Открытый урок русский язык в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"
план-конспект урока (4 класс)

Ериклинцева Ирина Борисовна

Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_rol_glagolov_v_rechi_predlozhenii.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Роль глаголов в речи, предложении»

Цель урока: Актуализация знаний об обобщённом лексическом значении  глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение

Задачи урока:

образовательные:

  • Формировать умения систематизировать полученные знания;

Совершенствовать умение определять часть речи глагол, его  морфологические   признаки;

  • анализировать, проводить обобщения, делать выводы;

                     развивающие:

  • формировать нове способы действий, обучать работе по плану;
  • развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся

                воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;
  • воспитывать внимательное отношение к окружающим;
  • воспитывать умение слушать друг друга.
  • установить связь с жизненным опытом ребенка

Планируемые результаты: предметные (ученик научится / ученик получит возможность научиться), личностные и метапредметные.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • распознавать глаголы и определять роль глагола в языке, объяснять их лексическое значение
  • научатся ориентироваться в своих знаниях  
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемой теме
  • научатся использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Личностные

Обучающиеся смогут осознавать:

  • мотивационную основу учебной деятельности;
  • эстетическую ценность руського языка;
  • уважительное отношение к родномуязыку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту руського язика как явления национальной культуры;
  • социальную, практическую и личностную значимость ученого материала;
  • потребность норм поведения и правил при выполнении игрового задания
  • способность принять решение в социальном выборе

Метапредметные

  • способность использовать родной язик как средство получения знаний по другим  учебным дисциплинам;
  • применение полученных знаний, умений и явлений на  межпредметном уровне (на уроках окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ и  др..)

ФормируемыеУУД: регулятивные,  познавательные,  коммуникативные

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме
  • Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
  • Синтез, подведение под понятие

      Регулятивные:

  • Постановка учебной задачи;
  • Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Оценивание качества и уровня усвоения материала
  • Планирование своей деятельности в соответствии с целью урока,
  • внесение корректив  в план действий.

     Коммуникативные:

  • умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Задания

Действия учителя

Действия ученика

 1.Создание атмосферы сотрудничества и доверия:  «Релаксация».

2.Формулировка темы и цели урока самостоятельно.

3. Развитие каллиграфическ ого навыка: минутка чистописания.

4.Наблюдение над ролью глаголов в речи. 

5.Физ. минутка

6.Роль глаголов в построении предложений.

7.ЗакреплениеРабота в учебнике

упр.145

8. Резерв

9.Итог урока.

10.Рефлексия.

11.Дом. задание.

- Ребята! Закройте глаза и прослушайте отрывок из муз. произвед. Чайковского «Щелкунчик».

- А теперь постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, чувства, которые вы испытали во время слушания, употребив только  глаголы.

- Почему именно глаголы помогли передать ваши ощущения?

Слайд 2.  

- К нашему уроку я подобрала эпиграф:

- "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов.

- Таково мнение писателя Алексея Югова.

- А как вы понимаете смысл этих слов?

Слайд 3.

- Какова же тема нашего урока?
-У каждого из вас есть таблица
«Что я  хочу узнать», отметьте галочкой цели, которые вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.

- Сформулируйте цели, которые поставили перед собой.

- На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самоконтроля. Каждое выполненное задание оцениваете и ставите соответствующий балл в колонку «Моя самооценка». В конце урока я соберу эти листы и поставлю за ваши задания баллы в колонку «Оценка учителя», а затем мы сравним наши оценки и проверим, правильно ли вы оцениваете свои достижения.

- Оцените, как вы определили тему и цели урока. Поставьте соответствующий балл в 1 стр

- Запишем в тетрадях число, Классная работа с комментированием.

(На доске написано предложение:

Лера видела в лесу настоящую лису.)

- Прочитаем предложение.

- Чтобы отгадать букву минутки чистописания, послушаем её характеристику:

- Эта буква согласная.

- Она обозначает звонкий звук.

 - Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени.

- В данном предложении она встречается 4 раза. Слайд 4.

- Пропишем заглавную и строчную Л

одну строку.

- На следующей строке запишите предложение.

- Выполним синтаксический разбор.

- На какой вопрос отвечает глагол?

- Каким членом в предложении является?

- Отметьте в листе самоконтроля свой результат.

- Что обозначает глагол?

- На самом деле обозначать действие может и существительное.

- Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
- Ну что, вы услышали хоть один глагол?    Шепот, дыханье, колыханье - это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Глагол многогранен.

- Выясним, какова его роль в речи? Слайд 5.

1. Работа с текстами.

- Прочитаем тексты на экране.

- Сравним их.

- Что общего между ними?  

- Чем они отличаются?  

- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?  

- Какова роль глагола в нашей речи?

2. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 68. Найдите упр. 139.

-О чем может идти речь в тексте, к которому выполнена иллюстрация?

- Прочитаем стихотворение. Кто написал это произведение?

- С помощью каких частей речи Елена Благинина рисует картину весеннего дня?

- Почему она использовала глаголы?

- Найдите их в тексте, работаем в парах.

- Какая пара готова?

- Прочитайте свои глаголы.

- По каким признакам определили глаголы?

- Запишем эти слова в тетрадь. (у доски)

- Как различаются глаголы? (по временам)

- Как определить время глаголов?

- Определите в каком времени употребляются данные глаголы?

-Какие ещё грамматические признаки глаголов вам известны? (по числам)

- Как определить число глаголов?

- Определите в каком числе употребляются эти глаголы?

- Изменяются глаголы по родам?

- Какой сделаем вывод?

- Оцените, как справились с данным заданием.

- Поставьте оценку во 2-ю строку.

- Я буду называть действия, а вы их выполнять.

Встаньте, хлопайте,

Топайте, прыгайте,

Шагайте, поворачивайтесь

Хлопайте, топайте,

Прыгайте, стойте.

Вдохните, выдохните, Садитесь.

- С помощью слов какой части речи нам удалось провести физ. минутку?

- Это ещё раз доказывает, что глаголы – большие труженики, они всегда что-то делают.

Слайд 6.

- А сможем ли мы обойтись без них?

-Предлагаю проверить.

- Рассмотрите картинку, попробуйте безглаголов описать, что на ней изображено.

-Получилось? Попробуйте прочитать текст на доске без глаголов.

………….. долгожданная зима.

…………. первый снег.

Дети ………… на улицу.

Они ………. снеговика.

У Миши ………. пальцы.

Яша ….. ему рукавицы.

Весело …. время дети.

(Наступила, выпал, лепят, выбежали, замёрзли, дал, проводят

- Смогли узнать из этого текста о чем идет речь? (Нет)

- Как «оживим» текст?

-Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. Прочитайте предложения.

-Что скажете теперь? Можем ли мы обойтись без глаголов? Каково их значение в предложении?

- Как можно назвать глаголы, которые создают действия?

- Из упр.145унаем, какие ещё глаголы существуют в речи?Прочитайте текст.

- Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки?

- Как его можно озаглавить?

- Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?

- Назовите глаголы, передающие звуки.

- В каком значении употреблены эти глаголы?  

- Для чего автор употребил их в переносном значении?

-Как глаголы характеризуют неодушевленные предметы?

-Как называется такой прием в литературе?  

- Найдите в тексте глаголы движения.

- Почему автор использовал большое количество этих глаголов?

- Перечислите глаголы, которые обозначают цвет.

- Какую функцию в речи выполняют эти глаголы?

- Какой глагол не назвали? (любят)

- Что он обозначает?

- Это глагол состояния души.

- Какой сделаем вывод?

- 1 ряд выписывает глаголы, которые создают движения, 2 ряд выписывает глаголы, передающие звуки, 3 ряд выписывает глаголы, обозначающие цвет и состояние (3 уч. у доски)

- Слайд 7.Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду)

- Оцените выполнение этого задания в листе самоконтроля. 4 строка.

Слайд 8.

- Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

- Сколько глаголов использовал поэт? (14)

- По какому значению распределим их в группы?

- Назовите глаголы, передающие звуки,создающие движения, обозначающие цвет.

- Самостоятельно выпишите глаголы, создающие действия, движения.

- 1 уч. выписывает глаголы, передающие звуки.

- 2 уч. выпишет глаголы, обозначающие цвет.

- Слайд 9. Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду)

- Это стихотворение интересно тем, что поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

-Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Алексей Югов, называя глагол самой живой частью речи? Докажите. Глагол – это…

- Какова роль глагола в речи?Какие грамматические признаки глаголов вам известны?Какие глаголы придают речи выразительность?

- Слайд 10. Перед вами на экране оценочный лист, сформулируйте своё отношение к уроку.

- Слайд 11. Запишите Дом. Зад.

Ученики изъясняются только глаголами (радуешься, пугаешься, настораживаешься, удивляешься и т.д.).

Ответ:Глагол обозначает действия предметов, может передать звуки.

Ответ:Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Ученики озвучивают тему урока.

Запись в тетрадь с комментированием даты урока.

Ученики по некоторым подсказкам определяют букву Л.

Письмо буквы Л заглавной и строчной в соединении – 1 строка, письмо предложения с доски – 2 строка.+

Синтаксический разбор всего предложения (один у доски с комментариями)

Ответ: Глагол обозначает действия предметов, но еще он может передать настроение, чувства.

Ответ:Глаголы передают действия.

Признаки: Глагол – часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Ответ: По родам изменяются глаголы прошедшего времени ед. числа.

Вывод: Глаголы изменяются по временам и числам.

Выполняют действия физ.минутки.

Рассматривают картинку на слайде, пытаются описать, что на ней изображено без глаголов.

Ученики пытаются прочитать предложения на доске без глаголов.

Вставляют в предложения, подходящие по смыслу глаголы. Читают получившийся текст.

Ответ: Глаголы нужны для построения предложений, для ясности сообщений, чтобы оживить речь, они помогают точно передать смысл сказанного.

Ответ:Глаголы движения

Ответ: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя и ветра, рокот моря.

Ответ: Употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Ответ: Как живые существа.

Ответ: Олицетворение.

Ответ: Автор использует глаголы для описания действий.

Ответ: Глаголы цвета помогают писателям создавать яркие картины

Вывод: Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту небесных явлений. Оказывается, с помощью глаголов можно показать, как проходят грозы, бьют молнии, сверкают радуги

(Читаю стих-е)

Ученики выполняют сам. зад. с обратной стороны доски

Оценивают своё отношение к уроку.

Записывают дом. задание.

Стр. 68 Упр. 140.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.

Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...

Открытый урок русского языка по теме: «Части речи» 3 класс

Урок обобщения  и систематизации знаний учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе)...