Открытый урок русского языка во 2 классе на тему " Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ирина Константинова

Урок проводится в малокомплектных классах. На уроке проводится работа с двумя классами (2-3)одновременно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Тип: изучение нового материала

Цель: Познакомиться с Именем  прилагательным как частью речи

Задачи:

- научиться распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- научиться обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному;

- учиться соотносить имена прилагательные с именами существительными.

Планируемые результаты

Предметные

- распознавать прилагательные среди других частей речи в устной и в письменной форме;

- обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному;

- выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными

-  приводить примеры имён прилагательных.

Метапредметные

- понимать и держать в памяти учебную задачу;

- выполнять действия по намеченному плану, по правилам;

- находить необходимую информацию в учебнике, в словаре и пр.

- делать выводы на основе наблюдений;

- соотносить сделанный вывод с образцом, учиться дополнять или изменять свою точку зрения.

Личностные

- проявлять положительное отношение к языковой деятельности.

- развивать способность к самооценке.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: Учебник Русский язык 2 класс 2 часть; таблицы по теме на доске, карточки со словами для заданий, конверты с заданиями для работы в группах, выставка книг Т. Рик.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Оргмомент

Здравствуйте, ребята.  Проверьте свою готовность к уроку.

Вместе проговариваем стихотворение:

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас

Осматривают рабочее место.

Проговаривают стихотворение.

Актуализация опорных знаний

Выполните задание с доски:

Слова: бежит, трава, кричат, большой, зелёная, стекло, свистит, цветы, прозрачное, лететь, живые, сад  разделить на группы по частям речи в три столбика  1 столбик-имя существительное, 2 столбик-глагол, а в 3 столбик-остальные слова.

Учащиеся по очереди выходят к доске и размещают слова  в столбики.

Имя существительное       Глагол                ?

          трава                       бежит            большой

          стекло                     кричат           зелёная

          цветы                      свистит         прозрачное

          сад                           лететь           живые      

Выясняется, что слова в третьем столбике имеют что-то общее.

А что такое имена прилагательные?  Легко ответить на этот вопрос?

Почему трудно?

Значит, мы сегодня будем работать над темой:  Имя прилагательное.( Переносим название в Тему урока)

Читают слова, делят на группы. Выявляют слова, относящиеся к незнакомой части речи. Делают разные предположения.

Работают у доски - классифицируют слова. В итоге получается 4 слова в третьем столбике. Высказывают предположение, о том, что это могут быть имена прилагательные.

Трудно.

Мало о них знаем.

Мотивация познавательной деятельности

Вам необходимо найти ответ  на вопрос: Что такое Имя прилагательное? Где вы можете его найти? Ещё где?   А у нас в кабинете есть прекрасные книги Татьяны Рик о частях речи. Одна из них так и называется «Доброе утро, Имя Прилагательное!»

А сегодня наши задачи научиться:

- распознавать прилагательные в устной и в письменной форме;

- соотносить прилагательные с существительными по вопросам;

В учебнике.

 В Интернете, в других книгах по русскому языку.

Организация познавательной деятельности

Первичное усвоение новых знаний

  1. Открываем учебник на стр.86 , Самостоятельно изучите правило об имени прилагательном и заполните  кластер.
  2. Взаимопроверка.
  3. А мне интересно, сколько вопросительных слов дано в правиле в учебнике? И сколько вопросов вы написали в кластере? Назовите их.   (на доске крепятся карточки с вопросами  какой?, какая?  какое? какие?)
  4. Надо завершить нашу работу со словами на доске. Обратите внимание на одну из задач нашего урока  - соотносить прилагательные с существительными по вопросам. Посмотрите в учебник упр. 148-устно
  5. Вот перед вами имена существительные, вот вопросы, а вот прилагательные, как оказалось. Соотнесите их между собой. Ну, например, (собрать словосочетание из любых слов)  трава какое? большой

Первичная проверка понимания новых знаний

Вернитесь к задачам нашего урока и подумайте, научились вы чему-то новому или нет?

А теперь вам надо идти дальше. Я предлагаю поработать группами.

Вы выбираете конверт с именем существительным, на столе лежат вопросы и несколько прилагательных.  Ваша задача выбрать из них те, которые можно соотнести по смыслу.

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Мягкие, пушистые, забавные.                                          Котята                    Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

Теперь взаимопроверка – меняетесь местами, оцениваете работу другой группы.

Запишите в тетради то, что у вас получилось. Подчеркните имена прилагательные. Кто знает, как подчёркивать? Если не знаем, то информацию всегда можно найти.

Самостоятельное изучение правила об имени прилагательном с заполнением кластера.

Проверяют своего соседа по парте. Один ученик озвучивает свою работу.

4

4

Фронтальная работа по подбору имени существительного по смыслу.

Находят и исправляют ошибки у учителя.

Составляют на доске словосочетания с подходящими по смыслу вопросами и прилагательными.

Ответы детей. Уверены не все.

Выбрали конверт, затем из общих слов выбирают те, которые подходят для соотнесения имён существительных и прилагательных по смыслу.

Выполняют взаимопроверку, поправляют ошибки.

Записывают в тетради словосочетания.

Дети объясняют, как подчёркивать имена прилагательные. Объясняют, что узнали это в учебнике или на таблице на стене.

Физкультминутка

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.

САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ, ЛЕС, ЛУЧ, РАННИЙ, ОСЕННИЙ, ВЕСЕННИЙ, УТРЕННИЙ, ВЕТЕР.

Учащиеся выполняют заданные упражнения.

Если кто-то делает ошибку, поправляем с объяснением.

Организация познавательной деятельности /продолжение/

Первичное закрепление.

Вернитесь к  теме и задачам нашего урока и подумайте, научились вы чему-то новому или нет? Цель урока была какая? Узнали, научились? Вот сейчас это придётся доказать каждому из вас. Это работа на оценку.

- В конце учебника у нас расположены словари. Ваше задание: Из каждого словаря выписать по 2 прилагательных. У вас есть возможность выбора. В некоторых словарях много  прилагательных. Выберите и запишите те, которые вам понравятся.

 Если вы затрудняетесь , ещё раз внимательно прочитайте правило в учебнике на стр. 86.

После этого вы самостоятельно разбираетесь с упр. 151.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают самостоятельно.

Работают самостоятельно.

Подведение итогов

Рефлексия

Ещё раз вернитесь к  теме и задачам нашего урока и подумайте о себе. Оценить себя нам помогут ваши человечки и кармашки со словами «Знаю»,  «умею». Я теперь не прошу вас ничего говорить. Просто разместите своего человечка в нужный, по вашему мнению,  карман.

Если же вы ничему не научились на уроке, то просто оставьте своего человечка там, где он есть.

Учащиеся выходят к доске и размещают человечков со своим именем в разные кармашки.

Домашнее задание

 Р/т стр. 90; Рассказ об имени прилагательном по кластеру.

Дополнительный материал

- Я хочу вам прочитать весёлое детское стихотворение:

Мой Мяч,                                                                                                                            Ты куда
Помчался
Вскачь?

 Не угнаться
За тобой!

В нём совсем нет имён прилагательных. Я вам предлагаю их отдельно на листочках. Представьте, что вы авторы и ваше неудачное  стихотворение  надо дополнить.

С.Маршак Мяч      

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?

Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!

Дети всем классом работают над дополнением стихотворения.

Затем их варианты зачитываются и сравниваются с авторским стихотворением С.Маршака «Мяч»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя прилагательное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...