Главные вкладки

    План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Зинаида Васильевна Блохина

    План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ   «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

    Московская область

    План – конспект

    открытого  урок  русского языка

    во   2   А  классе

    по теме:

    «Предлоги.

    Роль предлогов  в  нашей речи»

    Блохина  Зинаида  Васильевна

    высшая квалификационная категория,

    учитель начальных классов

    13.03.2013

    Цели:

    Образовательная  цель  урока, формирование  представлений  о  предлоге, как  части  речи  и  его  роли  в  предложении,  решалась  на  протяжении  всего  урока: дети  находили предлоги, доказывали, что  это, именно,   предлоги.

    Воспитательная  цель: воспитание  интереса  к  обучению, чувства  коллективного  сопереживания  и  сотрудничества, сплоченности, культуры  общения. Это  наблюдается в работе  в  парах, в  группах.

     

    Развивающая  цель: формирование  умения  принимать  участие  в  обсуждении  поставленных  вопросов, развитие  мышления, внимания, памяти, наблюдательности, письменной  и  устной  речи  учащихся  через  построение  собственных  высказываний.

    Планируемые  результаты: 

    учащиеся научатся  осознавать  предлог  как часть речи; употреблять  предлог  только  с  именем  существительным  или  местоимением;  устанавливать  связь  слов  в  предложении  с  помощью  предлога;  применять  правила  правописания.

    Ход урока:

    І. Организационный момент.

    Слышите, звенит звонок,

    Говорит: «Начнём урок!»

    --Садитесь дети.

    - Нам предстоит большая, интересная работа.

    Звучит  музыка  и  актёр  читает  стихотворение А.  Плещеева «Сельская  песенка»

    - На  этом  уроке  мы  в  царстве  весны.

    ІІ. Актуализация  знаний.

     Минутка чистописания.

    - Откройте рабочие тетради и запишите дату и «Классная работа».

    -Чтобы работа наша была чистая, аккуратная, разомнём ручки и проведём минутку чистописания.

    Снова птицы летят издалёка

    К берегам, расторгающим лёд,

    Солнце тёплое ходит высоко

    И душистого ландыша ждёт.

    - Эти красивые строки написал Афанасий Фет.

    Несколько птиц залетели к нам на урок и принесли задание для чистописания.

    На доске появляются силуэты птиц с написанными соединениями и словами.

    Нн    на   не   при    пла

    птицы   весну   принесли   тёплую   на  крыльях

    (Дети делают упражнение

    для кисти руки «птичка пьёт воду»,

     далее записывают соединение букв и слова.)

    - Птички совершили длинный перелёт, устали, дадим им напиться.( правая рука держит ручку и стоит на локте, под счет «раз-два» рука сгибается в запястье так, как будто птичка наклоняет головку и пьет)

    -А теперь запишите красиво соединения букв.

    - Составьте из слов предложение о птицах. Запишем  его.  (Птицы  принесли  тёплую  весну  на  крыльях. )  1  человек записывает  на доске и выполняет дополнительные задания.

    -  Назовите главные члены предложения.

    - Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.

    - Какое слово здесь  самое короткое?  (на)

    - Как мы называли такие слова? («маленькое словечко»)  Предлог.

    ІІІ. Постановка цели и темы урока.

    - Как вы думаете, о чём  мы  будем  сегодня говорить на уроке? ( о  предлоге)

    Будем  учиться  находить  их  в  предложениях.

    ІV.Словарно-орфографическая работа.

    - Но прежде, вспомним то, что уже знаем – словарные слова и некоторые орфограммы.

    Повторяем то, что знаем.

    Что умеем – вспоминаем.

    1. «Игра «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах.

    Дети пишут на листочках по 3 слова из словаря, пропустив орфограмму, и обмениваются. Вставляют буквы в карточке и отдают на проверку соседу.

    Проверка: Что  написал ты?

    2. - Молодцы, ребята! А я вам тоже приготовила слово из словаря, только сначала отгадайте его.

    В  белом  сарафане

    Встала на  п.ляне ,

    Л.тели   птицы,

    Сели  на  к.сицы .

                      (  …………)

    - Что это? (берёза) Какие слова помогли вам об этом догадаться? (белый сарафан, косицы)

    Запишите загадку, отгадку, выделите орфограммы.

    Дети самостоятельно выполняют.

    Проверка: сигналят карточками. Какую  букву  вставили в  слове

    «на поляне»

    «косицы»

    V. Работа по теме урока.

    Найдите  в стихотворении  предлоги, докажите.  (в, на)

    - Перед какой  частью  речи  не бывает  предлогов?  (Перед глаголами)

    - На доске появляется таблица с предлогами  (предлоги из правила учебника)

    у

    через

    из

    без

    в

    при

    с

    перед

    для

    между

    к

    о

    на

    над

    по

    до

    за

    под

    про

    около

    - Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами. Всего в русском языке около 200 предлогов. Но пока нам нужно запомнить написание этих предлогов.  

    VІ. Закрепление. 

    Работа в группах.

    -Вставить предлоги и выразительно загадайте загадки гостям.

    1-я группа:

    Бегу я как … лесенке,

    … камушкам звеня.

    Издалека …  песенке,

    Узнайте вы меня.  (Ручей)

    2-я группа:

    Что … звездочки сквозные

    … пальто и … платке,

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмешь – вода … руке?  (Снежинки)

    3– я группа:

    Что … чудо красота!

    Расписные ворота.

    Показались … пути!

    … них ни въехать, ни войти. (Радуга)

    Проверка: представители групп зачитывают  загадки  и отгадки.

    Физминутка.

    VІІ. Выяснение роли предлогов в речи.

    Учитель:  

    1. Открываем учебники  на  стр.109

    упражнение 186 (устно), по заданию

    - Зачем нужны были предлоги? ( Без них непонятен смысл предложений.   Нет связи между словами.)

    - Для чего же служат в речи  предлоги? Как  доказать, что это предлог? (Между предлогом и словом  можно  поставить  другое слово)

    Задание: списать 5 и 6 предложение.

    Карточки  для  Ипполитова, Гилёвой

    1. Зарядка для  глаз:

     Найдите  птиц  над  доской. Не  поворачивайте  голову, только  глазами найдите  СНЕГИРЯ, ГРАЧА, СТРИЖА, ЛАСТОЧКУ, СОЛОВЬЯ.

    ВСЕ  эти  птицы  называются  перелётными.  Почему?  Какая из них лишняя? Почему?

    (СНЕГИРЬ прилетает  к  нам   зимой)  

    Учитель:  а  теперь  отгадайте  мою  загадку.

    В  домик свой скворец вернулся,

    А  в   лесу медведь проснулся.

    В   небе  жаворонка трель.

    Кто же  к  нам пришел? ( Апрель)

    Работа  по  учебнику. Стр.109

    -Обратите внимание на слово  «АПРЕЛЬ» .  Что вы знаете об этом слове?

    Что оно  обозначает?

    (Второй месяц  весны)  Назовите  весенние месяцы. (март, апрель, май)

    Справка:  родина  слова  «АПРЕЛЬ» - древний Рим.  Оно  означает «тёплый, солнечный»

    На  Руси этот месяц  называли снегогоном,  водолеем.

    Апрель – месяц  живой  воды, бурного  пробуждения  и  расцвета  природы.

    -Как вы думаете, почему это слово мы будем  относить к словарным словам?

    Запишем это  слово  в  тетрадь.

    Поставим ударение.

    Определим количество  слогов, букв, звуков.

    Апрель – 2 слога (ап-рель), 6 букв, 5 звуков.

    VІІІ. Физкультминутка.

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише,

    Деревцо всё выше, выше.

    ІХ. Закрепление.

    1. Нахождение предлогов в потоке речи.    (Запись пение птиц)

    Е.Н.Косарева

    Весна, весна, весна везде!

    В звериной норке и в гнезде!

    -Птицы прилетели из тёплых стран. Где же им жить? Давайте повесим на нашу берёзу скворечник. Кто в нём поселится? (скворец) .

    Познавательная минутка.

    А  знаете ли вы, что  Обыкновенный скворец - птица небольшая. Длина тела до 21сантиметра. Размах крыльев  около  39 сантиметров. Вес примерно равен 75 граммам. Семейство скворцовых включает в себя более 100 видов. Скворцы являются всеядными птицами, то есть эти птицы употребляют как пищу растительного, так и животного происхождения. За гнездовой период семья ,только одного скворца,  уничтожает около 8 тыс. майских жуков и их личинок.

    В первое время после появления птенцов самка и самец кормят их мягкой пищей. Более жесткую пищу (например, улиток, жуков, кузнечиков, крупных гусениц и т. п.) родители начинают давать своим птенцам по мере их роста. Спустя двадцать один-двадцать три дня птенцы уже в состоянии покинуть гнездо. Правда, еще примерно два дня они находятся на обеспечении у своих родителей. Интересен тот факт, что родители используют всякие ухищрения, чтобы выманить свое весьма перепуганное потомство из гнезда. К таким ухищрениям можно отнести, к примеру, то обстоятельство, что самка с самцом крутятся в непосредственной близости от гнезда с кормом, стараясь выманить птенцов наружу.

    Они  могут подражать жаворонкам, перепелам, варакушкам, ласточкам, иволгам, дроздам, сойкам камышовкам и др. птицам. Обыкновенные скворцы способны даже воспроизводить кваканье лягушки. Нередки случаи, когда возвращающиеся с юга в весеннее время шпаки неожиданно начинают петь голосами субтропических птиц.

    На берёзу прикрепляем скворечник со скворцом.

    -Скворец и скворечник – как называются эти слова? (родственные или однокоренные)Докажите это.        (Плакат)

    Е.Н.Косарева  читает стихотворение целиком.  (Текс на доске, но предлоги записаны слитно!) 

    Задание: найдите слова с предлогами. Как их написать со словами.

    Новосёла дом сосновый встретил раннею весной.

    Поселился в доме скоро скворушка наш дорогой.

    У скворечника скворец, первый житель-удалец.

    За скворечник залетел, под скворечник подлетел.

    На скворечнике сидел, всю округу оглядел.

    «Дом на славу удался, долго жить в нём буду я».

    Учитель:   А  «Я» - это маленькое  слово тоже  ПРЕДЛОГ?  

    2. Познавательная минутка.

    - Вот и остался скворушка жить на нашей берёзе.

    Ни в одной стране нет столько берёз, сколько у нас. Мила она русскому человеку.

    Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

    - Какую пользу приносит берёза?

    *Из почек приготовляют лекарства.

    *Из ветвей делают мётла и веники.

    *Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.

    *Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

    *Из древесины берёзы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, скипидар.

    -Ребята, а мы ещё не сказали о берёзовом соке. Издавна люди употребляют этот природный напиток. Но добывать берёзовый сок нужно осторожно. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь»( на доске открывается   пословица) Раненое дерево истощается, а запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку в стволе попадают микробы и вызывают болезни дерева. Вот как важно беречь берёзы.

    - Какие предлоги встретились в пословице?(на) Какое «маленькое слово» не является предлогом?  (а)

    3. Рефлексия.

    Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом берёза. Выберите из первых двух заданий одно и выполните его.

    Задания по выбору.

    Спрятался … берёзу

    Забрался … берёзу

    Сидел … берёзой

    Упал … берёзы

    1)Вставить подходящие предлоги, используя таблицу.

    2)Распределить уже имеющиеся предлоги в словосочетания.

    3)Задание для всех: Составить предложение с любым словосочетанием и записать его. Помни: предложение красивее, если в нём есть имя прилагательное.

    Взаимопроверка.

    - Прочитайте последнее словосочетание.

    - Какой предлог слышится?(з) А какой написали?(с)

    -Почему написали предлог «с» ?  Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

    Х. Итог урока.

    -Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?(о предлогах)

    - Что вы о них узнали? Для чего нужны предлоги в речи?

    Поднимите  кружок  красного цвета, если вам на уроке было  скучно, неинтересно  и непонятно.

    Желтый, если было  интересно, но ты  уже  и  так  много  знал  по теме

    Зелёный, было  интересно, узнал  много  нового.

    Оценки за  урок: ………………………………………………………………..

    Выставляем в дневники.

    Записываем домашнее задание: стр.110 упр.188. Прочитайте задание в учебнике.

    - И в завершение послушайте стихотворение.

    Читает наизусть 1 ученик.

    Чудесный выдался денёк,

    А я учу предлоги…

    Я должен твёрдо знать урок:

    У нас учитель строгий!

    И я шепчу, закрыв глаза,

    Скрестив под стулом ноги:

    «Что значит – «по»?

    Что значит – «за»?

    И «за» и «по» - предлоги!

    Учитель:  урок  закончен!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

    План-конспект урока русского языка в 3 «В» классе школы №12 г. Самара по теме: «Имя существительное как часть речи». «Давайте порадуем зиму». Учитель: Каримова Ольга КеримовнаЦели: дать более глубокое...

    Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

    ·         пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 - го лица;·         формировать навык раздельного написан...

    План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

    План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

    Открытый урок русского языка во 2 классе на тему " Имя прилагательное как часть речи"

    Урок проводится в малокомплектных классах. На уроке проводится работа с двумя классами (2-3)одновременно....

    План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

    Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

    УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"

    Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.Планируемые результаты:-Предметные:знать:роль имен прилагател...

    Открытый урок русский язык в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"

    Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"...