Урок русского языка во 2 классе по теме "Употребление предлогов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Васильева Юлия Валентиновна

Урок открытия новых знаний. Поможет лать представление о роли предлога в речи, сформировать умение писать предлог  отдельно от других частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_predlogov_v_rechi.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

1

                                         Урок  в рамках методических дней
                       для педагогов образовательных учреждений г. Мурманска

                 «Уроки педагогического мастерства»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Употребление предлогов  в речи»  
                        2 класс, программа
Л. В. Занкова.

Учитель: Васильева Юлия Валентиновна, учитель I квалификационной категории,
МОУ СОШ №42 г. Мурманска

Тип урока:  получение новых знаний.

Технология: игровая, информационно-коммуникативная

Цель: познакомить учащихся с предлогом, как  с  частью речи.

Задачи:  

  • дать представление о роли предлога в речи, формировать    умение писать предлог отдельно от других частей речи;
  • развивать устную и письменную речь,  аналитическое мышление, память, внимание;
  • совершенствовать культуру речи;
  •  воспитывать коммуникативную культуру учащихся; формировать интерес к изучению русского языка.                            

Оборудование:

                                                                                      2

                                                                         Ход урока

I. Организационный момент.
1. Психологическая установка на урок.
Нас сегодня сказка ждёт,
К новым знаниям поведёт
Вы друг к другу  повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Всё получится у нас
ВЫ, я  знаю, дружный   класс.
2. Погружение в сказку.
- Посмотрите на экран. Вспомните название сказки.  
 Кадры из мультфильма «Снежная королева»(СЛАЙД).
- Как называется сказка?
- Кто её написал?        
-
Кто главные герои этой сказки? (Кай, Герда, Снежная королева)
- Что случилось с Каем?
- Что   сделала Снежная королева?
- Кто отправился на его поиски?  
- Мы с вами  поможем Герде растопить льдинки в сердце Кая и вернуть его домой.
                                                                   

IV. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

- Урок  сегодня сказочный,  работать мы будем   на  волшебных листах.

-  Положите лист с наклоном.

1. Чистописание.

    На доске: п р о д л г е

- Снежная королева засыпала снегом все дорожки, по которым Герда должна пройти.

- На какие две группы можно разделить данные буквы?

- Запишите цепочку  из согласных букв и цепочку из гласных букв.

- Кто доволен своим письмом, поставьте + в волшебной снежинке, кто не очень   доволен – .

- Какое слово рассыпалось? (предлог)

2. Определение темы и целей урока
    Предположения детей:  предлог.    
  -  Тема урока: Употребление предлогов  в речи (СЛАЙД).                           
  -  
Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
«
Будем узнавать…  (СЛАЙД).                                                                          
 
Что ….?
  Для чего..?
   Как …?
- Мы сегодня на уроке узнаем :          
   1. Что такое предлог?                                                                    
   2. Для чего нужны предлоги?
   3. Как пишутся предлоги?(СЛАЙД)
Молодцы!  Мы помогли Герде   преодолеть первое препятствие.  А у нас на окне растаяла первая снежинка.

                                                               3

III. Открытие новых знаний.

1. Работа над деформированным предложением.

- Верные помощницы Снежной королевы – вьюги и метели намели сугробы на пути Герды(СЛАЙД).

- Поможем их преодолеть.

- Найдите слова, отделите их друг от друга.

- Назовите слова. Проверьте (СЛАЙД).                                                                                          

- Попробуйте составить  из  этих  слов предложение ( не получается)

- Почему? (не хватает слова)

- Какого?  (в)

- Добавьте. Какое предложение получилось? (СЛАЙД).                                                                        

- Кто знает, как называется маленькое слово в?  (предлог).

- Это часть речи. Будем обозначать буквами   пр.   

- Какую работу выполнил предлог в нашем предложении?(соединил слова по смыслу)

   Вывод: предлог служит для связи слов в предложении(СЛАЙД).
2. Словарная работа.                                             

- Обратите внимание на выделенные орфограммы.

- Найдите словарное слово? (дорога)

- Назовите орфограмму.

- Какое самое трудное слово? (отправилась) Проговорим его орфографически.

- Прочитайте ещё раз предложение.   Запишите. 

- Обозначьте предлог.  Оцените свою работу.

- Молодцы!  второе препятствие мы преодолели, вторая снежинка на окне растаяла.
-
Сугробы расступились ...   и пошёл снег                                                  
Физкультминутка (зрительная релаксация  «Снежинки») (СЛАЙД).                                                                                  
- С
мотрим на экран. Следим  глазками,  как лёгкие снежинки кружатся в воздухе.
  3. Положение в пространстве.
- Где Герда нашла Кая?        
- Герде надо  попасть в Замок Снежной королевы.

- Вы видите его на рисунке.  (на доске)
- Что ещё видите?
(стрелки)
- Что за слова на стрелках?
(предлоги)
- Они заколдованы.
 
-
Чтобы Герда попала в Замок, мы должны их расколдовать – я читаю предложения, вы должны услышать  предлоги и вернуть их  вместе со стрелками на свои места. 
( ученик работает на доске)
-Найдите замок  на волшебном листе.
 Снежная королева вышла из замка (Покажите стрелкой направление движения, подпишите на стрелке предлог)
 Снежная королева пролетела над замком.
Герда подошла к замку.
Герда зашла в замок.
-  Придумайте предложение  со словом   «снеговики»
-  Какие предлоги использовали
?   (перед, возле, около, у)
-  Проверьте.
- На что указали предлоги?
 ( могут указывать  направление движения, положение в пространстве) - Оцените свою работу.
- Отлично! Вы помогли Герде попасть в замок Снежной королевы.
     
-
Растаяла ещё одна снежинка.

               4        

3. Составление словосочетаний (работа в парах).
- Какое задание дала Снежная королева Каю? ( собрать из льдинок слово вечность)
-
Нам   надо помочь Каю собрать из льдинок словосочетания(СЛАЙД).
-
Будем работать в паре.
-
Достаньте льдинки из конверта.
- Составьте два словосочетания. Каждое из двух   льдинок.
- 1 вариант -  из белых, 2 вариант - из голубых.
- Какая трудность? ( нет предлога)
-
Для чего он нужен?
-
Напишите на льдинке предлог.
-  Прочитайте: сл
ожил из л. динок,  выпрыгнул  из с . ней.
-  Какие предлоги вставили?
   Как написали предлоги? Почему?
-
  Как пишутся предлоги с другими словами?                     
-
  Какие орфограммы пропущены? Запишите.
- Обменяйтесь листами. Посмотрите на экран.
-  Проверьте работу друг друга (СЛАЙД).                                                                     
- Оцените  работу.  Как вы написали  предлог с другими  словами?  
-
Сформулируем вывод: 
 
предлоги пишутся  отдельно от других слов(СЛАЙД).                                                              
- Прочитайте  друг другу  шёпотом написанные словосочетания.
(сложил из льдинок,  выпрыгнул [ис] саней)
-
Что вы заметили при произношении предлогов?  Произносим и пишем по - разному. Предлогов  ис  не бывает.
- Сформулируем вывод:  как пишутся предлоги? (всегда одинаково, независимо от произношения)     - Их надо запомнить.
- Сформулируем вывод:
предлоги  всегда пишутся  одинаково.                                         
- Герда  записала предлоги в словарик и дарит  его вам.     (На доску – словарик)
- Переверните жёлтый листочек.    Это   словарик предлогов.
- В наших словариках ещё совсем мало предлогов. Вы будете сами их  записывать.
- Последнее препятствие мы преодолели.  
- Кай освобождён из плена Снежной королевы
(СЛАЙД).                                                           
- Он встретился с Гердой, четвёртая снежинка растаяла.

IV. Обобщение новых знаний.
- Что мы узнали о предлогах? (СЛАЙД).                                                                                            

V. Применение новых знаний.
   1. Работа с текстом. Дифференцированное задание.
  - Герда прислала вам письмо. Но Снежная королева решила нам помешать и стёрла  некоторые  слова. Попробуйте восстановить письмо Герды(СЛАЙД).                      
-  Прочитайте задание. 
 3 группа  (белая роза)        
Вставьте в предложения предлоги из справки. Подчеркни предлоги.
  2  группа  (жёлтая роза)   Вставьте в предложения предлоги по смыслу. Подчеркни предлоги.  

5

 1 группа (красная роза )      Вставьте в предложения предлоги по смыслу. Подчеркни предлоги.
                                               
Что самое главное в этой сказке? Составьте предложение. Запишите.                                                                    

                                                               Ребята!

         __  братом случилась беда.   Сердце Кая превратилось  __  кусочек льда.  Снежная королева увезла его  __  санях.  Я дошла  __  замка Снежной королевы. Осколок  зеркала выпал   __  глаз Кая.  
      Спасибо вам  __   помощь! Ваша Герда.                                                                                          

Проверка (по группам)
3 группа.
- Кому Герда нарисовала белую розу?
- Прочитайте письмо. Какие предлоги вставили? (с, до, из, за, в)
2 группа.
-  Кому Герда нарисовала жёлтую розу?
- Как вы написали предлоги с другими словами? (раздельно)
1 группа.  
- Кому Герда нарисовала красную розу?

- Как вы ответили на вопрос? Какие предлоги использовали?
- Чему вы научились у героев сказки? (доброте, терпению)
-
Оцените свою работу. 
-
У нас растаяла последняя снежинка. Посмотрите! На окне расцвела роза!
2. Портрет предлога.
-  
Возьмите  листы розового цвета, любого цвета фломастер.
-  Нарисуйте портрет предлога, используя предлоги для изображения глаз, бровей, носа, ушей, волос. Пользуйтесь предлогами из словарика.

  VI. Рефлексия.
- Если вы довольны своей работой на уроке  – нарисуйте предлогу улыбку.
- Если не совсем довольны  - ваш предлог будет задумчивым.
- Если не довольны своей работой – грустным.
- Покажите портреты предлогов!
- Какие весёлые предлоги получились у вас!

VII. Домашнее задание (по выбору):
1.Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.
2. Восстановить по картинкам фразеологизмы, записать, подчеркнуть предлоги.

- Встаньте, крепче возьмитесь за руки, никогда не теряйте друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. Приставки и предлоги.

Урок можно использовать по любой программе. Достаточно заменить задания из учебника....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....