Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
план-конспект урока по русскому языку

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

Тип урока: открытие  новых знаний

в соответствии с фгос 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strochnaya_ya.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку русского языка в 1  классе по теме:

 «Строчная и заглавная буква  Яя»

Тип урока: открытие  новых знаний

Тема урока        

Строчная и заглавная буква Яя

Тип урока        

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

Способствовать формированию у школьников четкого образа строчной буквы «я», и заглавной буквы «Я»

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Учиться правильному написанию строчной и заглавной буквы «Яя», её соединению с другими буквами;

Развивать речь и мышление;

Совершенствовать каллиграфические умения; орфографический навык.

Предметные:

научатся:

- писать заглавную и прописную букву Яя;

- анализировать элементы строчной буквы;

- определять количество слогов в слове;

- классифицировать слова по количеству в них слогов;

- самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получать возможность научиться:

- наблюдать над слоговой структурой различных слов;

- анализировать модели слов;

- сопоставлять их по количеству слогов;

Метапредметные

Регулятивные:

- удерживание цели деятельности до получения ее результата;

- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

Познавательные:

- воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

- сравнение различных объектов: сопоставление;

- выделение общего и частного (существенное и несущественное);

- обсуждение проблемных вопросов;

Коммуникативные:

- составление небольших устных монологических высказываний, убедительное доказательство.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Основные понятия

Прописная и строчная буква «Яя»

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Горецкий В.Г. Прописи Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка « Правописание строчной и заглавной буквы Яя».

Организация пространства

Частично – поисковый, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

СЦЕНАРИЙ (ХОД)  УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

 -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок обучения грамоте буду вести  у вас я. (Дети: Здравствуйте)

- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? (Дети: Проверяют свою готовность к уроку)

- Книга, тетрадь, пенал.

-Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

Когда позволит сесть- то сядь.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке ты сиди,

Не стучи и не кричи.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

Личностные

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

Регулятивные

Оценивать весомость приводимых доказательств, рассуждений.

2.Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

-Посмотрите на экран давайте соотнесем печатные буквы с прописными буквами.

- Какая буква осталась без пары (Дети: Буква я)

- Правильно, а сейчас послушайте стихотворение:

- А вы знаете какая как пишется заглавная и строчная буква «Я» ? (Дети: Нет)

- Так как вы думаете какую букву мы будем учиться писать? (Дети: Заглавная и строчная буква Я)

Верно, рябят!

Личностные

Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, причины неудач;

Регулятивные

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные

Выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).

3. Постановка учебной задачи

-Послушайте стихотворение про букву Я:

Як - лохматый горный бык.

Я к нему уже привык.

Ясным утром января

Як привёз нам букву "Я"!

Сколько Ягод! Сколько Яблок!

Ясно всё! Приплыл кораблик.

Мы приехали, друзьЯ,

Нас встречает буква Я.

Каждый знает: буква Я

Самая хвастливая

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Я – это Я, а кто ж ещё

На брата так похож?

Он Ябедой зовёт меня,

Обидно – ну и что ж!

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

— А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я

Я не только буква Я —

Буква,

Слог

И слово!

Я — бродяга с рюкзаком,

Путешествует пешком.

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я!

- Какое место занимает буква я в алфавите? Почему в стихотворении сказано что  это не только буква но и слова?

- А сколько звуков может обозначать буква я? Откройте прописи на странице 20, кто изображен в верхней части?

- Что держит девочка?

- Какие первые два звука слышаться в слове яблоко?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

_ Значит когда буква я обозначает два звука, когда стоит… в начале слова.

- А сколько звуков обозначает буква я в слове «мяч»? Потому что стоит после согласной.

- Перед  тем как начнем писать, давайте разомнем  наши ручки

Личностные

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

ФИЗМИНУТКА

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Посмотрите на строчную букву я и скажите из каких элементов она состоит? (Дети: Длинная наклонная прямая с небольшим закруглением внизу, и овалом вверху, и длинная наклонная прямая с закруглением вправо внизу вверх

- Обведите элементы по тонким линиям. Первый элемент пишем снизу вверх (Я показываю на доске). Второй элемент сверху вниз ( Я показы на доске)

-Обведите узоры на увеличенной рабочей строке по тонким линиям.

- Ребята, а сейчас посмотрите,  как пишется строчная  буква я.

( Показ по диску).

-Давайте вместе со мной в воздухе напишем эту букву.

- Сейчас, давайте пропишем нашу букву. Посмотрите, на доску.

Я показываю на доске.

- Ставим точку над нижней линией рабочей строки, ведем небольшое закругление вправо и вверх- короткую наклонную прямую. не доходя до верхней линии пишем закругления влево до верхней линии и  вниз пишем полуовал до середины рабочей строки, не отрывая руки ведем соединительную линию до верхней линии рабочей строки, и вниз по написанному ведем короткую наклонную прямую с закругление вправо до середины рабочей строки.

- А теперь, ребята попробуйте написать по тонким линиям  строчную букву я.  Рядом самостоятельно напишите 5 таких букв.

- Ребята, не забывайте. Мы с вами работаем не на скорость, а на правильность и аккуратность.

- Сядьте правильно, ноги опустите вниз; спина прямая; тетрадь лежит под наклоном; пишем аккуратно и красиво.

- Ребята, а сейчас поменяйтесь с прописями со своим соседом по парте, и выберете у него букву которая написанна правильнее всего, обведите её карандашом

- Молодцы, дети!

Личностные

Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенному к учащемуся.

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные

Анализировать и исправлять деформированный текст: дополнять, восстанавливать логику изложения; Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

- Ребят, посмотрите на следующую рабочую строку,  прочитайте слово (Дети: Яма)

- Сколько слогов в слове?  (Дети: Два).  (Я помогаю проговаривать  я-ма).

- На какой слог падает ударение? (Дети: На первый).  ( Я помогаю проговаривать  я-ма).

- Посмотрите на схему, из скольких звуков состоит 1 слог? Какой  буквой обозначается? Почему буква я в этом слове обозначает два звука? (Потому что буква я  написана в начале слова)

- Запишите слово яма рядом. Обратите внимание буква «Я» с буквой «М» нижнее соединение. (Я пишу на доске)

- Прочитайте слово, которое записано на  следующей рабочей строке (Дети: Яблони)

- Сколько слогов в слове? ( Дети: 3 слога)

- На какой слог падает ударение? (Дети: На первый)

- Сколько звуков  обозначает буква я в этом слове? (Дети: Два слога)

- Запишите рядом слово яблони, буква «Я» с буквой  «Б» среднее соединение.

-Посмотрите на следующую рабочую строку,  что на ней записано? (Дети: Предложение). А почему вы решили, что это предложение? (Дети:  Так как написано с заглавной буквы и в конце предложения стоит точка). Верно!

- Прочитайте предложение, дополнив его нужным словом.

- Какое слово обозначает схема  (Дети: Слово яблони)

- Сколько слов в этом предложение? (Дети: 4 слова)

-На следующей рабочей строке спишите это предложение, дописав его словом яблони.

Регулятивные

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений «ложно, истинно»

Познавательные

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

ФИЗМИНУТКА

6. Обобщение новых знаний

-Теперь посмотрите  на страничку 21.  Какая буква записана? (Дети: Заглавная буква я)

- Из скольких элементов она состоит? (Дети: Из двух).

- Сравните ее со строчной буквой. Чем они отличаются?  (У заглавной  буквы-длинная наклонная прямая)

- Обведите элементы по тонким линиям.

- Обведите узоры.

-Сконструируйте заглавную букву из элементов на доске, выбрав нужные элементы.

-  - Ребята, а сейчас посмотрите,  как пишется заглавная буква Я.

( Показ по диску).

- Сейчас, посмотрите, как я буду ее писать букву. Посмотрите, на доску. (Ставим точку над нижней линией рабочей строки, ведем небольшое закругление влево и вверх-длинную наклонную прямую. Не доходя  до верхней линии, пишем закругление влево и вниз-полуовал до верхней линии рабочей строки. Ведем соединительную линию вверх до пунктирной линии и вниз- длинную накл. прямую с закруглением вправо до середины рабочей строки.)

Я показываю на доске.

- А теперь, ребята попробуйте прописать  заглавную букву Я по тонким линиям в ваших прописях. Рядом напишите еще 5  букв самостоятельно.

Личностные

Воспринимать речь учителя.

Познавательные

Строить модель с учетом их художественной специфики.

Анализировать и исправлять  деформированный текст: находить ошибки, восстанавливать логику изложения.

7. Включение в систему знаний

- Посмотрите на схему, которая находится на следующей рабочей строке. К какому слову подходит эта схема? (Дети: Ян). Сколько звуков обозначает буква –Я? Почему?

-Запишите это слово рядом. Буквы «Я» и «н» соединены верхним соединением. (Я пишу на доске)

- Прочитайте следующее слово (Дети: Яна) Запишите слово рядом. Буквы «Я» и «а», обратите внимание соединяются верхним соединением.

- Что обозначают это два слова? (Дети: Ян- имя мальчика, Яна- имя девочки)

- Посмотрите на следующую рабочую строку. Что записано на ней? (Дети: Предложение). Давайте прочитаем это предложение. Сколько слов в предложение? (Дети: 6 слов)

- кого обычно называют братом и сестрой? (Дети: Мальчика и девочку у которых одна мама)

- Рядом запишите это предложение. Начинаем писать с         заглавной буквы и в конце не забудьте поставить точку.

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Личностные

Воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенному к учащемуся

8. Подведение итогов

- Ребята, кто скажет, с какой новой буквой  мы познакомились на сегодняшнем уроке?(Дети: С заглавной и строчной буквой Яя)

- Чему учились? (Дети: Учились правильно писать строчную и заглавную букву Яя)

Личностные

Воспринимать речь учителя.

9.  Рефлексия

- Посмотрите на картинки, которые изображены на экране. Выберете ту которая соответствует вашему настроению. (Дети:  Выбирают понравившуюся картинки, и обосновывают свой выбор). Уберите прописи в портфели. Приготовьтесь к след уроку.

-Ребята, встаньте. Наш урок подошел к концу. До Свидания! (Дети: До свидания)

Регулятивные

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Технологическая карта + план конспект к уроку "Ломанная линия"

План конспект в 1 классе в соответствие с фгос  "Ломанная линия"...

Конспект урока русского языка по теме «Строчная буква п»

Методическая разработка - конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме «Строчная буква п». УМК «Перспектива»...