План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. '' УМК ,, Школа России''
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Забавина Любовь Ивановна
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

  МКОУ « Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»

 Черемисиновского района

 Курской области

 Забавина Любовь Ивановна учитель начальных классов

План – конспект урока по русскому языку в 4 класс

 « Школа России»  учебник русского языка В. П. Канакина.

 Тема: Местоимение как часть речи .

  Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

 Задачи урока:

познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;

 учить распознавать местоимения среди других частей речи;

 формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;

 работать над развитием речи, орфографической грамотностью;

 воспитывать интерес к предмету.

 Формируемые УУД:

 познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.

2. Актуализация знаний .   Слайд 1

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)

Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)

 Вспушит она свои бока,

 Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. ( Подушка)

 На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)

 Хоть сама и снег и лёд,

А уходит- слёзы льёт. ( Зима)

Частый, зубастый,

 Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)

 А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)

- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?

( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)

- Подберите проверочные слова.

3 . Самоопределение к деятельности

 Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

 А вот  я знаю одного ученика, который очень  любит  смотреть кино .Послушайте  об этом стихотворение А. Л. Барто. .

 Заранее, заранее

 Всё было решено:

 У школьников собрание,

 Потом у них кино.

 Домой придёт

 Мой старший брат,

 Он мне расскажет

 Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

 А я большая!

 Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

 А он им – раз!

 А тут как раз

 Она ползла,

 А он как  даст ему

 Со зла!

 Они- ей- раз!

 Она им- раз!

 Но тут как раз

Её он спас,

 Он был с ней

Заодно…

 Ух, сильное кино!

 Нет, видно, я ещё мала:

 Я ничего не поняла .

                                     А. Барто.

- Почему девочка ничего не поняла?

 ( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

-  С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными) 

- Сформулируйте задачи урока.

 ( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)

4.  Открытие нового знания  Слайд 2 

 Работа на интерактивной доске .

 - Прочитайте текст.

- Определите  какой в нём есть недостаток.

 Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.

У совы мощные    когти и чуткие уши.

 ( В каждом предложении повторяется слово  сова)

 - Как можно исправить этот недостаток?

 ( Слова сова можно заменить другими словами)

 - Прочитайте текст, заменив во втором и третьем  предложении слово сова другими словами.

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников  она считается лучшим охотником.

У неё мощные когти и чуткие уши.

 - Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?

( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )

Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

-Называют ли местоимения она, у  неё  на конкретный предмет  или  только указывают на него?

- Что же такое местоимение?

( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )

 5.Первичное закрепление изученного.

 Работа по учебнику 

Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

-Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

 Чтение  сведений о местоимении.

Упр. 109 с. 52

 - Назовите личные местоимения

Словарная работа .

Найдите в толковом словаре значение слова личный .      Слайд 3

-Придумайте предложения, употребив слово личный.

Слайд 4

 Обобщите наши рассуждения по плану:

 - Что такое местоимение?

- Как называют местоимения , которые указывают на лица?

- Какие местоимения относятся к личным?

6. Физкульминутка

 Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

 Ребята, они, дело, оно, она,  метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

7. Закрепление изученного материала.

1.)Работа по учебнику .

 Упр 110 учебника с. 52  

– Прочитайте первое предложение

 -Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено?

( Он - сом)

  – Прочитайте второе предложение.

-Назовите  личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено?  ( Она - ящерица)

- С какой целью в загадках используют местоимения?

 Выполните письменно второе задание к упражнению.

 2.)Задание на интерактивной доске  Слайд 5.

 Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р о е к к у а  н ь

к о о г з о ё р л о д

м м а е л д и в е н д а ь

 Используя их, отгадайте загадки:

 Только этот водоём, для него родимый дом.

 Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

 Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

Запишите  отгадки и местоимения , которые их заменяют.  

(  Озеро- оно, козёл – он, малина- она )

 3.)Самостоятельная работа

 Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)

  1. уровень

 Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку  з..вут м…доуказчиком

. Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного  дер…ва

Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.

2 уровень

 Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

 Птич…ку  з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл.

Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного  дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

  1. уровень

Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?

   Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

 Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

 :_________________-.

Справка:

 Они тоже чувствительны к боли.

  В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

 Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

 Она способствует передвижению рыб в воде.

 

8. Рефлексия

 Графический диктант (+,-)  

 ( Один обучающийся у доски)      Слайд 6

1..Местоимение- часть речи.

2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты. 

3.Он- местоимение.

4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

 Проверка  с доски                           Слайд7

- Поднимите  руку кто выполнил правильно

 -Поднимите руку кто допустил одну ошибку.

- Кто не справился сз аданием?

 Оцените свою работу на уроке смайликами.

 9.Подведение итогов урок а.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось вам трудным?

 10 Дом.  задание.

 С. 53 упр 111

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"

Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...