План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Шестопалова Елена Геннадьевна

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

1..Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Прозвенел звонок, начинаем урок.

Проверьте, вы готовы к уроку? Садитесь.

Если путь твой к познанию мира ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

                                
Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя?   …..    Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно.

Наш урок пройдёт в форме игры - исследования. Вы поделены на три команды. За  задания, которые выбудете выполнять в команде, вы будете получать солнышко.

Давайте откроем тетради и запишем число, 

2.Словарная работа.

Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми руками.

ш..к..лад, ш..рох, ч..рный, могуч(?), дремуч(?), луч(?), молодёж(?).

Какое задание предлагает выполнить Солнышко? Как вы думаете?

(Вставить пропущенные буквы, если нужно, объяснить их написание)   Каждая команда должна объяснить правописание четырёх слов. При проверке учитель задаёт вопрос:- Что у вас? –А что у вас? 

- Запишите эти слова в тетрадь.

1)- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

- Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

)Определите часть речи слов-близнецов. Каждой команде на карточке выдается по 2 предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)-предложение для пояснения.

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)


В углу раздался детский плач.
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

задание найти слова учёных о глаголе. 

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Физ- пауза:

 Игра на внимание. (Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное должны присесть, если глагол, то должны ходить шагом). 
Лопата, кричать, синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок, читать. 

3.Актуализация знаний. (солнышки)
- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе. 
1)Что такое глагол?(открывается буква) 
2)Что обозначает глагол? 
3)На какие вопросы отвечает глагол?  
4)Чем в предложении является глагол? 
5)Как изменяется глагол? 
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? 



4.Постановка учебной задачи. 
1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать? 


Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года) 


В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками» 


2)Фонетический разбор: 
Произведём фонетический разбор слова время. 
Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога 
В-[в]-согл., тверд., зв.,парн. 
Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн. 
Е-[э]-гл., ударн. 
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн. 
Я-[а]-гл., безуд. 
5б. 5 зв. 


5.Новая тема: 
-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. 

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.


-Тема нашего урока- Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

2)Работа с пословицами.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части. Каждой команде по две пословицы. 

Труд кормит поговорим ладком

Смелый находит тот много знает

Сядем рядком лень портит

Терпенье и труд робкий теряет

Кто много видел и слышал всё перетрут

Добрая слава лежит, а плохая бежит.

Саша – настоящее (найди в учебнике правило , прочитай, запомни) ,

 Витя – будущее(найди в учебнике правило , прочитай,запомни),

Артем – прошедшее(найди в учебнике правило , прочитай, запомни)




Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика (задание выполняется на доске).

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И
горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Тест.

  1. Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  2. С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  3. Укажи глаголы 1 спряжения. а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  4. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, - ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, - ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 – г). Самооценка

  1. Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
  2. Итог урока.

Доскажите предложения:

Урок:

  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

Рассказ «Птицы». Напишите несколько предложений о своей любимой птице, используя глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"

Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект к уроку английского языка для 2-го класса "Family"

План-конспект урока английского языка к учебнику "Spotlight" для 2-го классаТема: "Family"...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола"

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...