Главные вкладки

    План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. '' УМК ,, Школа России''
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Забавина Любовь Ивановна
    Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx28.28 КБ

    Предварительный просмотр:

      МКОУ « Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова»

     Черемисиновского района

     Курской области

     Забавина Любовь Ивановна учитель начальных классов

    План – конспект урока по русскому языку в 4 класс

     « Школа России»  учебник русского языка В. П. Канакина.

     Тема: Местоимение как часть речи .

      Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

     Задачи урока:

    познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;

     учить распознавать местоимения среди других частей речи;

     формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;

     работать над развитием речи, орфографической грамотностью;

     воспитывать интерес к предмету.

     Формируемые УУД:

     познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

    - коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

    регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    - личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

     Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.

    2. Актуализация знаний .   Слайд 1

    Отгадайте загадки, запишите отгадки.

    Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)

    Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)

     Вспушит она свои бока,

     Свои четыре уголка,

    И тебя, как ночь настанет,

    Всё равно к себе притянет. ( Подушка)

     На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)

     Хоть сама и снег и лёд,

    А уходит- слёзы льёт. ( Зима)

    Частый, зубастый,

     Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)

     А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)

    - Н а какие группы можно разделить слова отгадки?

    ( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)

    - Подберите проверочные слова.

    3 . Самоопределение к деятельности

     Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

     А вот  я знаю одного ученика, который очень  любит  смотреть кино .Послушайте  об этом стихотворение А. Л. Барто. .

     Заранее, заранее

     Всё было решено:

     У школьников собрание,

     Потом у них кино.

     Домой придёт

     Мой старший брат,

     Он мне расскажет

     Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

     А я большая!

     Я пойму.

    И вот он начал

    Свой рассказ:

    - Они ползут,

     А он им – раз!

     А тут как раз

     Она ползла,

     А он как  даст ему

     Со зла!

     Они- ей- раз!

     Она им- раз!

     Но тут как раз

    Её он спас,

     Он был с ней

    Заодно…

     Ух, сильное кино!

     Нет, видно, я ещё мала:

     Я ничего не поняла .

                                         А. Барто.

    - Почему девочка ничего не поняла?

     ( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

    -  С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными) 

    - Сформулируйте задачи урока.

     ( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)

    4.  Открытие нового знания  Слайд 2 

     Работа на интерактивной доске .

     - Прочитайте текст.

    - Определите  какой в нём есть недостаток.

     Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.

    У совы мощные    когти и чуткие уши.

     ( В каждом предложении повторяется слово  сова)

     - Как можно исправить этот недостаток?

     ( Слова сова можно заменить другими словами)

     - Прочитайте текст, заменив во втором и третьем  предложении слово сова другими словами.

    Сова - хищная птица. Из всех видов хищников  она считается лучшим охотником.

    У неё мощные когти и чуткие уши.

     - Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?

    ( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )

    Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

    -Называют ли местоимения она, у  неё  на конкретный предмет  или  только указывают на него?

    - Что же такое местоимение?

    ( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )

     5.Первичное закрепление изученного.

     Работа по учебнику 

    Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

    -Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

     Чтение  сведений о местоимении.

    Упр. 109 с. 52

     - Назовите личные местоимения

    Словарная работа .

    Найдите в толковом словаре значение слова личный .      Слайд 3

    -Придумайте предложения, употребив слово личный.

    Слайд 4

     Обобщите наши рассуждения по плану:

     - Что такое местоимение?

    - Как называют местоимения , которые указывают на лица?

    - Какие местоимения относятся к личным?

    6. Физкульминутка

     Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

     Ребята, они, дело, оно, она,  метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

    7. Закрепление изученного материала.

    1.)Работа по учебнику .

     Упр 110 учебника с. 52  

    – Прочитайте первое предложение

     -Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

    -Вместо какого слова оно употреблено?

    ( Он - сом)

      – Прочитайте второе предложение.

    -Назовите  личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено?  ( Она - ящерица)

    - С какой целью в загадках используют местоимения?

     Выполните письменно второе задание к упражнению.

     2.)Задание на интерактивной доске  Слайд 5.

     Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

    р о е к к у а  н ь

    к о о г з о ё р л о д

    м м а е л д и в е н д а ь

     Используя их, отгадайте загадки:

     Только этот водоём, для него родимый дом.

     Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

    Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

     Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

    Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

    Запишите  отгадки и местоимения , которые их заменяют.  

    (  Озеро- оно, козёл – он, малина- она )

     3.)Самостоятельная работа

     Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)

    1. уровень

     Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

    . В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку  з..вут м…доуказчиком

    . Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного  дер…ва

    Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.

    2 уровень

     Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

     Птич…ку  з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл.

    Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного  дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

    Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

    1. уровень

    Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?

       Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

     Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

     :_________________-.

    Справка:

     Они тоже чувствительны к боли.

      В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

     Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

     Она способствует передвижению рыб в воде.

     

    8. Рефлексия

     Графический диктант (+,-)  

     ( Один обучающийся у доски)      Слайд 6

    1..Местоимение- часть речи.

    2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты. 

    3.Он- местоимение.

    4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

    5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

     Проверка  с доски                           Слайд7

    - Поднимите  руку кто выполнил правильно

     -Поднимите руку кто допустил одну ошибку.

    - Кто не справился сз аданием?

     Оцените свою работу на уроке смайликами.

     9.Подведение итогов урок а.

    – Что нового узнали сегодня на уроке?

    - Какое задание было интересно выполнять?

    - Что показалось вам трудным?

     10 Дом.  задание.

     С. 53 упр 111

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

    Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

    Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

    Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

    Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"

    Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

    Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...