Главные вкладки

    Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
    план-конспект урока по русскому языку

    Синьшинова Маргарита Эдуардовна

    Тип урока: открытие  новых знаний

    в соответствии с фгос 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strochnaya_ya.rar1.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  к уроку русского языка в 1  классе по теме:

     «Строчная и заглавная буква  Яя»

    Тип урока: открытие  новых знаний

    Тема урока        

    Строчная и заглавная буква Яя

    Тип урока        

    Открытие новых знаний (ОНЗ)

    Цель

    Способствовать формированию у школьников четкого образа строчной буквы «я», и заглавной буквы «Я»

    Планируемый

    результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Учиться правильному написанию строчной и заглавной буквы «Яя», её соединению с другими буквами;

    Развивать речь и мышление;

    Совершенствовать каллиграфические умения; орфографический навык.

    Предметные:

    научатся:

    - писать заглавную и прописную букву Яя;

    - анализировать элементы строчной буквы;

    - определять количество слогов в слове;

    - классифицировать слова по количеству в них слогов;

    - самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

    получать возможность научиться:

    - наблюдать над слоговой структурой различных слов;

    - анализировать модели слов;

    - сопоставлять их по количеству слогов;

    Метапредметные

    Регулятивные:

    - удерживание цели деятельности до получения ее результата;

    - планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

    Познавательные:

    - воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

    - сравнение различных объектов: сопоставление;

    - выделение общего и частного (существенное и несущественное);

    - обсуждение проблемных вопросов;

    Коммуникативные:

    - составление небольших устных монологических высказываний, убедительное доказательство.

    Личностные:

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Основные понятия

    Прописная и строчная буква «Яя»

    Межпредметные связи

    Русский язык – развитие речи.

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные

    Горецкий В.Г. Прописи Часть 2

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка « Правописание строчной и заглавной буквы Яя».

    Организация пространства

    Частично – поисковый, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

    СЦЕНАРИЙ (ХОД)  УРОКА

    Этапы урока

    Деятельность учителя (учащихся)

    Формируемые УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Включение в деловой ритм.

    Устное сообщение учителя.

     -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок обучения грамоте буду вести  у вас я. (Дети: Здравствуйте)

    - Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? (Дети: Проверяют свою готовность к уроку)

    - Книга, тетрадь, пенал.

    -Ответить хочешь - не шуми,

    А только руку подними.

    Учитель спросит - надо встать,

    Когда позволит сесть- то сядь.

    Ты сиди за партой стройно

    И веди себя достойно.

    На уроке ты сиди,

    Не стучи и не кричи.

    На уроках не болтай,

    Как говорящий попугай.

    Личностные

    Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

    Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

    Регулятивные

    Оценивать весомость приводимых доказательств, рассуждений.

    2.Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    -Посмотрите на экран давайте соотнесем печатные буквы с прописными буквами.

    - Какая буква осталась без пары (Дети: Буква я)

    - Правильно, а сейчас послушайте стихотворение:

    - А вы знаете какая как пишется заглавная и строчная буква «Я» ? (Дети: Нет)

    - Так как вы думаете какую букву мы будем учиться писать? (Дети: Заглавная и строчная буква Я)

    Верно, рябят!

    Личностные

    Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

    Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач;

    Регулятивные

    Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные

    Выявлять известное и неизвестное.

    Коммуникативные

    Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).

    3. Постановка учебной задачи

    -Послушайте стихотворение про букву Я:

    Як - лохматый горный бык.

    Я к нему уже привык.

    Ясным утром января

    Як привёз нам букву "Я"!

    Сколько Ягод! Сколько Яблок!

    Ясно всё! Приплыл кораблик.

    Мы приехали, друзьЯ,

    Нас встречает буква Я.

    Каждый знает: буква Я

    Самая хвастливая

    Куча яблок на прилавке...

    И заметил, я друзья:

    Если б яблоку две лапки,

    Сразу б вышла буква Я.

    Я – это Я, а кто ж ещё

    На брата так похож?

    Он Ябедой зовёт меня,

    Обидно – ну и что ж!

    Всем на свете буква Я

    Доложить готова:

    — А вы знаете, кто я?

    Вы не знаете, кто я

    Я не только буква Я —

    Буква,

    Слог

    И слово!

    Я — бродяга с рюкзаком,

    Путешествует пешком.

    Буква Я

    Всегда была

    Всем и каждому мила,

    Но советуем, друзья,

    Помнить место

    Буквы Я!

    - Какое место занимает буква я в алфавите? Почему в стихотворении сказано что  это не только буква но и слова?

    - А сколько звуков может обозначать буква я? Откройте прописи на странице 20, кто изображен в верхней части?

    - Что держит девочка?

    - Какие первые два звука слышаться в слове яблоко?

    - Какой буквой обозначаются эти звуки?

    _ Значит когда буква я обозначает два звука, когда стоит… в начале слова.

    - А сколько звуков обозначает буква я в слове «мяч»? Потому что стоит после согласной.

    - Перед  тем как начнем писать, давайте разомнем  наши ручки

    Личностные

    Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

    Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

    ФИЗМИНУТКА

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    -Посмотрите на строчную букву я и скажите из каких элементов она состоит? (Дети: Длинная наклонная прямая с небольшим закруглением внизу, и овалом вверху, и длинная наклонная прямая с закруглением вправо внизу вверх

    - Обведите элементы по тонким линиям. Первый элемент пишем снизу вверх (Я показываю на доске). Второй элемент сверху вниз ( Я показы на доске)

    -Обведите узоры на увеличенной рабочей строке по тонким линиям.

    - Ребята, а сейчас посмотрите,  как пишется строчная  буква я.

    ( Показ по диску).

    -Давайте вместе со мной в воздухе напишем эту букву.

    - Сейчас, давайте пропишем нашу букву. Посмотрите, на доску.

    Я показываю на доске.

    - Ставим точку над нижней линией рабочей строки, ведем небольшое закругление вправо и вверх- короткую наклонную прямую. не доходя до верхней линии пишем закругления влево до верхней линии и  вниз пишем полуовал до середины рабочей строки, не отрывая руки ведем соединительную линию до верхней линии рабочей строки, и вниз по написанному ведем короткую наклонную прямую с закругление вправо до середины рабочей строки.

    - А теперь, ребята попробуйте написать по тонким линиям  строчную букву я.  Рядом самостоятельно напишите 5 таких букв.

    - Ребята, не забывайте. Мы с вами работаем не на скорость, а на правильность и аккуратность.

    - Сядьте правильно, ноги опустите вниз; спина прямая; тетрадь лежит под наклоном; пишем аккуратно и красиво.

    - Ребята, а сейчас поменяйтесь с прописями со своим соседом по парте, и выберете у него букву которая написанна правильнее всего, обведите её карандашом

    - Молодцы, дети!

    Личностные

    Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенному к учащемуся.

    Регулятивные

    Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

    Коммуникативные

    Анализировать и исправлять деформированный текст: дополнять, восстанавливать логику изложения; Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

    5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

    - Ребят, посмотрите на следующую рабочую строку,  прочитайте слово (Дети: Яма)

    - Сколько слогов в слове?  (Дети: Два).  (Я помогаю проговаривать  я-ма).

    - На какой слог падает ударение? (Дети: На первый).  ( Я помогаю проговаривать  я-ма).

    - Посмотрите на схему, из скольких звуков состоит 1 слог? Какой  буквой обозначается? Почему буква я в этом слове обозначает два звука? (Потому что буква я  написана в начале слова)

    - Запишите слово яма рядом. Обратите внимание буква «Я» с буквой «М» нижнее соединение. (Я пишу на доске)

    - Прочитайте слово, которое записано на  следующей рабочей строке (Дети: Яблони)

    - Сколько слогов в слове? ( Дети: 3 слога)

    - На какой слог падает ударение? (Дети: На первый)

    - Сколько звуков  обозначает буква я в этом слове? (Дети: Два слога)

    - Запишите рядом слово яблони, буква «Я» с буквой  «Б» среднее соединение.

    -Посмотрите на следующую рабочую строку,  что на ней записано? (Дети: Предложение). А почему вы решили, что это предложение? (Дети:  Так как написано с заглавной буквы и в конце предложения стоит точка). Верно!

    - Прочитайте предложение, дополнив его нужным словом.

    - Какое слово обозначает схема  (Дети: Слово яблони)

    - Сколько слов в этом предложение? (Дети: 4 слова)

    -На следующей рабочей строке спишите это предложение, дописав его словом яблони.

    Регулятивные

    Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений «ложно, истинно»

    Познавательные

    Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

    Коммуникативные

    Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

    ФИЗМИНУТКА

    6. Обобщение новых знаний

    -Теперь посмотрите  на страничку 21.  Какая буква записана? (Дети: Заглавная буква я)

    - Из скольких элементов она состоит? (Дети: Из двух).

    - Сравните ее со строчной буквой. Чем они отличаются?  (У заглавной  буквы-длинная наклонная прямая)

    - Обведите элементы по тонким линиям.

    - Обведите узоры.

    -Сконструируйте заглавную букву из элементов на доске, выбрав нужные элементы.

    -  - Ребята, а сейчас посмотрите,  как пишется заглавная буква Я.

    ( Показ по диску).

    - Сейчас, посмотрите, как я буду ее писать букву. Посмотрите, на доску. (Ставим точку над нижней линией рабочей строки, ведем небольшое закругление влево и вверх-длинную наклонную прямую. Не доходя  до верхней линии, пишем закругление влево и вниз-полуовал до верхней линии рабочей строки. Ведем соединительную линию вверх до пунктирной линии и вниз- длинную накл. прямую с закруглением вправо до середины рабочей строки.)

    Я показываю на доске.

    - А теперь, ребята попробуйте прописать  заглавную букву Я по тонким линиям в ваших прописях. Рядом напишите еще 5  букв самостоятельно.

    Личностные

    Воспринимать речь учителя.

    Познавательные

    Строить модель с учетом их художественной специфики.

    Анализировать и исправлять  деформированный текст: находить ошибки, восстанавливать логику изложения.

    7. Включение в систему знаний

    - Посмотрите на схему, которая находится на следующей рабочей строке. К какому слову подходит эта схема? (Дети: Ян). Сколько звуков обозначает буква –Я? Почему?

    -Запишите это слово рядом. Буквы «Я» и «н» соединены верхним соединением. (Я пишу на доске)

    - Прочитайте следующее слово (Дети: Яна) Запишите слово рядом. Буквы «Я» и «а», обратите внимание соединяются верхним соединением.

    - Что обозначают это два слова? (Дети: Ян- имя мальчика, Яна- имя девочки)

    - Посмотрите на следующую рабочую строку. Что записано на ней? (Дети: Предложение). Давайте прочитаем это предложение. Сколько слов в предложение? (Дети: 6 слов)

    - кого обычно называют братом и сестрой? (Дети: Мальчика и девочку у которых одна мама)

    - Рядом запишите это предложение. Начинаем писать с         заглавной буквы и в конце не забудьте поставить точку.

    Коммуникативные

    Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

    Личностные

    Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенному к учащемуся

    8. Подведение итогов

    - Ребята, кто скажет, с какой новой буквой  мы познакомились на сегодняшнем уроке?(Дети: С заглавной и строчной буквой Яя)

    - Чему учились? (Дети: Учились правильно писать строчную и заглавную букву Яя)

    Личностные

    Воспринимать речь учителя.

    9.  Рефлексия

    - Посмотрите на картинки, которые изображены на экране. Выберете ту которая соответствует вашему настроению. (Дети:  Выбирают понравившуюся картинки, и обосновывают свой выбор). Уберите прописи в портфели. Приготовьтесь к след уроку.

    -Ребята, встаньте. Наш урок подошел к концу. До Свидания! (Дети: До свидания)

    Регулятивные

    Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

    Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

    Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

    Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

    Технологическая карта + план конспект к уроку "Ломанная линия"

    План конспект в 1 классе в соответствие с фгос  "Ломанная линия"...

    Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"

    План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...