать какую роль оно играет в общении и как узнать значение слова.

Л: самоопределение.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: структурирование.

Р: составление плана и последовательности действий.

  1. Открытие нового знания.

Объяснительно-иллюстративный: получение знаний учащимися на основе рассказа учителя и работы с учебником, слайдом.

Наглядный метод:

Демонстрация слайда

Словесный: беседа

Словесный:

работа с учебником, анализ изученного материала.

7-8 мин

- Давайте откроем учебник на странице 81 и найдем упражнение 129. Кто может прочитать задание?

- Один человек читает слова первого известного писателя        Т. Шмелёва.

- Что вы только прочитали, о чем говорится в данных словах?

- Другой человек читает слова второго известного писателя К. Паустовского.

- Как вы понимаете слова Паустовского?

— Вот, вы прочитали высказывания двух известных людей, скажите, что же такое слово?

- Давайте посмотрим на слайд и прочитаем определение.

Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов.

- Как вы поняли это определение?

- Верно.

- Кто-нибудь догадался, что же такое значение слова?

- Правильно.

- Значение слова, это и есть его понятие.

- А где мы можем посмотреть и узнать значения слов?

- Верно, а сейчас вам надо будет записать эти выражения. 1 вариант записывает слова Шмелёва, второй вариант – слова Паустовского.

- Давайте откроем страницу 82 и найдем слова Самоварова, прочитайте их про себя.

- Что вы поняли?

- Ребята, посмотрите на слайд, перед вами фотографии словарей Ожегова и Даля.

- Читают задание.

-Читает 1 абзац.

- Говорится о том, что слово нужно для того, чтобы дать имя всему, что окружает нас.

- Читает 2 абзац.

-Для любой вещи или живого существа есть свое слово, которое будет описывать, либо животного, либо вещи.

Записывают по вариантам.

- Слово – помощник для описания того, что нас окружает.  

- Слово служит для именования предметов.

- Определение слова.

- В интернете, в словарях.

- Что значения слов можно найти или уточнить в словарях Ожегова и Даля.

П: анализ, синтез

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический:

выполнение упражнения

Словесный:

диалог с учителем

4-5 мин

- Перейдем к упражнению 130, на странице 81.

- Кто может рассказать, о чем говорится в задании?

- Давайте прочитаем первое предложение.

«Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошел продавать на базар

- Ребята, что в этом предложении не так?

- Спишите первое предложение. Скажите, почему слово Медведь написано прописной буквой?

- Давайте подчеркнем слова коробов и базар. Знаете ли вы значения этих слов?

- А хотите узнать?

- Давайте поработаем со словарем Ожегова. И найдем значения этих слов.

СЛОВАРЬ Ожегова:

КОРОБ, -а, мн. -а, -ов, м. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки че-го-н. * С три короба насказать (нагородить) (разг. ирон.) -наговорить много со- мнительного, такого, чему нельзя верить. II уменьш. коробок, -бка, м.

БАЗАР, -а,м. 1. Место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таком месте.

 - Являются ли родственными слова короб – коробка – коробочка?

- А почему? Докажите.

- Товар – товарный – растоварец?

- Перевернем страницу на 82. В самом начале написано: В каком значении в тексте употреблено слово грош?

1. Старинная монета в полкопейки. (Ни гроша нет).

2. Очень низкая цена (Продам за грош.)

 - Итак, ребята, на основе этого упражнения можно сделать какой вывод?

- Значение слов можно найти в словаре.

 

- Про нахождение значений слов в словарях.

- Есть выделенные слова.

- Потому что это название имени собственного.

- Нет.

- Да.

Воспринимают информацию.

Да.

- В втором значении, так как говорится об очень низкой цене.

- Значения слов можно найти в словарях.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Самостоятельная работа и самопроверка.

Практический:

выполнение упражнения

4-5 мин

- Давайте напишем сейчас самостоятельную работу, чтобы узнать, как вы хорошо усвоили материал. Закрываем учебники, на столах лежат карточки. Вам нужно будет соотнести слова в первом столбике со значениями во втором столбике.

Короб

Изделие для носки или укладки чего-нибудь.

Грош

Очень низкая цена.

Базар

Место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таком месте.

- Давайте проверим, правильно вы решили задание или нет. Обменяйтесь листочками с соседом и сверьтесь с эталоном.

- Те, кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе в лист самооценивания 2 бала, а кто допустил ошибки 1 бал.

По сложности и креативности.

- Сейчас вам нужно будет выполнить еще одно задание. На карточке, в которой вы выполняли самостоятельную работу даны слова: «Короб», «Грош», «Базар». Вам нужно будет написать текст из 5 предложений. Главное, чтобы были использованы эти слова.

 Выполняют задание.

- Сверяются с эталоном.

Проводят самооценку.

Составляют текст.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

  1. Включение в систему знаний.

Словесный: подводящий диалог.

Практический:

Выполнение упражнения.

Словесный:

 беседа с учителем насчет упражнения.

Практический: выполнение задания.

3-4 мин

По креативности

- Посмотрите на слайд, перед вами упражнение. Вам нужно будет в парах составить диалог на тему «Путешествие, о котором я мечтаю», используя всего 10 слов. Подготовьте его устно.

- Посмотрите на слайд, я придумала такой диалог.

- Привет!

- Привет!

- Куда ездил?

- На море.

- Понравилось?

- Да.

- Пока!

- Пока!

- Вам нужно будет придумать другой диалог, опираясь на мой пример.

- Сумели ли вы точно и образно выразить свои мысли?

- А почему не сумели?

- У кого получилось, зачитайте нам ваши диалоги.

- У кого получился диалог, поставьте себе в карту самооценивания 2 бала, у кого не получилось 1 бал.

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения с пропущенными словами. Вам нужно прочитать эти предложения и назвать пропущенное слово. По значению узнать слово.

1. Сентябрь – первый месяц осени.

2. Воробей – маленькая птичка с коричнево-серым оперением.

3. Лиса – хитрое животное с рыжей шерстью.

 Выполняют задание.

- Да/Нет, не совсем.

- Не хватило слов, получалось больше 10.  

Рассказывают диалог.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщение

Аналитический:

ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности

2-3 мин

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Давайте вернемся к плану.

План урока:

  1. Узнать определение понятие «слово» и какую роль оно играет в общении.
  2.  Научиться определять значение слов.
  3. Научиться работать со словарем

- Посмотрите и скажите, все мы пункты с вами выполнили?

- Тогда поставьте в карту самооценивания 2 бала.  

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?

- Какая была тема урока?

- Какие цели урока?

- Давайте подведем итог, посчитайте количество балов, которые у вас в карте успеха. Поднимите руки те, у кого все 6 балов, а у кого 5 балов? У кого 4 бала?

-Что вам понравилось на уроке? А что не понравилось?

-Спасибо за урок, вы все хорошо работали. До свидания.

Воспринимают информацию.

- Да.

- С определением слова и его значением.  

- Слово и его значение.

- Познакомиться с определением «слово», узнать какую роль оно играет в общении и как узнать значение слова.

Л: самоанализ.

Р: оценка результатов работы.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...