План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. '' УМК ,, Школа России''
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»
Черемисиновского района
Курской области
Забавина Любовь Ивановна учитель начальных классов
План – конспект урока по русскому языку в 4 класс
« Школа России» учебник русского языка В. П. Канакина.
Тема: Местоимение как часть речи .
Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;
учить распознавать местоимения среди других частей речи;
формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;
работать над развитием речи, орфографической грамотностью;
воспитывать интерес к предмету.
Формируемые УУД:
познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;
- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока.
1. Организационный момент
Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.
2. Актуализация знаний . Слайд 1
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)
Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Всё равно к себе притянет. ( Подушка)
На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)
Хоть сама и снег и лёд,
А уходит- слёзы льёт. ( Зима)
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)
А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)
- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?
( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)
- Подберите проверочные слова.
3 . Самоопределение к деятельности
Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)
А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они- ей- раз!
Она им- раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла .
А. Барто.
- Почему девочка ничего не поняла?
( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)
- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)
- Сформулируйте задачи урока.
( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)
4. Открытие нового знания Слайд 2
Работа на интерактивной доске .
- Прочитайте текст.
- Определите какой в нём есть недостаток.
Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.
У совы мощные когти и чуткие уши.
( В каждом предложении повторяется слово сова)
- Как можно исправить этот недостаток?
( Слова сова можно заменить другими словами)
- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.
Сова - хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником.
У неё мощные когти и чуткие уши.
- Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?
( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )
Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.
-Называют ли местоимения она, у неё на конкретный предмет или только указывают на него?
- Что же такое местоимение?
( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )
5.Первичное закрепление изученного.
Работа по учебнику
Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)
-Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.
Чтение сведений о местоимении.
Упр. 109 с. 52
- Назовите личные местоимения
Словарная работа .
Найдите в толковом словаре значение слова личный . Слайд 3
-Придумайте предложения, употребив слово личный.
Слайд 4
Обобщите наши рассуждения по плану:
- Что такое местоимение?
- Как называют местоимения , которые указывают на лица?
- Какие местоимения относятся к личным?
6. Физкульминутка
Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.
Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.
7. Закрепление изученного материала.
1.)Работа по учебнику .
Упр 110 учебника с. 52
– Прочитайте первое предложение
-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.
-Вместо какого слова оно употреблено?
( Он - сом)
– Прочитайте второе предложение.
-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено? ( Она - ящерица)
- С какой целью в загадках используют местоимения?
Выполните письменно второе задание к упражнению.
2.)Задание на интерактивной доске Слайд 5.
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:
р о е к к у а н ь
к о о г з о ё р л о д
м м а е л д и в е н д а ь
Используя их, отгадайте загадки:
Только этот водоём, для него родимый дом.
Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?
Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?
Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.
Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..
Запишите отгадки и местоимения , которые их заменяют.
( Озеро- оно, козёл – он, малина- она )
3.)Самостоятельная работа
Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)
- уровень
Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. . В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку з..вут м…доуказчиком . Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. |
2 уровень
Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. Птич…ку з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей. |
- уровень
Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы? Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями. Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу. :_________________-. Справка: Они тоже чувствительны к боли. В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы. Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды. Она способствует передвижению рыб в воде. |
8. Рефлексия
Графический диктант (+,-)
( Один обучающийся у доски) Слайд 6
1..Местоимение- часть речи.
2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
3.Он- местоимение.
4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.
5.Личные местоимения заменяют имена существительные.
Проверка с доски Слайд7
- Поднимите руку кто выполнил правильно
-Поднимите руку кто допустил одну ошибку.
- Кто не справился сз аданием?
Оцените свою работу на уроке смайликами.
9.Подведение итогов урок а.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Что показалось вам трудным?
10 Дом. задание.
С. 53 упр 111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Местоимение как часть речи. Ос»Школа 2100» Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...
Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"
Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...
Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе
Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...
Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе
Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...