Главные вкладки

    Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
    материал по русскому языку (2 класс)

    Синьшинова Маргарита Эдуардовна

    в соответствии с фгос 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки  и буквы для их обозначения».

    Тема урока

    Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

    Тип урока

    Открытие новых знаний (ОНЗ)

    Цель

    Создать условия для ознакомления  учащихся со способами обозначения мягких и твердых согласных на письме

    Планируемые результаты

    Предметные умения

    Формируемые УУД

    -учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

    -закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

    -закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

    -расширять и активизировать словарный запас;

    -уточнять ориентировки в пространстве и времени;

    -развивать мелкую и общую моторику;

    -развивать внимание, память, мышление.

    Личностные: 

    Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

    Метапредметные:

    Регулятивные: 

    Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

    Познавательные:

    Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

    Коммуникативные:

    Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Основные понятия

    Твердый, мягкие согласные звуки, гласные буквы

    Межпредметные связи

    Русский язык –развитие речи – литературное чтение

    Ресурсы

    -основные

    -дополнительные

    В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

    В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Тетрадь для 2 класса. Часть 1

    Мультемейдиное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз

    Организация пространства

    Фронтальная работа, групповая работа.

    СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые Универсальные Учебные Действия ( УУД)

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Включение в деловой ритм.

     Устное сообщение учителя.

    -Здравствуйте дети, меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

    - Проверти все ли у вас готово к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находиться на партах?

    - Итак, друзья, внимание

    Вот прозвенел звонок

    Садитесь ровненько

    Ручки положите на парту

    И мы начинаем скорей наш урок.

    - Посмотрите на экран, к нам на урок заглянуло солнышко-смайлик. Какой смайлик  вам больше нравиться?

    - Рада, что у вас хороший настрой на работу.

    Готовность к работе

    -здравствуйте

    -пенал, учебник, тетрадь, дневник

    -ответы детей

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2.Актализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Минутка чистописания.

    Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу.

    Я друзья от вас не скрою

    Ручку правильно держу.

    Сяду прямо не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    Запишите число и месяц в тетради, сегодня 4 декабря, ниже классная работа.

    - Ребят, посмотрите какие красивые снежинки изображены на экране.

    -На каждой снежинке находиться буква. Каким одним словом назвать эти буквы?

    Сколько всего гласных букв в русском языке?

    А звуков?

    -Давайте запишем эти буквы в тетрадочки.

    - Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками.

    -Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

    Могут сделать что угодно

    Замок выстроить за ночь

    Злые силы превозмочь

    Чудеса творят любые

    И совсем они не злые

    Им не нужны учебники

    Ведь их зовут вол……..

    Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

    Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

    -Какой это звук твердый или мягкий?

    - И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

    Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий?

    -Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

    -Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

    Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

    - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? - Почему?

    - Так как вы думаете, какая тема нашего урока?

    -Правильно тема нашего урока «Твердые и мягкие согласные и буквы для их обозначения».

    Словарная работа.

     Тим и Том вчера играли

    Разбросали все кругом:

    Книги, ручки, покрывало –

    Дом сегодня весь верх дном.

    Чтоб на место все сложить:

    Мячик, чашки и цветы

    Нам придется вспомнить:

    Первый звук, – “Какой же ты?”

    И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

    Слова:  карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь.

    - Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах?

    - А как мы называем такие слова?          - Давайте запишем их в тетрадь – первый вариан пишит слова Тома, а второй вариант слова Тима. Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

    - Поменяйтесь с тетрадями с соседом и проверьте его работу. Прочитайте слова первого варианта, прочитайте слова второго варианта.

    - Возьмите карандаш в руки, и если сосед не допустил не одной ошибки поставите «5», а если допусти хоть одну «4», а если две то «3».

    - Поменяйтесь обратно тетрадями, поднимите руку, кто не допустил не одной ошибки, а теперь кто допустил ошибки.

    Выполняют задание тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции учебные навыки.

    - 4  декабря

    - Классная работа

    - гласные

    - 10

    -6

    -мягкий

    -твердый

    - твердые

    - мягкие

    -да, по цвету

    - потому что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые – синим

    - учиться различать твердые и мягкие согласные

    - непроверяемая безударная гласная

    - словарные

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учетом и сверстниками.

    Регулятивные:

    контроль, коррекция,, оценка, прогнозирование, целеполагание.

    Познавательные:

    выявлять неизвестное; анализировать и исправлять ошибки друг друга.

    3.Постановка учебной задачи

    Анализирует знание учащихся.

    Создать проблемную ситуацию.

    - Посмотрите на слайд, здесь записаны слова

    -Читаем первое слово.  Какой звук обозначает буква «л» в этом слове? Читаем следующее слово. Какой звук обозначает буква «л» в этом слове

     - А почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

    -лук - твердый

    - люк – мягкий

    Регулятивные:

    корректировать деятельность, вносить изменения.

    Познавательные:

    высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы

    Коммуникативные:

    воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем правил, на странице 121.

    -  Кто прочитает нам правило?

    - Какими гласными буквами обозначается мягкость на письме?

    -Приведите примеры

    - А какими гласными буквами обозначается твердость на письме?

    - Приведите примеры.

    -Теперь мы можем ответить на вопрос почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

    - Теперь самостоятельно прочтите это правило.

    - Кто нам расскажет, это правило?

    - Запомните ребят. Гласные е,  ё, ю, я, и, буква ь, дружат с волшебником Тимом.

    - А гласные а, о, у, ы, э, дружат с Томом.

    Работа с упражнением с опорой на правила

    - е, ё, ю, я, и

    - мел, ключ, мел ,лёд

    - а, о, у, ы, е

    - мак, сон, лук, сыр, мэр

    - потому что после буквы «л» в слове лук, стоит гласная буква «у», она и обозначает твердость, а после буквы «л» в слове люк, стоит буква «ю», она обозначает мягкость на письме.

    - ответы детей

    Регулятивные:

    планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные:

    сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные:

    выявлять известное и неизвестное.

    Физминутка для глаз

    5.Реализация построенного проекта

    -  Теперь на странице 122, найдите упражнение 197.

    - Прочитайте задание к нему.

    - На какие три столбика мы будем делить слова?

    - В первый столбик запишем название птиц, во второй название деревьев, ну и в третий название цветов.

    - Записываем слово упражнение 197.

    Давайте еще раз прочитаем слова которые мы запишем в первый столбик,

    а во второй, и в третий.

    - Что нам нужно еще выполнить?

    - В первой группе какая буква обозначает один и тот же согласный звук? Давайте произнесем этот звук.

    - А во втором столбике? Произнесите этот звук.

    - Найдите согласный звук в последней группе. Произносим согласный звук.

    - Подчеркните эти буквы

    Работа с упражнением

    - кукушка, ласточка, жаворонок

    - тополь, липа, клён

    - астра, ромашка, маргаритка

    - буква к

    - буква л

    - буква р

    Регулятивные:

    анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

    Познавательные:

    проверять информацию; преобразовывать текст.

    Коммуникативные:

    анализировать и исправлять полученный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.

    6.Обобщение новых знаний

    - Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

    На берозах стучат датлы.

    Серожа и Пета кормят индука.

    Ката грела утуг.

    - В чем смысл замены этих гласных букв?

    - На что хотели обратить внимание поменявшийся гласными буквы?

    - Какой звук обозначает буквы

    Я

    Е

    Ё

    Ю,  после согласных

    - Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь.

    - Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

    - Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нем находятся слова.

    - Вам нужно разбить слова на две группы, в первую группу поместить слова которые  понравились бы  Тому, а  в другую  Тиму.

    Слова: рад, мал, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

    - Давайте проверим, какие слова вы отнесли к Тому?

    - А какие слова к Тиму?

    - Молодцы! Вы смогли померить волшебников.

    - На берёзах стучат дятлы

    - Сережа и Петя кормят индюка

    - Катя грела утюг

    - буквы могут обозначать другие звуки

    [а]

    [э]

    [о]

    [у]

    - дятлы- существительное, стучат -глагол

    - мал, рад, лук,  были, ров

    - люк, мял, рев, били

    Регулятивные:

    контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные:

    выбирать решения из несколько предложенных, кратко обосновывать свой ответ.

    7. Подведение итогов урока

    Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

    Какие гласные обозначают мягкость согласного?

    А какие твердость?

    -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

    - я, е, е, ю, и

    - а, о, у, ы, э

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    8.Рефлексия деятельности

    Организует рефлексию.

    - Какое время года у нас настало?

    - Какого природного явление мы ждем зимой?

    На столе у каждого из вас лежат2 снежинки, со словами, прочитайте эти слова. Определите какой первый согласный звук слышится в этих словах.

    И нужно повесить на доску ту снежинку, на которой первый слог в слове обозначает мягкость.

    - Ребята, посмотрите, я придумала так, что если все вы правильно определились со звуками, то на доске у нас находяться только сильные снежинки.

    -Какие вы молодцы, вы все верно выполнили задание.

    - Уберите свои рабочие места.  Наш урок окончен. Встаньте. До свидания!

    Осуществляют сам оценку собственной деятельности, соотносить цели и результаты, степень их соответствия.

    -зима

    -снег

    - до свидания

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные:

    рефлексия

    Личностные:

    смыслообразование.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    составила Синьшинова М.Э

    Слайд 2

    А О Е Я И Ё О У Ы Э Ю составила Синьшинова М.Э

    Слайд 3

    Могут сделать что угодно: Замок выстроить за ночь, Злые силы превозмочь, Чудеса творят любые И совсем они не злые. Им не нужны учебники Ведь их зовут вол … . составила Синьшинова М.Э

    Слайд 4

    Карандаш, лисица, пенал, сорока, посуда, медведь составила Синьшинова М.Э

    Слайд 5

    Словарь: л и сица, п е нал, м е дведь Словарь: к а рандаш, с о рока, п о суда составила Синьшинова М.Э

    Слайд 6

    Л ук Л юк Твердый согласный звук Мягкий согласный звук ? составила Синьшинова М.Э

    Слайд 7

    Л у к Л ю к Твердый согласный звук Мягкий согласный звук Буква «у» в слове лук, делает первый согласный звук твердым, а буква «ю» в слове люк, делает первый согласный звук мягким составила Синьшинова М.Э

    Слайд 8

    е ё и ю я ь а о у ы э

    Слайд 9

    На берозах стучат датлы . Серожа и Пета кормят индука . Катя грела утуг . На берёзах стучат дятлы . Серёжа и Пета кормят индюка . Катя грела утюг. составила Синьшинова М.Э


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

    Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

    Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

    Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

    Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

    Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...